Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

А. О посвящении себя Богу (12:1-2)

Рим. 12:1-2. Практическая часть послания начинается увещанием: «Итак умоляю» Слово «итак» отражает логическую связь с предыдущим разделом (сравните с его употреблением в 3:20; 5:1; 8:1). Апостол увещает, исходя из «милосердия Божия» (соответствующее греческое слово оиктирмон встречаем также в 2-Кор. 1:3: Фил. 2:1; Кол. 3:12 и Евр. 10:28). На теме милосердия Божия Павел подробно останавливался в первых 11 главах. Теперь же во имя этого милосердия он умоляет своих читателей: «представьте тела ваши (сравните с «членами» в Рим. 6:13) в жертву живую».

Тело верующего – это храм живущего в нем Духа Святого (1-Кор. 6:19-20). В свете Ветхозаветных жертвоприношений понятие «тела» символизирует здесь жизнь во всей ее полноте, которая через тело проявляется. Но в отличие от ветхозаветных жертв, тут речь идет о «живой жертве». И такая жертва является «святой (отделенной от мира) и благоугодной Богу» (12:2), будучи предоставленной для «разумного (подразумевается – духовного; по-гречески то же слово логикен, что и в 1-Пет. 2:2, где оно переведено как «словесное» – «словесное молоко») служения» (лостериан – это любое служение Богу, как например, служение священников и левитов).

Христиане являются одновременно и верующими и священниками, отождествляемыми с великим Первосвященником Иисусом Христом (сравните Евр. 7:23-28; 1-Пет. 2:5,9; Откр. 1:6). Принесение верующим всей его жизни в жертву Богу соответствует его святому служению Ему. В свете подробно рассмотренного Павлом и четко им аргументированного милосердия Божия (Рим. 1-11 главы) такое служение является достойным отзывом верующих на Божию благодать.

Апостол показывает, что «жертвоприношение», к которому он призывает верующих, предполагает полную перемену их жизни как в отрицательном, так и в положительном аспекте ее. «Не сообразуйтесь с веком (в значении «мира») сим» (слово «не сообразуйтесь» находим еще только в 1-Пет. 1:14), – повелевает апостол прежде всего. От образа жизни, присущего «настоящему лукавому веку» (Гал. 1:4; сравните с Еф. 1:21), следует теперь отказаться. Затем Павел говорит: «но преобразуйтесь обновлением ума вашего». Греческое слово метаморфоузе означает полное преображение, идущее изнутри (сравните 2-Кор. 3:18).

Центр этого изменения лежит в разуме (ноос) человека, который контролирует его жизненную позицию, мысли, чувства и поступки (Еф. 4:22-23). Если ум верующего постоянно обновляется под воздействием на него Слова Божиего, молитв и общения этого человека с другими верующими, то и вся его жизнь «преображается».

Павел добавляет: «чтобы нам познавать (буквально – убеждаться на опыте), что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». Перечисленные три свойства не есть свойства Божией воли, как это можно заключить из нашего русского (и некоторых других) перевода. Павел хочет сказать, что воля Божия всегда исходит из того и направлена на то, что есть добро («благо»; в частности, для каждого верующего) и совершенство, угодное Богу.

По мере того, как верующий обновляется своим умом и становится все более подобным Христу, его охватывает все большее желание жить не по своей воле, а по воле Божией. Ведь он познает, что воля Божия преследует то, что есть благо для него (и это угодно Богу), и является совершенным во всех отношениях. Ею предусмотрены все его нужды. Но для того, чтобы понимать, желать и делать то, что угодно Богу, верующий должен постоянно обновляться духовно.

Б. О христианском служении (12:3-8)

Рим. 12:3-5. Посвященность верующего Богу и перемена им образа жизни проявляются в его служении духовными дарами в теле Иисуса Христа. Будучи апостолом Христовым («по данной мне благодати»; сравните 1:5; 15:15-16) Павел предупреждает «всякого» верующего: «не думайте о себе более, нежели должно думать». Высокое мнение о самом себе не свойственно истинному христианину. Павел побуждает своих читателей: «но думайте скромно, но мере веры, какую каждому Бог уделил».

