Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Откровение

Некоторые толкователи (в частности, Амираль-дус) предполагают, что прежде чем Саул начал открыто преследовать Давида и поднял для этого армию, он, согласно закону, устроил суд, на котором Давида осудили, даже не выслушав его, опозорили как предателя и великим синедрионом, или Верховным судом страны, объявили qui caput gerit lupinum – волком вне закона, которого каждый человек мог убить и никто не должен был защищать. Старейшины, чтобы завоевать расположение Саула, признали его виновным в государственной измене. Предполагается, что псалом был написан в связи с этим событием.

(I) Давид описывает их грех и отягощает его (ст. 2-6).

(II) Он призывает несчастья на их голову и предсказывает их гибель и суд, которые праведный Бог пошлет на их голову, совершая справедливость (ст. 7-10). Эти суды станут поводом (1) для утешения святых (ст. 11) и (2) прославят Бога (ст. 12). В этом псалме грех предстает чрезвычайно порочным и опасным, а Бог – справедливым мстителем обиженных, и это должно впечатлять нас, когда мы поем этот псалом.

Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида.

Стихи 2-6. У нас есть повод считать, что этот псалом ссылается на злобность Саула и его янычар, направленную против Давида, так как он несет ту же идею (не погуби, писание Давида), что предыдущий и следующий псалом. Судя по заглавию этих псалмов, можно прийти к выводу, что псалмопевец ссылается на преследования, в которых Бог сохранил его, и поэтому псалмы, написанные по этому поводу, были ценны для него. Доктор Хаммонд переводит слова «писание Давида» как «драгоценные камни Давида».

В этих стихах Давид, не как царь, ибо он еще не взошел на престол, а как пророк во имя Господа обвиняет и обличает судей с большей авторитетностью и справедливостью, чем было проявлено с их стороны в преследовании его судебным порядком. Он обвиняет их:

I. В порочности их правления. Они были обществом людей, представителями правосудия, более того, возможно, конгрессом государств, от которого человек ожидал справедливого решения, ибо они были мужами, обученными закону. Они изучили уставы и приговоры, которые были такими справедливыми, что с ними не могли сравниться законы никакой другой страны. И человек не мог подумать, что подобное общество можно подкупить и сделать необъективным. Тем не менее похоже, что именно так обстояло дело, ибо сын Киса мог сделать для них то, чего не мог сделать сын Иессея (1Цар 22:7). У него были виноградники, поля, должности, и поэтому, чтобы угодить царю, они были согласны поступать по его воле, правильно это или нет. Среди всех печальных мыслей, которые овладели Соломоном, когда он обозревал эту землю, и огорчили его, была мысль о том, что место суда, а там беззаконие (Еккл 3:16). Так было во времена Саула.

1. Судьи не поступали справедливо, не защищали и не отстаивали попранную невиновность (ст. 2): «Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите? Нет, вы далеки от истины, ваша собственная совесть может свидетельствовать вам лишь о том, что вы не оправдываете возложенного на вас доверия, как государственная власть, согласно которому вы должны быть ужасом для злодея и хвалой для благочестивых. Неужели это та справедливость, в совершении которой вы притворяетесь? Неужели это то заступничество, та моральная поддержка, которую надеются получить у вас честные люди? Помните, что вы – сыны человеческие; вы смертны, вам придется предстать перед Богом с самыми ничтожными людьми, по которым вы топтались; вы будете призваны дать отчет и будете судимы. Вы – сыны человеческие, и поэтому мы можем взывать к вам и к закону природы, написанному на каждом человеческом сердце. Подлинно ли правду говорите вы? И не будут ли ваши вторичные мысли исправлять то, что вы сделали?» Обратите внимание, что всем нам очень полезно почаще размышлять о том, что мы сказали, и задавать серьезный вопрос: «Подлинно ли правду говорите вы?», чтобы мы могли взять свои неуместные слова обратно и в дальнейшем не повторять подобной ошибки.

