Ос. 11:1-2. На заре погибнет царь Израилев! В евр. Библии этими словами завершается последний стих предыдущей главы, к которой они и относятся по смыслу, подразумевая гибель не какогото конкретного царя, а царской власти в Израиле, Северного царства как такового (сравните с Ос. 10:3,7 и с 4-Цар. 17:4-6).
Со следующей фразы начинается глава 11 в оригинале. Глубокой грустью проникнуто «воспоминание» Господа о времени, когда Израиль только сформировался как народ, – о «юности» его (раннюю его историю Он как бы противопоставляет последующей; Ос. 9:10 сравните с 10:1). Он любил его отцовской любовью. Слова из Египта вызвал сына Моего цитируются евангелистом Матфеем (Матф. 2:15) применительно к возвращению оттуда младенца Иисуса с матерью Его; евангелист рассматривал это место в книге Осии как пророчество о событии, совершившемся в его время, хотя в первую очередь в нем подразумевалось то, что произошло на заре истории Израиля.
Но ведь и самая история его – от одного решающего момента ее до другого – осуществлялась как свидетельство домостроительства Божьего и, следовательно, содержала в себе предуказание на пришествие обетованного Мессии. Любопытно в свете этого такое, к примеру, сопоставление. Бог хранил Израиля в Египте, пока «не наполнилась… мера беззаконий Аморреев» (Быт. 15:16), опасных для нового народа, и только после этого «вызвал сына Своего». Сравните с Матф. 2:19-20, где читаем, что Божественный Младенец «был вызван» из Египта после смерти царя Ирода, «искавшего души Его».
В стихе 2 подразумеваются пророки, которых посылал к израильтянам Господь, чтобы они звали их к Нему. Но они уходили прочь от лица их (и от Его лица!), кадя истуканам и принося им жертвы.
Ос. 11:3-4. В богословской науке существует такое понятие как явление Бога в истории. Эти стихи как бы иллюстрируют его в «человеческих терминах»: Бог приучал Ефрема ходить, носил его на руках. Самые кары Его были средством врачевания их, но они не сознавали этого. Узы любви, которыми Иегова связал Себя с народом Своим, отражены в стихе 4 в образе заботливого землепашца, который не только «не заграждает рта волу» своему (толкование на 10:11), но, напротив, постоянно и ласково «питает» его.
Ос. 11:5-7. В стихе 5 (как и в 8:13 и в 9:3) Египет лишь символизирует место наказания (рабства). На этот раз им станет для Израиля Ассур. В стихе 6 – образ истребительного наказания за постоянные попытки Израиля осуществлять замыслы свои, неугодные Богу. Затворы здесь понимают как ворота, двери.
Крайне трудна для понимания 2-ая часть стиха 7 (некоторые полагали самый текст его испорченным), так что любой из переводов может считаться лишь условным. Как, соответственно, и толкование. Весьма вероятно, тут имелось в виду, что хотя Божии пророки призывали израильтян к Господу (к горнему), те упорно отказывались «возвыситься».
3. И СНОВА ЖАЛОСТЬ К ИЗРАИЛЮ – В СЕРДЦЕ ГОСПОДНЕМ (11:8-11)
Как и в предыдущих разделах этого пророчества, весть Осии о суде внезапно переходит в обещание спасения (сравните с 1:10 – 2:1; 2:14 – 3:5; 5:15 – 6:3). В этих стихах не следует, однако, видеть «решения» Бога отказаться от «суда» над Израилем, возвещение которого проходит через всю книгу. Здесь скорее откровение Его о сострадании к народу, терпящему «суд» войны и изгнания. Господь говорит, что совсем Израиля не оставит. Но последствия гнева Его будут смягчены Его состраданием, и в конце-концов Он возвратит народ Свой из изгнания. Голос Его не звучит более как голос непреклонного Судии, но исполнен бесконечной жалости.
Ос. 11:8-9. Адама (Адма) и Севоим – города, которые были уничтожены одновременно с Содомом и Гоморрою (Втор. 29:23). Их участь не грозит Ефрему. Под «городом» в стихе 9, вероятно, понимается все общество израильское. В этот «город» Господь «не войдет» так, как «вошел» некогда в Адму и Севоим. И этому обещанию можно верить, подразумевает пророк, ибо Бог дает его, а не человек.
Ос. 11:10-11. Наступит день восстановления Израиля. И, повинуясь гласу Господа, отовсюду – с запада… из Египта… и из земли Ассирийской – станут возвращаться в домы свои сыны израильские. Запад, Египет и Ассирия служат здесь обобщением стран рассеяния. Птицы и голуби – видимо, образ быстроты, с какой станут они собираться, повинуясь зову свыше.
