Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Откровение

Весь этот псалом говорит о врагах Давида, его преследователях и клеветниках. Таких было немало, и они доставляли много неприятностей Давиду почти на протяжении всей его жизни, поэтому не стоит догадываться, по какому определенному поводу был написан этот псалом.

(I) Он молится, чтобы Бог сохранил его от их злобных замыслов (ст. 2,3).

(II) Он описывает их нечестивый характер как людей, предопределенных для погибели посредством их собственной злобности (ст. 4-7).

(III) Духом пророчества он предсказывает их гибель, которая будет совершена для славы Бога и ободрения Его народа (ст. 8-11). Воспевая этот псалом, мы должны обращать внимание на результаты древней вражды между семенем жены и семенем змея и убеждать себя в том, что в конце концов голова змея будет повержена ради чести и радости святого семени.

Начальнику хора. Псалом Давида.

Стихи 2-7. В этих стихах Давид описывает Богу опасность, в которой оказался, и характер своих врагов, чтобы усилить просьбу о собственной защите и их наказании.

I. Он настоятельно просит Бога защитить его (ст. 2,3): «Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, то есть даруй мне то, о чем я прошу Тебя, а именно: сохрани жизнь мою от страха врага, которого я боюсь». Он просит сохранить ему жизнь, которая по-особому дорога ему, так как знает, что она предназначена для служения Богу и своему поколению. Когда на жизнь человека покушаются, то сам он не может поддержать свой покой (Есф 7:2,4). И если Давид говорит о своем страхе перед врагом, то тем самым не унижает себя. Так поступал в свое время его отец Иаков, избранник Бога (Быт 32:11): «Избавь меня от руки Исава, ибо я боюсь его. Сохрани жизнь мою от страха врага – не только от того, кого я боюсь, но и от беспокойного страха перед ним. То есть в итоге сохрани мою жизнь, ибо в страхе есть мучение, особенно в страхе перед смертью, так как из-за него некоторые люди на протяжении всей жизни находятся в узах страха. Он молится: «Укрой меня от замысла коварных, от зла, которое они тайно замыслили против меня, от мятежа злодеев, объединивших силы и мысли, чтобы причинить мне зло». Обратите внимание, что цель тайных заговоров – мятеж. Предательские поступки начинаются с предательских собраний и тайных объединений. «Укрой меня от них, чтобы они не нашли меня и не схватили. Даруй мне безопасность под Твоей защитой».

II. Он жалуется на великую злобность и порочность своих врагов: «Господи, укрой меня от них, ибо они наихудшие из людей, которым нельзя попустительствовать. Они – опасные люди, которых ничто не остановит, и поэтому я погибну, если Ты не встанешь на мою сторону».

1. Они очень презрительны в своей клевете и оскорблениях (ст. 4,5). Они описаны как воины с мечами и луками – лучники, которые внезапно и тайно точно попадают в цель, стреляют в беззащитных птиц, не осознающих грозящей опасности.

(1) Их языки являются их мечами, пламенеющими мечами обоюдоострыми, которые обнажаются во гневе, ранят и убивают доброе имя соседа. Язык – маленький член, но, подобно мечу, он много делает (Иак 3:5). Это опасное оружие.

(2) Их лук – язвительное слово (имеются в виду оскорбительные порицания, позорящие клички, клевета, лживые рассказы и измышления). Раскаленные стрелы нечестивцев зажигаются от адского огня. Их злобность напрягает лук свой, чтобы послать стрелы как можно дальше.

(3) Их цель – непорочный человек, на него направлен их гнев, и они не могут говорить о нем или с ним мирно. Чем лучше человек, тем больше ему завидуют нечестивцы и тем больше клевещут о нем.

(4) Они совершают это с искусством и коварством. Они втайне стреляют, чтобы тот, в кого они стреляют, не раскрыл их планы и не избежал опасности, ибо в глазах всех птиц напрасно расставляется сеть. Они внезапно стреляют, не предупредив человека и не дав ему возможности защитить себя. Проклят, кто тайно убивает ближнего своего репутацию (Втор 27:24). Нет защиты от выпадов лживого языка.

(5) Поэтому они не боятся, то есть уверены в успехе и не сомневаются, что с помощью своих методов достигнут своей цели. Или, скорее всего, они не боятся гнева Божьего, который настигнет лживый язык. Они дерзки и отважны в заговорах против добрых людей, словно за них их никогда не призовут к ответу.

2. Они очень усердны и решительны в своих злобных замыслах (ст. 6).

(1) Они подкрепляют и поддерживают друг друга в своих злых делах и, объединившись, делают друг друга еще хуже и дерзновеннее. Fortiter calumniary, aliquid adhaerebit – щедро оклевещите человека – и часть клеветы наверняка прилипнет к нему. Плохо совершать нехорошие поступки, но еще хуже – ободрять себя и друг друга совершить их, тем самым делая работу дьявола вместо него. Когда сердце готово совершить зло и не испытывает при этом стыда, то это признак того, что оно ожесточилось в наивысшей степени. Задача совести – убедить человека не совершать зло, но когда она не справляется со своей функцией, то дело обстоит из рук вон плохо.

(2) Они размышляют и советуются друг с другом, как можно совершить наибольшее зло и с наибольшим успехом: «Они совещались скрыть сеть. Общение их посвящено греху; они решают, как можно согрешить тайно, собираются, чтобы говорить о войне и выработать наиболее эффективную стратегию причинять зло; о каждой уловке они вначале совещались, и она была задумана со всей изобретательностью их нечестивого ума.