2. Они совершают много зла и используют данную им власть для поддержки несправедливости и угнетения (ст. 3): «Беззаконие составляете в сердце (все зло, совершенное в жизни, зарождается в сердце)». Это означает, что они составляют заговоры и достигают цели с помощью хитростей и уловок; их поступки не внезапны, им предшествует размышление, которому сопутствует сильное желание и решимость. И чем больше сердце участвует в совершении зла, тем оно хуже (Еккл 8:11). В чем же заключалось их зло? Ответ: «Вы кладете на весы злодеяния рук ваших на земле, вместо того чтобы заниматься своей основной обязанностью – хранить мир». Они творили насилие и наносили вред (насколько это было в их силах) либо для обогащения, либо из мести, а затем взвешивали это зло, то есть (1) они действовали очень искусно и осторожно: «Вы, являясь великими мастерами искусства угнетения, замышляете зло с помощью правил и принципов (что подразумевает это слово), чтобы оно наиболее эффективно содействовало вашим злобным намерениям».

(2) Они творят зло под видом справедливости. В своих руках они держат весы – символ правосудия, – словно собираются поступать справедливо; и люди правильно делают, ожидая этого от них, но результатом их действий является насилие и угнетение, которые для большей эффективности совершаются под видом законности и справедливости.

II. В порочности их природы. Это было тем корнем горечи, из которого произросли желчь и полынь (ст. 4): «Нечестивые, которые в сердце своем носят зло, с самого рождения отступили: отступили от Бога и от всех благ, отчуждены от жизни Божи-ей, от всех ее принципов, сил и удовольствий» (Еф 4:18). Греховное состояние – это состояние отчуждения от общения с Богом и служения Ему, для чего мы были сотворены. Поэтому не удивляйтесь, что эти нечестивцы осмеливаются так грешить; нечестие – это их природа, такими они родились в этот мир, в своей природе они имеют сильную склонность ко греху; этому они научились у своих греховных родителей благодаря плохому воспитанию. Их правильно называют «преступниками от утробы» и не ожидают от них ничего, кроме вероломных поступков (Ис 48:8). С момента рождения они уходят от Бога и своего долга (т.е. как только в состоянии сделать это). Безрассудство, которым охвачено их сердце, проявляется при первых проблесках разума подобно тому, как плевелы появляются с первыми ростками пшеницы. Здесь приводятся три характеристики их порочной природы.

(1) Ложь. Они быстро учатся говорить ложь. Они, как лук, напрягают язык свой для лжи. (Иер 9:3). Как быстро маленькие дети учатся лгать, чтобы оправдать ошибку или заработать похвалу! Как только они начинают говорить, так начинают бесчестить Бога. Грех языка является одним из первых наших фактических злодеяний.

(2) Злобность. Яд у них (т.е. их недоброжелательность и злобность к благочестию и всем благочестивым людям, в особенности к Давиду) – как яд змеи, врожденный, смертоносный и очень злобный, от которого невозможно исцелиться. Нам жаль собаку, которая случайно отравляется, но мы ненавидим змею, которая ядовита по природе. Такой же является враждебность семени змея против Господа и Его помазанных.

(3) Непокорство. Они злобны. И ничто не может подействовать, чтобы смягчить и улучшить их, – ни разум, ни доброта. Они похожи на глухого аспида, который затыкает уши свои (ст. 5,6). Псалмопевец, сравнив нечестивцев, на злобность которых он здесь жалуется, со змеями, использует эту возможность, чтобы в другом контексте сравнить их с глухим аспидом или гадюкой, которая (как говорили), услышав звуки, производимые для того, чтобы очаровать ее с целью убийства или чтобы не дать ей возможность совершить зло, одним ухом ложилась на землю, а другое закрывала своим хвостом, чтобы не слышать голоса заклинателя и таким образом обезопасить себя и спасти. Применение этого сравнения не подтверждает этот рассказ и (даже если это правда) не оправдывает использование заклинаний, а является лишь ссылкой на него, чтобы проиллюстрировать упорство грешников, стоящих на греховном пути. План Бога, исполняющийся в Его слове и провидении, заключается в том, чтобы исцелить змей от их вредоносности. Как мудры, сильны и правильны уговоры для достижения этой цели! Какой силой обладают правильные слова! Но для большинства людей они напрасны. В чем же дело? Все дело в том, что они не слушают. Самыми глухими являются те, которые не желают слушать. «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали», да и как они могли плясать, когда закрыли свои уши?

