Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Откровение

2. Бог сокрушает Ассирию (Гл. 37)

37:1-4 Услышав сказанное Рабсаком, царь Езекия погрузился в уныние. Он пошел в храм, послав при этом сказать Исаие: "Младенцы дошли до утробы матерней, а силы нет родить". По мнению Дж. Александра, эта метафора "выражает ужасную боль, надвигающуюся опасность, критическое состояние, полнейшую беспомощность и зависимость от других". С робостью, которая превышает веру, Езекия предполагает, что может, Иегова услышал глумление Рабсака и накажет ассирийца.

37:5-7 Господь через Исаию убеждает царя, что не стоит бояться ассирийцев. Господь пошлет духа (видимо, духа беспокойства) на Сеннахириба, и, услышав весть, он возвратится в свою землю, где будет убит.

37:8-13 Когда Рабсак покидает Иерусалим, чтобы присоединиться к Сеннахирибу, он узнает, что последний отошел от Лахиса воевать против Ливны – километров в пятнадцати на северо-запад. Оставшаяся часть войска, конечно же, держала Иерусалим в осаде. Но когда до Сеннахириба дошел слух, что Тиргак, царь Ефиопский, вышел сразиться с ним, Сеннахириб отступил, отправив к Езекии посланцев с богохульным письмом, содержание которого во многом схоже со словами Рабсака. Перечисляя свои победы, Сеннахириб утверждает, что надежда на Иегову бесполезна.

37:14-20 Езекия поступил мудро: отнес послание в храм и развернул его пред лицом Господним. В своей краткой, но полной веры молитве, он просит Бога спасти Иудею от ассирийского царя, чтобы узнали "все царства земли, что Ты, Господи, Бог один".

37:21-29 Господь дает ответ через Исаию. Пророк использует поэтичные образы: девственная дочь Сиона (Иерусалим) насмехается над потерпевшим поражение Сеннахирибом. Затем Иегова призывает к ответу и ассирийцев, которые насмехаются над Самим Господом и хвастаются так, словно уже захватили Иудею и Египет. Бог говорит Сеннахирибу, что тот – всего лишь пешка в руках Иеговы. Завоевания, которые совершают ассирийцы, были предопределены Господом задолго до этого. Господь знает все о нечестивом царе и отведет его назад в Ассирию, как отводят животное с кольцом в носу.

37:30-32 Затем, обращаясь к Езекии, Господь уверяет его, что хотя в этом году и в следующем запасы еды будут скудными – из-за нашествия ассирийцев, на третий год будет собран обычный урожай. Люди, прятавшиеся в Иерусалиме в ожидании осады, вернутся к нормальной жизни. "Ревность Господа Саваофа соделает это". Господь любит избранный народ и гарантирует исполнение пророчества.

37:33-35 Господь уверяет Езекию, что царь ассирийский не только не войдет в Иерусалим, но и не сможет даже подойти к нему для атаки. Бог защитит город и вернет врага той же дорогой, которой он пришел.

37:36 Слова Господа сбылись. Ночью вышел ангел Господень и поразил в стане сто восемьдесят пять тысяч ассирийских воинов.

В 1815 году этому событию было посвящено одно из величайших стихотворений, написанных на английском языке. Так как не у всех читателей есть доступ к большим библиотекам, мы приведем это стихотворение полностью.

ПОРАЖЕНИЕ СЕННАХИРИMА

Ассирияне шли, как на стадо волки, В багреце их и в злате сияли полки, И без счета их копья сверкали окрест, Как в волнах галилейских мерцание звезд. Словно листья дубравные в летние дни, Eще вечером так красовались они; Словно листья дубравные в вихре зимы, Их к рассвету лежали рассеяны тьмы. Ангел смерти лишь на ветер крылья простер И дохнул им в лицо – и померкнул их взор, И на мутные очи пал сон без конца, И лишь раз поднялись и остыли сердца. Вот расширивший ноздри повергнутый конь, И не пышет из них гордой силы огонь, И как хладная влага на бреге морском, Так предсмертная пена белеет на нем. Вот и всадник лежит, распростертый во прах, На броне его ржа и роса на власах; Безответны шатры, у знамен ни раба, И не свищет копье, и не трубит труба. И Ассирии вдов слышен плач на весь мир, И во храме Ваала низвержен кумир, И народ, не сраженный мечом до конца, Весь растаял, как снег, перед блеском Творца! Джордж Гордон Байрон (1788-1824)

37:37, 38 Возвратившись в Ниневию, Сеннахирим был убит собственными сыновьями – Адрамелехом и Шарецером – в храме своего идола.