Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

1. НАСТАВЛЕНИЯ, ДАННЫЕ В УЗКОМ КРУГУ УЧЕНИКОВ (12:1-53)

а. Иисус призывает Своих свидетелей к бесстрашию (12:1-12)

Лук. 12:1-3. Прежде всего Господь указывает на то, что лицемерить просто неразумно, поскольку рано или поздно все тайное станет явным (сравните 8:17). Итак, ученикам всегда следует оставаться открытыми и прямодушными и остерегаться закваски фарисейской, то есть, уча, не впадать, подобно им, в лицемерие. В Писаниях «закваска» нередко символизирует зло (сравните Мар. 8:15).

Лук. 12:4-12. (Матф. 10:28-31). Иисус призывает Своих учеников, называя их друзьями, быть бесстрашными (12:4,7; сравните стих 32), помня о том, что Бог неизменно печется о них. Поэтому бояться им надо не людей, которые могут убить лишь тело (11:48-50), но Бога, Который имеет власть ввергнуть в ад. Ибо от Него невозможно скрыть ничего (стихи 2-3).

Он знает «всех» и «вся», и даже малые птицы не забыты у Него. Однако следующие истине Его несравненно ценнее в Его глазах малых птиц, продающихся по пять за два ассария (медную римскую монетку, составлявшую примерно шестнадцатую часть динария – средней дневной платы труженика. Слово «ассарий» встречается только тут и в Матф. 10:29). Заботясь даже о таких малых птичках, Бог тем более заботится о Своих детях, зная даже сколько волос у каждого из них на голове.

Смысл сказанного в стихах 8-10 заключается в том, что ученики должны сделать выбор. Кто исповедует Меня пред человеками (подразумевается – как Мессию) встанет тем самым на путь спасения. Те же, кто не сделают этого, лишат себя доступа к спасению. Далее Христос предостерегает против хулы на Святого Духа, которая не прощается.

У Матфея (Матф. 12:32) Иисус связывает это с деятельностью книжников и фарисеев, отвергавших Его. Может быть, Иисус подразумевал, что Святой Дух свидетельствует им о Нем как о Мессии, и, отвергая свидетельство Духа, они оскорбляют Его и тем отвергают единственный путь спасения, предлагаемый Самим Богом. (В историческом контексте учителям Закона могут быть противопоставлены братья Иисуса, которые поначалу тоже не принимали Его (Иоан. 7:5), но затем уверовали (Деян. 1:14) и, конечно, получили прощение, хотя в свое время «говорили против Сына Человеческого».)

Далее Христос предупреждает учеников (12:11-12), что когда их поведут к начальствам и властям за проповедь Евангелия (Деян. 4:1-21), Сам Дух Святой научит их в тот час, что должно говорить. Он будет им неизменным помощником.

б. Иисус – о грехе жадности (12:13-21)

Лук. 12:13-21. Здесь Господь предостерегает от любостяжания, подчеркивая, что жизнь человека не зависят от изобилия его имения. В подтверждение Он приводит притчу о богаче, который вознамерился построить более вместительные житницы, чем имел прежде, для собранного на его поле богатого урожая. Он исходил из того, что теперь его ожидает «легкая жизнь» – ведь он всем обладает в избытке.

Но Бог, отвечая на его мысли, назвал этого человека безумным, потому что не знал он, что не только дни, но и часы его уже сочтены (в сию ночь душу твою возьмут у тебя. И все накопленное им богатство достанется другому. Так бывает с теми, – подытожил Иисус, – кто… не в Бога богатеет (сравните 1-Тим. 6:6-10; Иак. 1:10). К этой теме Лука возвратится в 16 главе.

в. Иисус – о тщете житейских забот (12:22-34) (Матф. 6:25-34)

Наивысшей точки эта тема достигает в стихе 31, где Иисус призывает учеников прежде всего искать Царствия Божиего. «По пути» Он высказывает относительно забот житейских три вещи.

Лук. 12:22-24. Смысл этих стихов в том, что неразумно предаваться волнениям о материальных благах, в первую очередь, потому, что душа и тело человека больше пищи и… одежды (сравните стих 15); для сравнения Иисус снова привлекает птиц (сравните стихи 6-7), на этот раз – воронов: если Бог и их питает, то насколько же больше позаботится Он о Своих детях.

Лук. 12:25-28. Тревожиться о «материальном» неразумно еще и потому, что ценой этих тревог мало что в жизни можно изменить. В этой связи Иисус опять привлекает внимание учеников к сфере творения Божия, о котором Отец Небесный постоянно печется (к лилиям, которые «одеты» Им так, как и царь Соломон… не одевался).

Лук. 12:29-31. В заключение Иисус говорит, что чрезмерное увлечение «житейским» и «материальным» (именно «увлеченность» всем этим, а не естественные человеческие заботы о хлебе насущном имел в виду Господь, – от ред.) присуще людям мира сего, не имеющим Бога. Они порабощены материальным, не зная высшей ценности духовной жизни. Те же, кто стремятся к духовному (ищут Царствия Божия), получают от Бога и все необходимое «материальное».

Лук. 12:32-34. Иисус повторяет Свой призыв к ученикам «не бояться» (сравните стихи 4,7). Он сравнивает их с малым стадом; они, действительно, как будто бы представляли собой небольшую беззащитную группу. Но ведь Отец Небесный, напоминает Иисус благоволил именно им дать …Царство.