Стихи 7-12. В этих стихах:

I. Нам представлены молитвы Давида против своих врагов и всех врагов Церкви Божьей, ибо именно таковыми он их считает, и к этим молитвам его побудила не личная месть, а гражданский дух. Он молится, (1) чтобы в дальнейшем у них не было возможности совершить какое-нибудь зло (ст. 7): «Боже! сокруши зубы их, но не для того, чтобы они не могли есть, а чтобы не смогли других сделать своей добычей» (Пс 3:8). Псалмопевец не говорит: «Сокруши выи их»; нет, сохрани им жизнь, чтобы они покаялись, не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой. Он просит: «Сокруши зубы их, так как они – молодые львы, питающиеся добычей».

(2) Чтобы они разочаровались в своих уже составленных заговорах и не достигли цели: «Когда напрягут стрелы, направленные на правых сердцем, пусть они будут как переломленные (ст. 8). Пусть они падут у ног праведного и никогда больше не приблизятся к цели».

(3) Чтобы они и их планы разрушились и они исчезли, как вода протекающая, то есть как вода, затопляющая землю, которая на какое-то время пугает, но вскоре уходит в землю или возвращается в свое русло; или как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать, которая постепенно высыхает и исчезает. Таковыми являются потоки беззакония, которые иногда устрашают нас (Пс 17:6). Поэтому гордые воды, грозящие пройтись над душею нашею, будут усмирены (Пс 123:4,5). Так давайте же верой видеть, что их ждет в будущем, и тогда мы не будем их бояться в настоящее время. Давид молится (ст. 9), чтобы его враги исчезли, как распускающаяся улитка, с каждым движением оставляющая позади себя часть своей жидкости, из которой состоит, – и спустя какое-то время после нее остается лишь блестящий след. Тот, кто подобно улитке в своем домике, plenus sui – насыщен сам собой, кто угождает себе и полагается лишь на себя, – поглощает сам себя, и вскоре от него ничего не останется. Псалмопевец молится, чтобы они не увидели солнца, как выкидыш женщины, который умирает сразу, как только начинает жить. Иов в порыве страсти пожелал себе подобной участи (Иов 3:16), но он тогда не контролировал себя. Мы можем в вере молиться против замыслов врагов Церкви, как это делал пророк: «…что Ты дашь им? дай им утробу нерождающую и сухие сосцы» (Ос 9:14), так как данные слова объясняют молитву Давида.

II. Он предсказывает их гибель (ст. 10): «Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий терн, разложенный под ними (а это совершается в настоящее время, так как тернии быстро разгораются и сильно пылают), Бог, подобно вихрю, похожему на живое существо в ярости, стремительно и неумолимо разбросает вас».

1. Эти свойственные пословице выражения затруднительны, но их смысл прост.

