Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Откровение

6. Утешение в Кире, помазаннике Божьем (Гл. 45)

45:1-6 Господь называет Кира "помазанником" Своим (в еврейском языке это то же, самое слово, что и "мессия"), потому что персидский монарх – прообраз Мессии, Который окончательно избавит Свой народ. Иегова обещает Киру победу над народами – прежде всего, над Вавилоном. Господь уберет с пути его все преграды и отдаст ему "хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства". Обращаясь к Киру, Господь – Единый Истинный Бог – называет его по имени. "Пастырь Мой" (44:28), "помазанник" – так говорит Господь о Кире, которому предстоит исполнить волю Всевышнего. Все это Господь совершает ради избранного народа, чтобы весь мир увидел: нет других богов.

45:7 Стих 7 вовсе не означает, что Господь "сотворил зло", как утверждают некоторые, пытаясь подкрепить свои доводы текстом перевода Библии Короля Иакова и других ранних переводов.

(45:7) Лексика английского языка намного богаче лексики древнееврейского. Еврейское слово, переведенное как "зло" ("evil") в Библии Короля Иакова и как бедствие ("calamity") в Новой Библии Короля Иакова, может иметь и то, и другое значение. Кроме того, оно может переводиться и другими синонимами ("несчастье", "негодность", и т. д.) К сожалению, в 1611 году для перевода было выбрано слово "evil", которое может означать и зло в нравственном отношении. Слово, переводимое как "несчастье", намного лучше подошло бы в этом контексте.

Делицш указывает на то, что Маркион – один из "христианских" еретиков древности, а также другие еретики – валентийцы и подобные им гностические секты, искажали этот текст и учили тому, что Бог Ветхого Завета якобы "отличается от Бога Нового Завета".

Объясняя проблему зла, Делицш пишет: "Вне всякого сомнения, зло не может быть прямым действием Бога. Зло – это спонтанное действие творения, наделенного свободой".

В стихе 7 мы видим противопоставление света и тьмы, мира и бедствий (которые противоположны миру). Когда Бог допускает какие-либо бедствия, говорят, что Он творит их. Некоторые комментаторы полагают, что свет и тьма – это два начала мира, которым персы поклонялись, считая их вечно враждующими между собой божествами. (Другие оспаривают это мнение, утверждая, что нет никаких доказательств того, что Кир исповедывал эту религию). Войны Кира принесут мир Израилю и бедствия его врагам. Все эти войны пройдут так, как предопределил Господь.

45:8 Здесь описываются идеальные условия, в которых будет изобиловать правда (справедливость) и явится спасение (освобождение от врагов). Отчасти это станет возможным благодаря победе Кира, но окончательное исполнение пророчества произойдет только в Тысячелетнем Царстве.

45:9-11 Горе тому, кто сомневается в том, что Господь может и чужеземца использовать для искупления Иуды. Люди, высказывающие такие сомнения, подобны глине, спорящей с горшечником и обвиняющей его в бессилии ("у него нет рук"). Стих 11 можно толковать как вопрос: "Вы спрашиваете Меня о том, что замыслил Я для сыновей Моих в далеком будущем, или отдаете Мне приказы о том, как поступить с Моим же творением?" Иными словами: "Кто дал вам право задавать Мне такие вопросы?"

45:12, 13 Господь, Который сотворил человека и распростер небеса, воздвиг Кира, чтобы освободить пленных и отстроить для Бога Иерусалим. И хотя город был отстроен по указу царя Артаксеркса (Неем. 2:8б), именно Кир положил начало строительству, отпустив евреев из Вавилона.

45:14-17 Наступит день, когда бывшие враги Израиля принесут ему дань и подарки. Они признают, что есть только один Истинный Бог – Бог Израиля, и нет другого. За это обетование и за другие деяния Божии, верующий остаток Израиля прославит Господа. Непостижимы пути Его, и суды Его выше нашего разумения. Посрамлены будут все, кто делает лживых идолов и поклоняется им. Израиль же, спасенный Богом после Второго Пришествия Мессии, не постыдится ни в чем.

45:18, 19 Когда Господь сотворил мир, Он сотворил не хаос. Мир был сотворен не напрасно ("тоху" – то же самое слово, которое использовано в Быт. 1:2). Господь создал мир для людей. Он явил Себя людям, изъясняясь понятным им языком. Бог не творит хаос, и в том, что Он говорит, нет никакой хаотичности. Бог явил Себя в истине и праведности. Он – Всемогущий и Всевышний Бог.

45:20, 21 Он обращается к язычникам, которые носятся со своими идолами и молятся бессильным богам. Пусть они докажут, что их идолы могут как Он предсказать будущее. Никто другой не способен на это. Только Он один – праведный Бог и Спаситель.

45:22-25 Господь призывает язычников прийти к Нему и спастись. Он клянется, что всякое колено преклонится пред Ним, и всякий язык исповедует Его (см. Рим. 14:11; Фил. 2:9-11). Это произойдет в Тысячелетнем Царстве, когда все люди признают Господа Иисуса – единственный источник праведности и силы. Все Его враги придут к Нему с покаянием, а Израиль будет оправдан и прославится – в Нем, а не в идолах.