Важно понимать, что веры каждому христианину Бог уделил неодинаково, но каждому она дана для служения Ему, потому-то и следует думать о себе «по мере веры», т. е. соответственно своему служению Богу. Павел подчеркивает всем строем фразы, что человеческая гордость неугодна Богу (сравните 3:27; 11:18,20) отчасти потому, что все природные и духовные способности, которыми обладает тот или иной человек, даны ему Богом. Поэтому каждому христианину должны быть свойственны смирение и сознание того, что он – лишь один из членов тела Христова.

Для наглядности апостол прибегает к параллелизму, существующему между физическим телом человека, каждый из членов (органов) которого имеет свои специфические функции, и общиной верующих, составляющих во Христе духовное тело (сравните 1-Кор. 12:12-27; Еф. 4:11-12,15-16). Суть заключается в том, что не тело служит отдельным членам, а отдельные члены – телу. Разница между «многими» способствует единству всего тела. Вот почему так важно, чтобы каждый здраво судил о самом себе, а также правильно оценивал различные Божий дары и умело пользовался ими в деле церковного служения.

Рим. 12:6-8. Павел переходит к рассмотрению того, как нужно применять на практике то, о чем говорилось выше (стихи 3-5), т. е. как использовать полученные от Бога духовные способности в церковном служении (стихи 6-8). Принцип, которым он руководствуется, – «мы имеем различные дарования» (сравните стих 4) – «но не у всех членов одно и то же дело»; сравните также с 1-Кор. 12:4). Бог дает верующим дары по Своей благодати.

Павел перечисляет семь таких даров, и ни один из них, за исключением, возможно, только пророчества, не являются дарами явными и видимыми. Тот, кто имеет дар пророчества, должен пророчествовать «по мере веры». Другими словами, пророчествующий, т. е. передающий Божию весть ради «назидания, увещания и утешения» (1-Кор. 14:3) должен делать это в соответствии с истиной, открытой Богом прежде (о «вере» как об учении в Гал. 1:23; Иуд. 1:3,20). А вот еще шесть перечисленных даров: «служение», учительствование, увещание, раздавание, начальствование, благотворение. Помогать людям в их нуждах следует щедро, без скупости (сравните 2-Кор. 8:2; 9:11,13).

Руководить («начальствовать»; буквально – «стоять впереди»; сравните с «предстоятелями» в 1-Фес. 5:12) нужно усердно, т. е. ревностно и серьезно, а не с ленцой и без энтузиазма. Благотворительность должна осуществляться с радушием, т. е. с радостью, а не уныло. Три из этих семи даров перечислены и в 1-Кор. 12:28 – пророки, учителя, руководители (по-русски – «иным дал силы… управления»); а два в Еф. 4:11 (пророки и пастыри-учители). Апостол Петр упоминает о даре служения (1-Пет. 4:10-11). Каждый верующий должен верно служить тем даром, какой он имеет.

В. Об отношениях христиан друг с другом и с миром (12:9-21)

В этом разделе мы находим целый ряд коротких поучений касательно взаимоотношений верующих с другими людьми, как спасенными, так и неспасенными.

Рим. 12:9-10. Эти поучения, имеющие особое значение, апостол начинает с того, что является ключом к их успешному исполнению: любовь (подразумевается – ваша) да будет непритворна (буквально – «без лицемерия»). То есть такой, какую питает к верующим Бог, и которая «излилась в сердца» их Духом Святым (5:5). Именно такую искреннюю, «непритворную» любовь должны христиане проявлять силою Духа Святого к другим людям. Греческое слово анипокритос – «нелицемерная», переведенное здесь как «непритворна», встречаем в 2-Кор. 6:6 и 1-Пет. 1:22, тоже применительно к любви; в 1-Тим. 1:5; 2-Тим. 1:5, где оно относится к вере; и, наконец, в Иак. 3:17 – применительно к мудрости.

