Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Е. Снова о взаимоотношениях верующих (14:1 – 15:13)

Павел уже рассмотрел различные стороны личных взаимоотношений верующих с другими людьми (12:9-21; 13:8-10), но вот взаимоотношения в среде самих христиан представляются апостолу столь важной темой, связанной со специфическими проблемами, что это требует особого обсуждения. Отношения между членами Божией семьи должны быть непременно гармоничными.

1. НЕ СУДИТЕ (14:1-12)

На разных уровнях духовной зрелости находятся те, кто уверовали во Христа. И жизнь они прожили разную, что сказывается на представлениях их и поведении. Следовательно, первым уроком, который следует усвоить ради того, чтобы жить в ладу с другими верующими, – это прекратить осуждать друг друга.

Рим. 14:1-4. В центре этих стихов – тот, кто слаб («немощей») в вере, и это подчеркнуто вынесением слова «немощный» в самое начало. Павел наставляет своих читателей «принимать» (сравните 15:7) такового «без споров о мнениях». То есть христианина, которому свойственны определенные колебания и неуверенность, следует принимать в среду верующих не с тем, чтобы опровергать его мнения, ссорясь с ним по этому поводу.

Разные точки зрения были в то время, в частности, на то, следует ли употреблять в пищу мясо: «Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи». В англ. Библии эта фраза звучит несколько иначе: «Вера одного позволяет ему есть все, а другой, слабый в вере, ест овощи». Почему некоторые верующие были тогда вегетарианцами, не сказано.

Поскольку эта проблема как-то связана с исповеданием христианской веры, возможно, что некоторые верующие предпочитали вовсе не есть мясо, чем ненароком употребить в пищу идоложертвенное (сравните 1-Кор. 8; 10:23-30). Но не причина, которой они руководствовались, занимала апостола, а возникшее в связи с этим разномыслие среди верующих.

В подобных обстоятельствах важно, чтобы одни не осуждали других. Греческое слово ексоутгенейто. переведенное как «уничижать», встречается также в Рим. 14:10 и употреблено в значении «отвергать с презрением» (сравните с употреблением этого же слова в Гал. 4:14; и 1-Фес. 5:20). Причина, по которой «сильные» верующие не должны презирать «слабых верующих», а «слабым» не следует осуждать «сильных», заключается в том, что «Бог принял» (то же самое слово, что и в 14:1) и тех и других. (Вторая причина этого приведена несколько позже, в 10 стихе.) Каждый верующий является рабом Божиим и даст отчет Богу как своему Судье.

Тем же, кто судит других христиан, Павел задает вопрос: «Кто ты, осуждающий чужого раба?» (Здесь греческое слово оикитен, переведенное как «раб», на самом деле не означает раба в точном смысле слова (греческое слово «дулос»), но домашнего слугу. Причастие «осуждающий» («ты, осуждающий»), по-видимому, указывает на то, что Павел имел в виду каких-то конкретных людей, принадлежавших к римской церкви.

Такая критика, по его убеждению, недопустима, поскольку слуги подчиняются не друг другу, а своему Господину, Который и оценит их в свое время. Пред своим Господом он стоит или падает, – заключает апостол, – и будет восставлен (по-гречески это звучит примерно так: «будет утвержден на ногах»), ибо силен Бог восставить его. Даже если щепетильного верующего осуждают другие христиане, Бог может защитить его.

Рим. 14:5-8. Другая причина разномыслия среди верующих тех дней в «различении» дней. «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно» (речь тут о том, какой из дней считать более священным, а какой – менее; сравните Кол. 2:16). И опять-таки, кто прав, а кто нет, не волнует апостола Павла. Он озабочен тем, чтобы соблюдался принцип: «Всякий поступай по удостоверению своего ума» (сравните Рим. 14:14,22).

Каждому верующему следует чутко прислушиваться к своему сердцу, чтобы удостовериться, что он поступает по воле Господа. И советоваться с Ним. Этот принцип применим в любом случае, где среди верующих могут возникнуть разные мнения, независимо от того, идет ли речь о пище, или о соблюдении праздников, или о других каких-то вещах, прямо не запрещенных Библией.

Все принадлежит Богу, и все освящено Им (1-Кор. 10:25-27; 1-Тим. 4:3-5). В первую очередь надо помнить о подотчетности каждого верующего только Богу – в любой сфере его жизни. Бог видит верующего на всяком месте, и спрашивать с него Его прерогатива, а не других верующих. «Живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем».

Рим. 14:9-12. В этих стихах Павел объясняет с богословской точки зрения, почему верующим следует воздерживаться от осуждения других верующих. Одна из причин искупительной Смерти Господа Иисуса и Его воскресения – в том, чтобы стать Ему Владыкой «и над мертвыми и над живыми». А поскольку Владыка – Он, верующим не подобает судить и презирать своих собратьев: ведь никто из них не стоит выше другого – как его судья, но все равны перед единым Судьею – Христом.