(3) Они тешат себя атеистическими мыслями о том, что Бог не замечает их злых дел и говорят: «Кто их увидит?» Практическое неверие во всемогущество Бога является корнем порочности нечестивых.

3. Они очень усердны в осуществлении своих планов (ст. 7): «Они изыскивают неправду, прилагают огромные усилия, чтобы изобрести какое-нибудь зло и предъявить мне обвинение. Они глубоко копают, смотрят далеко назад и извращают события, чтобы меня можно было обвинить». Или: «они без устали трудятся, чтобы изобрести новое зло и причинить его мне. В достижении этой цели они очень усердны, доводят это дело до конца и не жалеют ни затрат, ни труда». Злые люди разыскивают зло. Даже половины тех усилий, которые они затрачивают, чтобы приговорить свои души к аду, хватило бы для того, чтобы спасти их. Они учителя всех видов зла и разрушений, ибо внутренняя мысль каждого из них и их сердца глубоки, как ад, и отчаянно нечестивы (ст. 7. англ.пер. KJV). Кто познает их? Непостижимой нечестивостью своего разума и воли, своим коварством и злобностью они показывают, что являются истинными потомками древнего змея.

Стихи 8-11. Эти стихи говорят:

I. О судах Божьих, которые обязательно обрушатся на злобных преследователей Давида. Хотя они ободряют себя в своей нечестивости, но если бы они поверили и задумались о некоторых вещах, то это огорчило бы их. Давайте посмотрим, как наказание соответствует греху.

1. Они стреляли в Давида тайно и внезапно, чтобы поразить его, и Бог будет стрелять в них, Он стрелы Свои делает палящими (Пс 7:14) и пускает стрелы в лице их (Пс 20:13). А стрелы Господа поражают наверняка, так как летят быстрее и проникают глубже, чем выпущенные человеком стрелы. У нечестивцев много стрел, но это лишь горькие слова, а слова – лишь ветер; беспочвенные проклятия не причинят вреда. Бог же имеет лишь одну стрелу, которая принесет им смерть, Его проклятие никогда не бывает беспочвенным, и поэтому оно всегда сбывается. Им они будут внезапно поражены, то есть причиненная Им рана изумит их, так как они были уверены в безопасности и не осознавали угрозы.

2. Их языки обрушились на него, но Господь сделает так, что языком своим они поразят самих себя. Они поступают так, угождая греху, а Бог – из справедливости Своего гнева (ст. 9). Когда Господь поступает с людьми так, как того заслуживают грехи их языка, и обрушивает на них зло, которое они со злорадством замышляли для других, тогда Он делает так, что языком своим они поражают самих себя. Это достаточная тяжесть, чтобы увлечь человека на самое дно ада, как кусок свинца. Многие из них сами перерезали себе глотки, а еще большее количество прокляло собственные души своим языком. Это лишь усугубит их проклятие. Погубил ты себя, Израиль! Как часто ты был уловлен словами уст своих и если буен, то один потерпишь. Проклятие обрушится на того, кто любит проклинать. Иногда тайная порочность людей проявляется в их исповедании, и тогда их же язык обрушивается на них.

II. Влияние, которое эти суды окажут на других, так как они совершатся перед глазами других (Иов 43:26).

1. Соседи нечестивцев будут избегать их ради собственной безопасности. Они удалятся от них, как израильтяне отошли от палаток Корея, Дафана и Авирона (Числ 16:27). Некоторые считают, что это исполнилось во время смерти Саула, когда была рассеяна не только его армия, но и обитатели соседней страны так ужаснулись падением их царя и его трех сыновей, что оставили свои города и бежали (1Цар 31:7).

2. Очевидцы убоятся и будут благоговеть перед провидением Бога (ст. 10).

(1) Во всем этом они увидят руку Божью (и пока мы не почувствуем то же самое, действия провидения Божьего не принесут нам пользы, Ос 14:9): «Они уразумеют, что это Его дело». Необходимо задумываться, правильно и серьезно размышлять, чтобы постичь сущность вещей. Необходима мудрость, чтобы правильно истолковать их. Дела Божьи вполне заслуживают нашего размышления (Еккл 7:13), но размышлять нужно мудро, чтобы не истолковывать порочно чистый текст.

(2) Размышляя об этом, они испытают святое благоговение перед Богом. Все люди (каждый, кто имеет человеческий разум) убоятся и затрепещут перед судами Божьими (Пс 118:120). Они будут бояться поступать, как нечестивцы, чтобы не стать преследователями народа Божьего. Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным.

(3) Они возвестят дела Божьи. Они будут говорить всем и друг другу о справедливости Бога при наказании преследователей. Мы должны возвещать другим для их назидания и славы Божьей то, к чему пришли, размышляя с мудростью. Это перст Божий.

3. Благочестивые люди особым образом обратят на них внимание, и это исполнит их святым наслаждением (ст. 11).

(1) Их радость усилится: «А праведник возвеселится о Господе, он будет радоваться не бедствию и гибели подобных ему творений, а тому, что Бог прославлен, что исполнилось Его слово и дело несправедливо обиженных оправдано».

(2) Это ободрит их веру. Они вверят себя Господу и охотно будут рисковать за Него с абсолютной уверенностью в Нем.

(3) Их радость и вера выразят себя в святой похвале: «Все правые сердцем, которые поддерживают совесть в чистоте и одобряют Бога, похвалятся, но не собой, а благоволением Бога, Его праведностью и милостью, своим родством с Ним и частью в Нем. Хвалящийся хвались Господом.