Это первое повеление сопровождается двумя другими, как бы вытекающими из него: «отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру». Многие богословы считают, что эти две фразы раскрывают характер непритворной любви и перефразируют стих следующим образом: «любовь да будет непритворною, отвращающейся от зла и, прилепляющейся к добру». Об отвращении ко злу (греху) во всех его проявлениях часто говорится в Библии (Пс. 96:10; 118:104,128,163; Прит. 8:13; 13:5; 28:16; Евр. 1:9; Откр. 2:6). Отвращение от зла должно сопровождаться стремлением («прилеплением») к добру (сравните 1-Пет. 3:11).

Любовь, изливающаяся в сердца верующих от Бога, должна быть направлена на других верующих. Греческое слово филосторгои, переведенное как «братолюбивы», предполагает нежность, сопутствующую отношениям близких людей в семье. Как и в Рим. 12:9, вторая часть предложения объясняет первую. Таким образом 10 стих можно перевести так: «Относитесь с братской любовью друг ко другу, как члены одной семьи, почитая каждый в первую очередь другого» (сравните с фразой в Фил. 2:3 – «почитайте один другого высшим себя»; именно в таком смысле надо понимать «предупреждайте» – как «ставьте других впереди себя»).

Рим. 12:11-12. Далее идут несколько наставлений относительно того, какими личными качествами должен обладать верующий, чтобы больше привлекать к себе других людей. Ключевая мысль 11 стиха выражена в последней части его: «Господу служите». Первые же две фразы этого стиха объясняют, как именно должен верующий служить Господу, будучи Его рабом (по-гречески доулос; сравните 1:1): «в усердии не ослабевайте», т. е. будьте усердны, не зная колебания, не поддаваясь лени; «духом пламенейте» (слово зеонтес. переведенное как «пламенейте», встречается еще раз только в Деян. 18:25, где оно употреблено по отношению к Аполлосу). Под словом «дух» здесь может подразумеваться как личный дух человека, так и Дух Святой. Служа Богу как Его рабы, верующие должны быть прилежны и исполнены энтузиазма.

Три наставления, изложенные в 12 стихе, можно рассматривать или в качестве независимых, или как дополняющие объяснение того, как нужно служить Господу. «Утешайтесь надеждою». Ведь надежда на Христа является источником радости и утешения для верующих (Рим. 5:2-5; 1-Пет. 1:6-9). «В скорби будьте терпеливы». То есть верующие должны стойко переносить посылаемые им испытания (сравните Рим. 5:3). «В молитве (будьте) постоянны». Христиане должны постоянно просить у Бога мудрости, силы и руководства (сравните 1-Фес. 5:17). О постоянстве в молитвах Деян. 1:14; 2:42; Кол. 4:2.

Рим. 12:13. Возвращаясь к обязанностям христиан по отношению к другим верующим, Павел призывает: «В нуждах святых принимайте участие» (дословно: «делитесь со святыми, сообща удовлетворяйте свои нужды»). Это было характерно для церкви в Иерусалиме (Деян. 2:44-45; 4:32,34-37). Та же забота о ближних побудила верующих в Антиохии (Деян. 11:27-30) и самого Павла оказать материальную помощь иерусалимским христианам (1-Кор. 16:1-4; 2-Кор. 8-9; Рим. 15:25-27). В том же плане звучит и второе повеление апостола: «ревнуйте о странноприимстве» (дословно – «будьте дружелюбны к странникам»). Оба этих служения – помощь нуждающимся, и страииоприимство или гостеприимство – относятся к аспектам помощи другим.