Наступит день, когда Иисус, будучи Господом, воссядет на судейском месте (по-гречески бема), чтобы рассмотреть и оценить жизнь и служение каждого из своих слуг (сравните с «всем нам… явиться пред судилище Христово» во 2-Кор. 5:10). В подтверждение неизбежности предстоящего суда Павел ссылается на пророка Исаию (Ис. 49:18 и 45:23); мысль его в том, что каждому придется предстать перед Христом и во всем исповедаться Ему как Господу (сравните Фил. 2:10-11): «Каждый из нас за себя даст отчет Богу», – пишет апостол.

Из того, что, обращаясь к христианам в Риме, Павел и себя включает в их число («Все мы предстанем» 14:10), следует, что речь он ведет о том «суде Христовом», на который предстанут только верующие (о том же речь и в 2-Кор. 5:10). Поскольку Божий суд будет совершаться посредством Сына (Иоан. 5:22,27), можно полагать, что на судейском месте будут восседать и Отец и Сын. На этом суде не будет решаться вопрос о вечной жизни верующего, ибо он уже был решен в тот момент, когда человек уверовал во Христа (сравните Рим. 8:1); предметом разбирательства на нем станут жизнь и служение верующего Господу (1-Кор. 3:12-15), и каждый получит или порицание или похвалу (1-Кор. 4:4-5). Этот суд над верующими с особой силой свидетельствует о верховном владычестве Бога над всем сущим.

2. «НЕ ПОДАВАЙТЕ СЛУЧАЯ К ПРЕТКНОВЕНИЮ ИЛИ СОБЛАЗНУ» (14:13-23)

Предупреждение Павла «не судить» направлено было против неприятия одними христианами убеждений других (стихи 1-2). Но «медаль» эта имела и другую сторону – восприятие убеждений и поступков верующего его собратьями. Кто-то полагает, что волен поступать по своим убеждениям, которые другими не разделяются. Апостол предупреждает, что такое поведение может служить «к преткновению или соблазну» других верующих, т. е. мешать им в духовном возрастании.

Рим. 14:13-14. Стих 13 подводит итог вышесказанному, и вводит новую тему: «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите» самих себя и свои поступки, что бы вам «не подавать брату случая к преткновению или соблазну», которые могли бы ввести его в грех (сравните 1-Кор. 8:9 и толкование на Рим. 14:20-21).

Возвращаясь к вопросу о пище (14:2-3,6), Павел выражает собственное мнение (сравните стих 5) как христианин, что «нет ничего (в значении – никакой пищи) в себе самом нечистого» (буквально – «простого, грубого») – Деян. 10:15; Рим. 14:20; 1-Кор. 8:8. Проблема, однако, заключалась в том, что не все верующие, в особенности евреи, понимали это так же, как апостол. Потому-то и заключает Павел: «только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто». Однако настаивая на своем понимании «чистого» и «нечистого», верующий может «огорчить» братьев своих. На этом Павел подробнее останавливается в следующих стихах (Рим. 14:15-18).

Рим. 14:15-18. Как же должен поступать тот, кому убеждения позволяют есть все, в свете предубеждений брата против той или иной пищи? По христианской любви своей он должен пожертвовать своей свободой во Христе, чтобы не дать повода к духовному соблазну брату своему в Господе. А если он будет настаивать на своем праве пользоваться данной ему свободой, огорчая брата (буквально – «причиняя ему боль»), заключает Павел, то уже не по любви будет поступать. Ведь его упрямство может привести к духовной гибели того, за кого Христос умер.

Слово аполи переведенное как «губить», часто означает вечную гибель. Однако в данном случае речь идет не о ней, а о том, что если верующего побуждать поступать против его правил, пусть даже более строгих, чем требуется, то он, возможно, станет терзаться муками совести (сравните 1-Кор. 8:10-12). Упорствующий в своих правах рискует нанести урон своей христианской свободе (в глазах других людей): «Да не хулится ваше доброе», – пишет апостол. То есть, да не считают люди скверным то, что на деле есть «доброе» – вашу христианскую свободу.

Всему этому не должно быть места. В конце-концов пища не самое важное (1-Кор. 8:8) и не в ней суть Царствия Божиего: «Ибо царствие Божие не пища и питие, но праведность (буквально – «честная жизнь, «) и мир (Рим. 12:16,18; 14:19) и радость во Святом Духе» (сравните 15:13). Ими и определяется гармония христианских взаимоотношения.