Продавайте имения ваши и давайте милостыню (Лука снова возвращается к этой теме в главах 16 и 19). Раннехристианская Церковь так и поступала (Деян. 2:44-45; 4:32-37). Смысл этого призыва Господа в том, что имеющие земные сокровища привязаны к ним и в мыслях своих и в сердце. А христианам надо «приготовлять» себе сокровище неоскудевающее на небесах, которое не уничтожить моли и не украсть вору. Это и значит «в Бога богатеть» (стих 21) и как следствие этого – не обременять себя «заботами житейскими».

г. Учение Иисуса о «постоянной готовности» (12:35-48) (Матф. 24:45-51)

Христос приводит две притчи (35-40 и 42-48), которые «объединены» вопросом Петра (стих 41). Вторая притча продолжает первую и поясняет ее.

Лук. 12:35-40. «Препоясанные чресла» и «горящие светильники» (стих 35) – символы готовности. Последователи Христа всегда должны быть в состоянии готовности, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (стих 40). В притче описана сцена ожидания слугами их господина, который должен возвратиться со свадебного пира. Мысль здесь та, что когда бы он ни «постучал», им следует быть наготове, чтобы отворить ему. И если господин найдет их бодрствующими (стих 37), то и сам окажет слугам не меньше внимания, чем они ему. Блаженны рабы те, ибо Мессия «послужит» Своим верным и вознаградит тех, кто «бодрствовал».

Иносказание о «воре» содержит ту же мысль: последователи Христа должны быть готовы к неожиданному пришествию Сына Человеческого.

Лук. 12:41. Вопрос Петра побуждает Иисуса рассказать следующую притчу – в развитие и пояснение первой.

Лук. 12:42-48. Прямого ответа на вопрос Петра – к нам ли притчу сию говоришь, или ко всем? – Господь не дал. Однако из Его слов можно заключить, что в первую очередь Он обращался к тем, кто был облечен властью над Израилем в то время. Религиозные вожди народа призваны были милостиво и «благоразумно» руководить им в ожидании прихода Мессии. Но они не выполнили возложенной на них задачи и «не бодрствовали» в ожидании Царствия. (Не следует удивляться, что Матфей, рассказывая ту же притчу (Матф. 24:45-51), упоминает о «рабе, поставленном над другими», так как домоправители на востоке часто назначались из рабов. – От ред.)

Допуская более расширительное толкование, можно предположить, что во второй притче Господь подразумевал всех «рабов», знающих волю «господина своего», но дерзко и упорно не исполняющих ее. Такие «верующие» будут подвергнуты одной участи с неверными (т. е. с неверующими).

Христос говорит, что «участь» эта будет более тяжкой, чем участь тех, кто творили достойное наказания по незнанию своему (т. е. не зная о грядущем приходе Сына Человеческого – стих 48а).

С тех, кто прекрасно знал откровения Божии, но жили так, как будто не верили им, больше взыщут. (В расширительном плане это может относиться к тем, кому Богом даны были особые духовные и иные преимущества (кому дано много… кому много вверено), и кто не употребил их на дело Его. – От ред.).

д. Христос – о том, что Его ученики не найдут понимания в мире (12:49-53) (Матф. 10:34-36)

Лук. 12:49-53. Быть учеником Христа – значит не встречать порой понимания и в собственной семье. В этом смысле и говорит Он, что пришел дать не мир земле… но разделение: ведь одни станут принимать Его учение, а другие – отвергать его. Свое учение Он уподобляет огню «пожирающему» (Огонь пришел Я низвесть на землю… – стих 49). Иисус горячо желал, чтобы дело Его совершалось в этом мире во всей его силе и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!).

Жизнь Его и смерть станут основой Его суда над Израилем. И суд этот, подобно огню, очистит израильский народ. Под крещением, которым должен креститься, Иисус несомненно подразумевал Свои страдания и смерть на Голгофском кресте (и как Я томлюсь, пока сие совершится!).

Заметим, что «разделение» в семьях, о котором говорит Христос в стихе 51, продолжается и поныне. Особому «остракизму» подвергаются со стороны своих близких и друзей верующие во Христа евреи. Но всякому, кто хочет быть Его последователем, необходимо принять и это.

2. НАСТАВЛЕНИЯ ИИСУСА НАРОДУ (12:54 – 13:21)

После наставлений, данных узкому кругу учеников, Иисус обращается теперь к народу. В этом разделе отражено шесть событий, в которых главную роль играют народ, толпа. Свое внимание Иисус сосредоточивает теперь на них.

а. Учение о знамениях (12:54-56) (Матф. 16:2-3)

Лук. 12:54-56. Он упрекает народ в неумении или нежелании понимать то, что видит. Будучи свидетелями Его служения, эти люди оказались неспособными осознать, что Он и есть обещанный им Мессия. Между тем как знамения природы они распознают легко (облако на западе… ветер с юга), другими словами, умеют распознавать лице земли и неба, понимать духовные знамения они отказываются. Потому и «не узнают» Его в своей среде и времени сего, когда Он пришел предложить им Царство. Не узнают и отвергают Его и Его Царство.

б. Сравнение с судейской тяжбой (12:57-59)

Лук. 12:57-59. На примере «житейской ситуации» Иисус говорит здесь о важности примирения с Богом. Ведь даже перед лицом угрозы, исходящей от «земного судьи», лучше постараться примириться со своим соперником хотя бы в последний момент – иначе можно попасть в руки судебного исполнителя, взыскивающего долги, который ввергнет «должника» в темницу, откуда он не выйдет, пока не отдаст и последней полушки.