Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

III. Пророческая весть Осии: Бог накажет Израиля, но и помилует его (главы 4-14)

Пророческая весть, содержащаяся в первых трех главах, развивается в каждой из последующих глав Книги Пророка Осии, которые могут быть разбиты на три раздела: 4:1 – 6:3; 6:4-11; 11:12 – 14:9. И хотя в каждом из трех подчеркнуто звучит тема вины Израиля и грядущего на него суда, завершает каждый позитивная нота: за «судом» последует восстановление Израиля (во Вступлении «Весть, принесенная Осией»).

А. Господь судится с Израилем (4:1 – 6:3)

Первый цикл «суд-спасение» подразделяется на три части. Глава 4 «сфокусирована» на грехах Северного царства, тогда как в 5:1-15а говорится о вине народа в целом (т. е. Израиля и Иудеи). В 5:15б-6:3 содержится провиденье покаяния со стороны Израиля.

1. ВИНА ИЗРАИЛЯ НАЛИЦО (глава 4)

Это главная тема главы. Бог выражает неудовольствие и гнев как народом, так и вождями его (пророками, правителями и особенно – священниками). Тон главы в большей ее части – обвинительный, здесь и там – стихи, возвещающие о грядущем наказании.

а. Нарушение завета (4:1-3)

Ос. 4:1-2. Здесь обращение к «сынам» 10-коленного Северного царства, предъявление обвинения всем «жителям» его, которые изо дня в день нарушают завет со своим Богом. Ибо нет в них истины (в значении искренности – в словах и действиях), нет милосердия к ближним. Как нет и Богопознания. Тут еврейское даат Элогим, подразумевающее не отвлеченное богословие, не теоретическое знание о существе и свойствах Бога, а живое, повседневное приближение к Нему через веру и любовь.

Следует (стих 2) перечисление прискорбных дел, распространившихся в Израиле (под «клятвой» подразумевается дача ложных клятв); совершающие их не могут любить Бога. Они растоптали любовь к Нему, и, значит, нарушили союз с Ним. Последовал разрыв между народом и Богом, который неизбежно влечет за собой суд Божий.

Ос. 4:3. Наказание постигнет всю «землю сию», со всем живущим на ней: погибнут даже звери, птицы и рыбы. Слово изнемогут (исчахнут) наводит на мысль о гибельной засухе. О действии проклятия этого рода как кары за неповиновение Богу читаем в Лев. 26:19; Втор. 28:23-24. Но некоторые склонны видеть тут провозвестие ассирийского нашествия на Израиль, которое приведет Северное царство к гибели.

б. О вине священников (4:4-10)

Ос. 4:4. Стих труден для понимания, но подразумевается в нем, по всей видимости, следующее. Народ – весь – виновен перед Богом. Поскольку, однако, он склонен (в этом стихе Израиль как бы выступает единой личностью) к оправданию себя и «обидам» на Бога, будто бы несправедливо его наказывающего, то пророк и предупреждает его: не спорь, не сваливай вину на другого. Не уподобляйся – звучат из уст Осии слова Господа – спорящим со священником.

Эта фраза прозвучит яснее, если вспомнить, что священники в израильском сообществе были официальной властью, поставленной Богом через Моисея. Они были судьями, которым принадлежало последнее решение. Не подчинявшиеся им сурово карались (Втор. 17:12). Так что в этом контексте «спор со священником» приравнивался «спору с Богом».

Ос. 4:5. Падение (в значении «гибели» (будет настигать народ днем и ночью. Не устоят и пророки (ложные). Матерь тут аллегория царства и народа в целом. То есть речь опять-таки об истреблении Северного царства.

Ос. 4:6. Причиной гибели народа здесь выдвигается недостаток ведения его о Боге (в толковании на 4:1 о смысле выражения даат Элогим). Хотя некоторые исследователи полагают, что речь во второй половине стиха 6 и далее (до стиха 12) идет о народе в целом и о карах, грядущих на весь Израиль, более обоснованной представляется та точка зрения, что эти стихи – преимущественно о священниках.

Это они, несущие ответственность за духовное воспитание народа и пренебрегшие ею, будут отвергнуты (отстранены) от священнодействия перед Богом; Он забудет детей их (в том, возможно, значении, что сыновья их не унаследуют отцовского сана, и, следовательно, линия священства будет прервана; сравните с 1-Цар. 2:27-35).

Ос. 4:7-9. Если стих 7 может быть понят как применительно к народу в целом (чем более возрастает народ израильский в числе, тем более множатся грехи его), так и к священникам (умножение числа их не только не оказывает положительного действия на состояние общества, но скорее наоборот), за что славу (народа или священников) Бог обратит в бесславие, – то стих 8, несомненно, только о священнослужителях.

Это подтверждается и стихом 9. Священники, как известно, «кормились» жертвами, приносимыми народом за грехи. И поэтому умножение грехов в обществе было в их интересах (сравните с Ос. 6:6 и 8:11-13). За жадность и лицемерие их, говорит Господь, им будет воздано (по делам их). Их постигнет та же участь, что и народ в целом.