Ос. 11:1-2. На заре погибнет царь Израилев! В евр. Библии этими словами завершается последний стих предыдущей главы, к которой они и относятся по смыслу, подразумевая гибель не какогото конкретного царя, а царской власти в Израиле, Северного царства как такового (сравните с Ос. 10:3,7 и с 4-Цар. 17:4-6).
Со следующей фразы начинается глава 11 в оригинале. Глубокой грустью проникнуто «воспоминание» Господа о времени, когда Израиль только сформировался как народ, – о «юности» его (раннюю его историю Он как бы противопоставляет последующей; Ос. 9:10 сравните с 10:1). Он любил его отцовской любовью. Слова из Египта вызвал сына Моего цитируются евангелистом Матфеем (Матф. 2:15) применительно к возвращению оттуда младенца Иисуса с матерью Его; евангелист рассматривал это место в книге Осии как пророчество о событии, совершившемся в его время, хотя в первую очередь в нем подразумевалось то, что произошло на заре истории Израиля.
Но ведь и самая история его – от одного решающего момента ее до другого – осуществлялась как свидетельство домостроительства Божьего и, следовательно, содержала в себе предуказание на пришествие обетованного Мессии. Любопытно в свете этого такое, к примеру, сопоставление. Бог хранил Израиля в Египте, пока «не наполнилась… мера беззаконий Аморреев» (Быт. 15:16), опасных для нового народа, и только после этого «вызвал сына Своего». Сравните с Матф. 2:19-20, где читаем, что Божественный Младенец «был вызван» из Египта после смерти царя Ирода, «искавшего души Его».
В стихе 2 подразумеваются пророки, которых посылал к израильтянам Господь, чтобы они звали их к Нему. Но они уходили прочь от лица их (и от Его лица!), кадя истуканам и принося им жертвы.
Ос. 11:3-4. В богословской науке существует такое понятие как явление Бога в истории. Эти стихи как бы иллюстрируют его в «человеческих терминах»: Бог приучал Ефрема ходить, носил его на руках. Самые кары Его были средством врачевания их, но они не сознавали этого. Узы любви, которыми Иегова связал Себя с народом Своим, отражены в стихе 4 в образе заботливого землепашца, который не только «не заграждает рта волу» своему (толкование на 10:11), но, напротив, постоянно и ласково «питает» его.
Ос. 11:5-7. В стихе 5 (как и в 8:13 и в 9:3) Египет лишь символизирует место наказания (рабства). На этот раз им станет для Израиля Ассур. В стихе 6 – образ истребительного наказания за постоянные попытки Израиля осуществлять замыслы свои, неугодные Богу. Затворы здесь понимают как ворота, двери.
Крайне трудна для понимания 2-ая часть стиха 7 (некоторые полагали самый текст его испорченным), так что любой из переводов может считаться лишь условным. Как, соответственно, и толкование. Весьма вероятно, тут имелось в виду, что хотя Божии пророки призывали израильтян к Господу (к горнему), те упорно отказывались «возвыситься».
3. И СНОВА ЖАЛОСТЬ К ИЗРАИЛЮ – В СЕРДЦЕ ГОСПОДНЕМ (11:8-11)
Как и в предыдущих разделах этого пророчества, весть Осии о суде внезапно переходит в обещание спасения (сравните с 1:10 – 2:1; 2:14 – 3:5; 5:15 – 6:3). В этих стихах не следует, однако, видеть «решения» Бога отказаться от «суда» над Израилем, возвещение которого проходит через всю книгу. Здесь скорее откровение Его о сострадании к народу, терпящему «суд» войны и изгнания. Господь говорит, что совсем Израиля не оставит. Но последствия гнева Его будут смягчены Его состраданием, и в конце-концов Он возвратит народ Свой из изгнания. Голос Его не звучит более как голос непреклонного Судии, но исполнен бесконечной жалости.
Ос. 11:8-9. Адама (Адма) и Севоим – города, которые были уничтожены одновременно с Содомом и Гоморрою (Втор. 29:23). Их участь не грозит Ефрему. Под «городом» в стихе 9, вероятно, понимается все общество израильское. В этот «город» Господь «не войдет» так, как «вошел» некогда в Адму и Севоим. И этому обещанию можно верить, подразумевает пророк, ибо Бог дает его, а не человек.
Ос. 11:10-11. Наступит день восстановления Израиля. И, повинуясь гласу Господа, отовсюду – с запада… из Египта… и из земли Ассирийской – станут возвращаться в домы свои сыны израильские. Запад, Египет и Ассирия служат здесь обобщением стран рассеяния. Птицы и голуби – видимо, образ быстроты, с какой станут они собираться, повинуясь зову свыше.