Рим. 12:14-16. Наставления апостола, изложенные в этих стихах, касаются реакции верующих на поступки и чувства других людей – как верующих, так и неверующих. Обычно ненависть и гонения со стороны других людей вызывает у гонимых ответную ненависть, однако, Павел говорит: «Благословляйте гонителей ваших, благословляйте, а не проклинайте» (сравните Матф. 5:44). Вполне возможно, что Павел, когда писал эти строки, думал о Стефане (Деян. 7:59-60) или о Самом Иисусе Христе (Лук. 23:34). Оба они молились за тех, кто мучил и убивал их, прося, чтобы Бог простил их.

Христиане должны сочувственно относиться к другим людям (как к верующим, так и к неверующим). Павел наставляет: «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». Отсюда вытекает и следующее наставление: «Будьте единомысленны между собою» (буквально – «относитесь друг к другу ровно; как относятся к вам, так и вы относитесь к другим»; сравните Рим. 15:5; Фил. 2:2; 1-Пет. 3:8). Только в этом случае можно сочувствовать друг другу.

В развитие этой мысли даны следующие два наставления: «не высокомудрствуйте» (т. е. «не думайте о себе слишком много» (сравните Рим. 11:20; 12:3), но «последуйте смиренным» т. е. учитесь ставить себя на один уровень с теми, кто не занимает в жизни высокого положения; сравните Иак. 2:1-9). Итог этим двум наставлениям подводится в последнем наставлении стиха, в сущности повторяющем ту же мысль, что и во втором наставлении, – «не мечтайте о себе» (буквально: «не воображайте о себе чрезмерно»; сравните Прит. 3:7; Рим. 11:25). Тот, кто слишком высокого мнения о себе, не может сочувствовать другим.

Рим. 12:17-18. Поучения, изложенные в стихах 17-21, относятся к сфере отношений верующих с неверующими, которые причиняют христианам зло (стих 17), являются их «врагами» (стих 20). Принципом соблюдения справедливости в Ветхом Завете было – «око за око» (Исх. 21:24), но Павел пишет: «Никому не воздавайте злом за зло» (сравните 1-Пет. 3:9). Напротив: «пекитесь о добром пред всеми человеками» (слово кала – «прекрасное», переведенное как «доброе», употреблено в этическом смысле, в значении «о том, что благородно»).

Павел затем повелевает верующим: «будьте в мире со всеми людьми» (сравните «будьте единомысленны между собою» – Рим. 12:16). Но осознавая пределы человеческих возможностей, он добавляет: «если возможно с вашей стороны». Мирные, гармонические отношения с другими людьми – не всегда достижимы, но да не ляжет ответственность за нарушение мира на верующего (Матф. 5:9).

Рим. 12:19-21. Для апостола Павла характерно чередование поучений в позитивной форме с таковыми в негативной. 19-й стих он начинает с наставления в негативной форме (сравните 17а): «Не мстите за себя». Вместо того, чтобы отомстить обидчику, «дайте место гневу Божию», и это потому, что Сам Бог сказал: «Мне отмщение, Я воздам» (Втор. 32:35; сравните Евр. 10:30). Классическим примером такого поведения был Давид, который не убил Саула, хотя Бог дважды как будто предавал того в руки Давида.

В свете Божиего обещания о воздаянии за зло, которое Он покарает Сам, христиане должны накормить своих врагов, если они голодны, и напоить их, если они жаждут, другими словами – на зло, которое те делают, они должны отвечать христианскою любовью. Выражение «соберешь ему на голову горящие уголья», как и первая часть 20 стиха, взяты из Прит. 25:21-22. Тут, вероятно, подразумевался один из египетских ритуалов, согласно которому человек, желая показать, что глубоко в чем-то раскаивается, должен был носить на голове горшок с раскаленными древесными углями.

Помощь в нужде, а не проклятие, скорее поможет обидчику устыдиться своего поведения и покаяться в нем. Павел подводит итог сказанному в следующих словах: «не будь побежден злом» (т. е. не поддавайся искушению отомстить), «но побеждай зло добром» (сравните Матф. 5:44 «любите врагов ваших»). И тут снова – чередование поучения о том, что не следует делать, с поучением о том, как следует поступать (сравните Рим. 12:9,11,16-20).