Ос. 4:10-11. Те, кто оставили истинное служение Господу, в алчности своей не найдут насыщения (начало стиха 10). Вторая фраза стиха 10 читается и понимается по-разному. Некоторые полагают, что речь в ней о буквальном блуде или о потворствовании ритуальному языческому блуду, который не приведет (ирония?) к возрастанию народа в числе. Другие склонны понимать этот «блуд» в духовном значении слова.

В Септуагинте стоит не не размножатся, а «не исправятся». То есть фраза, очевидно, читается в том смысле, что духовный блуд священников отнюдь не приведет к исправлению народа. В стихе 11 обвинение вновь простирается и на народ. Чувственные удовольствия, которым он предается без меры, способствуют все большему погружению его в соблазн язычества.

в. О вине народа (4:12-19)

Ос. 4:12-14. Переход к ней, собственно, совершается в стихе 11. Сказанное в нем развивается в стихе 12, где обыгрываются понятия «блуда» и языческих заблуждений. Вместо того, чтобы вопрошать Бога, народ Его вопрошает своих истуканов. Вот как может быть передан горько ироничный смысл стиха 12 «Народ Мой вопрошает деревяшку, и палка дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и распутство удалило их от Бога их». (У Осии мысль о том, что кара заложена в самом отступничестве, звучит особенно ясно: не Бог бичует грешников, но сам грех обрушивает на них «бич воздаяния», а Бог лишь создал такое положение вещей в мире, при котором «взаимосвязь» эта действует незыблемо.) Конкретно речь в начале стиха 12 идет о волхвованиях; упоминая жезл (или посох, палку), пророк мог подразумевать широко распространенные среди языческих народов гадания (в разных формах) с помощью «жезла».

На вершинах холмов, под раскидистыми деревьями сооружались (по всему Северному царству) языческие святилища (4-Цар. 7:10-11). И множество молодых израильтянок занималось при них ритуальной проституцией (Втор. 23:17-18; 3-Цар. 14:24), «служа» ханаанским богам плодородия. Однако Господь не намерен наказывать этих женщин более чем отцов их (стих 14), которые не только не запрещают им блудодействовать, но и поощряют к этому. От всех этих преступлений невежественный народ гибнет! – горестно восклицает Осия.

Ос. 4:15. Иуда (Южное царство) предупреждается не следовать грешными путями «сестры» ее – Израиля. Тут не имеется в виду, что иудеи имели обыкновение посещать места языческих культов на территории Северного царства; скорее это литературный прием для выражения предостережения.

Буквально слово галгал означает «колесо», «круг»; так назывались древние памятники из камней, которые сооружали, в честь того или иного события, по окружности. То же название получали затем и места, отмеченные «галгалами». В Палестине таких мест было несколько, и в Библии они упоминаются неоднократно (Втор. 11:30; Иис. Н. 4:19; 12:23). Здесь предположительно имеется в виду «Галгал», находившийся между р. Иордан и Иерихоном; многие священные для евреев события совершились там (в частности, Иис. Н. 4; 5:3,10). Но со временем Галгал стал, по всей вероятности, местом языческого культа, и именно в качестве такового назван здесь.

Беф-Авен означает «дом идолов» или «дом лжи»; город с таким названием находился неподалеку от Вефиля (Иис. Н. 7:2; 18:12; 1-Цар. 13:5; 14:23), и после того, как царь Иеровоам поставил в Вефиле (что значит «Дом Божий»; там, напомним, Иаков видел свой чудный сон, Быт. 28:10-19) одного из своих золотых тельцов, Вефиль стали иронически называть «Беф-Авеном» (Ос. 4:15 сравните с Ос. 10:5 и с Ам. 5:5).

Господу не угодно было, чтобы евреи, которые служили языческим идолам продолжали лицемерно взывать к Нему и клясться Его именем!

Ос. 4:16. сравните этот стих с Иер. 31:18. Подобно упрямой телице, не привыкшей к ярму и не желающей «подчиниться ему», противится Израиль благодатному водительству Божию, и сам лишает себя защитной силы его. Как следствие этого он перестает быть для Господа «агнцем на пространном пастбище» (образ безопасного и благословенного пребывания под покровительством Божиим).

Ос. 4:17. Ефремляне были самым большим и могучим из 10 северных племен; Ефрем часто употребляется как синоним Израиля. Предполагают, что здесь обращение к Иудее (сравните со стихом 15), чтобы не следовала примеру Израиля, погрязшего в идолопоклонстве.

Ос. 4:18. Продолжается обличение моральной и духовной развращенности всего израильского сообщества.

Ос. 4:19. Образ убийственного ветра (скорее всего жгучего восточного сирокко), от которого нет спасения. Здесь он может быть иносказанием предстоявшего ассирийского нашествия; осознав свою беспомощность перед беспощадным «ветром», израильтяне устыдятся… жертв, которые приносили идолам, т. е. разочаруются в том, что возлагали на них надежды.