(1) Суды Божьи часто удивляют нечестивцев, находящихся в разгаре веселья, и своей внезапностью сокрушают их. Как только грешники вступают на свой путь, освещаемый светом собственного пламени, ими же зажженного, очень скоро они в мучении умирают (Ис 50:11), а их хохот напоминает треск хвороста под котлом (Еккл 7:6). Их утешения очень скоро исчезают, если только они не признают: «Увы! Я – червь». Невозможно устоять перед гибелью от руки Всевышнего, ибо кто знает силу гнева Божьего? Когда Бог изгоняет грешника (мертвого или живого), никто не может противостать Ему. За зло свое нечестивый будет отвергнут. А теперь обратите внимание:

2. В результате гибели грешников псалмопевец обещает себе, что (1) праведные получат ободрение и утешение (ст. 11): «Возрадуется праведник, когда увидит отмщение». Роскошь, могущество, процветание и успешность нечестивцев приводят в уныние праведных. Их сердца огорчаются, руки ослабевают, и они сами иногда испытывают сильное искушение засомневаться в своих устоях (Пс 72:2,13). Но когда они увидят суды Божьи, сметающие грешников прочь, и справедливое возмездие за их зло, причиненное народу Божьему, они возрадуются удовлетворению, ответившему на их сомнения. Тем самым укрепится их вера в провидение Божье, Его справедливость и праведность в управлении этим миром. Тогда, уразумев их конец, они возрадуются победе, одержанной над искушением (Пс 72:17). Праведник омоет стопы свои в крови нечестивого, то есть будет пролито много крови (Пс 67:24). Святые получат такое облегчение, увидев, что Бог прославился в кончине нечестивцев, какое получает уставший путник, омыв свои ноги. Это также удовлетворит их; увидев мщение Господа, они затрепещут перед Ним (Пс 118:120) и убедятся в порочности греха и необходимости исполнять свои обязанности перед Богом, который вступается за них и не допустит, чтобы какой-либо человек причинил им зло и остался ненаказанным. Поэтому радость святых при виде гибели нечестивцев является святой и оправданной, раз она помогает им стать более святыми и очищает от греха.

(2) Грешники будут обличены в своих грехах и обратятся (ст. 12). Иногда человек, увидев суды Божьи над нечестивцами в этом мире, говорит: «Подлинно есть плод праведнику», и многие люди, ранее отрицавшие эту простую истину или сомневавшиеся в ней, могут сделать подобный вывод, исходя из таких провидений. Одних это приведет к исповеданию, а мировоззрение других так изменится, что они добровольно признают Бога и возблагодарят за то, что Он дал им увидеть Свое мщение, за то, что Бог существует, за то, что [1] Он щедро награждает Своих святых и служителей: «Подлинно (как бы там ни было, можно прочитать) есть плод праведнику». Какой бы ущерб ему ни был нанесен, какие бы трудности за свою веру ему ни пришлось претерпеть, в итоге он не только ничего не потеряет, но и получит неизреченные блага. Даже в этом мире для праведников есть награда. Они получат вознаграждение уже на земле. Тот, кто кажется презренным, презираемым и незаметным, будет почтен, защищен и отмечен.

[2] Он является праведным правителем мира и безусловно воздаст по заслугам врагам Своего царства: «Подлинно, как бы там ни было, хотя нечестивцы процветают и с пренебрежением смотрят на божественную справедливость, тем не менее, к собственному смущению, они увидят, что миром правит не случай, а Личность бесконечной мудрости и справедливости, что есть Бог, судящий на земле, хотя Он и поставил Свой престол на небесах». Он руководит всеми делами сынов человеческих, направляет и располагает их в соответствии со Своей волей для Своей славы. И Он накажет нечестивцев не только в грядущем мире, но и на земле, где они собирали себе богатства и обещали себе блаженство, – на земле, чтобы о Господе узнали по судам, которые Он совершает, и они восприняли их как залог грядущего суда. Он есть Бог (читают некоторые), а не слабый человек, не ангел, не просто имя или (как предполагают атеисты) плод человеческого страха и фантазии, не обожествленный герой, не солнце и луна (как представляют идолопоклонники), а Бог – самодостаточная совершенная Личность, Тот, кто судит землю. Поэтому давайте искать Его благоволения, так как от Него исходит всякий человеческий суд, и пусть Ему принадлежат все суды.