Хороший христианин более стремится поступать так, чтобы нести другим мир и радость, чем навязывать им свои представления и образ жизни. «Кто сим служит Христу» – в христианской любви и праведности, в мире и радости во Святом Духе – «тот угоден Богу» (сравните Рим. 12:1; 15:1; Евр. 13:21) и заслуживает одобрения со стороны людей (а не осуждения их – стих 16).

Рим. 14:19-21. Вновь и вновь подчеркивая, как важно христианину не подавать повод к духовному «преткновению» брату своему, апостол призывает читателей: «Итак будем искать того, что служит к миру» (сравните стих 17) и «ко взаимному назиданию» (буквально «того, что помогает укреплять друг друга»; Рим. 15:2; 1-Фес. 5:11). Для Павла пища и кто что думает по поводу нее, были не столь важны, как духовное здоровье верующих и общее дело Божие.

Неверно, по его убеждению, отстаивать собственную свободу во Христе в вопросах пищи («нет ничего в себе самом нечистого» – Рим. 14:14) и пития, если кому-то другому это служит поводом к «преткновению». «Лучше» вовсе «не есть мяса», пишет он, «не пить вина и не делать ничего такого», что смущает и огорчает брата твоего. Порой следует поступиться своей свободой во Христе, если это служит ко благу других верующих. Как писал апостол в Послании к Коринфянам, «все мне позволительно, но не все полезно» (1-Кор. 10:23). И еще: «Берегитесь однакоже, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1-Кор. 8:9).

Рим. 14:22-23. Касаясь личных убеждений по вопросам, где сталкиваются разные точки зрения, Павел пишет: «Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом». Другими словами: то, что, ты веришь, – правильно (считаешь правильным по тому или иному вопросу), да будет меж тобою и Богом. Не надо христианину переубеждать другого верующего, имеющего иные представления, дабы он изменил их. Есть вещи, в которых каждый должен «поступать по удостоверению ума своего» (стих 5), потому что каждый живет «для Господа» (стих 8). Христиан, подобных ему самому, у которых чиста совесть в отношении упомянутых дел, Павел считает «блаженными» (буквально – «счастливыми»; стих 22).

С другой стороны, тот, кто ест сомневаясь, – «осуждается». Если христианин ест или делает что-то другое, сомневаясь при этом, правильно ли оно в глазах Господа, т. е. если он «немощен в вере» (стихи 1-2), то поступки его не от веры, не от доверия к Богу проистекают, и, следовательно, подлежат «осуждению». «Все, что не по вере, грех», – резюмирует Павел. Принцип сводится к следующему: «Сомневаешься – не делай». «Сильный» христианин (15:1) сам грешит, побуждая грешить (делая что-то в сомнении, 14:20) своего слабого брата, но согрешает и слабый брат (стихи 1-2), поступая против совести своей (т. е. «не по вере» – стих 23).

Рим. 14:24-26. (Этот текст в английской Библии помещен в Рим. 16:25-27.)

Апостол подходит к заключительному благословению. Послание к Римлянам содержит в себе самое полное изложение им того, что он называет здесь «Своим благословением» и «проповедью» об «Иисусе Христе». Истинность их есть средство и гарант утверждения слушающих в духовной жизни. Вознося хвалу Богу, Павел выражает это в словах: «Могущему же утвердить вас» (сравните 1-Пет. 5:10).

Апостол говорит, что некоторые аспекты его благовестия (к примеру, Рим. 11:25; 1-Кор. 15:51; Еф. 5:32) и в известном смысле – благовестие в целом (Еф. 3:3-9; Кол. 1:26-27) являются «тайной, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена». Благая весть о Христе не была «явлена» в Ветхом Завете, и лишь в Новом Завете раскрыта она.

В «писаниях пророческих (ветхозаветных; сравните Рим. 1:2), по повелению вечного Бога» (1-Тим. 1:17), имелись ссылки на Христа (Лук. 24:44-45), однако, и сами пророки не вполне понимали, о чем писали они (1-Пет. 1:10-12). Но «ныне», в век Церкви, их писания сделались понятны. Цель этого «откровения тайны в покорении всех народов вере», в послушании их Иисусу Христу (сравните 1:5; 15:18; 1-Пет. 1:2). Из этих слов Павла явствует и его озабоченность распространением Евангелия (сравните Матф. 28:19), и представляется естественным, что он выражает ее в письме к верующим имперской столицы.

Следует вознесение апостолом хвалы «Единому премудрому Богу; тем, что за этими словами сказано: чрез Иисуса Христа», свидетельствуется, что мудрость Божия являет себя через Христа (сравните Кол. 2:3). Богу (Отцу) «слава во веки. Аминь» (сравните 11:36). В конечном счете Бог Отец является Тем Единым, Кому принадлежит хвала и слава (сравните 1-Кор. 15:24-28).