Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

Г. Искушение Иисуса (4:1-13) (Матф. 4:1-11; Мар. 1:12-13)

1. ДУХ ВЕДЕТ ИИСУСА В ПУСТЫНЮ ДЛЯ ИСКУШЕНИЯ (4:1-2)

Лук. 4:1-2. Лука возвращается к прерванному на 3:23 повествованию о подготовке Иисуса Христа к служению. Он пишет, что Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. По традиции считается, что речь идет о голой безлюдной территории, расположенной на северо-запад от Мертвого моря. Неслучайно пребывание Иисуса в пустыне продолжалось сорок дней. Вспомним, что «мотив 40 дней» постоянно звучит в Ветхом Завете (Быт. 7:4; Исх. 24:18; 3-Цар. 19:8; Ион. 3:4). Главное же в том, что в случае искушения Иисуса 40 дней перекликаются с 40 годами странствий и искушений Израиля в пустыне.

Иисус, искушаемый сатаною, когда отвечает ему словами книги Второзаконие (главы 6 и 8), дает понять, что мысли Его и чувства в том, что пережил Его народ в пустыне. Отметим, что, в отличие от израильтян, которых во время их странствий чудесным образом питал Господь, Иисус ничего не ел.

2. ИСКУШЕНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ (4:3-4)

Лук. 4:3-4. Дождавшись того момента, когда Иисус ощутил сильное желание утолить мучивший Его голод, диавол предложил Ему превратить камень в хлеб. Иисус отразил это искушение, ответив словами из Втор. 8:3, где Моисей напоминает народу о манне небесной, которую Бог давал ему. Наряду со многими трудностями и скорбями, через которые Бог проводил Израиль, и манна, чудесно питавшая его, служила испытанию его веры. Израильтяне должны были понять, что доверие слову Божию – жизненно необходимо для их существования. Если бы не воля Божия на то, чтобы им жить, все они погибли бы в пустыне; значит, не хлебом одним выжили они.

Подобно этому, Иисус, зная слово Божие, знал и задачу, поставленную Богом перед Ним, и в доверии Отцу черпал силы для поддержания Своего физического существования. Иисус знал, что в пустыне Он не умрет.

3. ИСКУШЕНИЕ СЛАВОЮ И ВЛАСТЬЮ (4:5-8)

Лук. 4:5-8. Лука говорит о втором и третьем искушениях Иисуса в обратном, по сравнению с Матфеем, порядке. Согласно Луки вторым искушением было предложение Христу власти над всеми… царствами земными и славы, сопряженной с этим. С одним условием: Он должен был поклониться диаволу (здесь буквально – «встать перед ним на колени»).

Получив в этом случае власть над миром, Иисус стал бы зависим от него, а не от Бога Отца. Чтобы отразить и это искушение, Иисус снова обращается к книге Моисея (Втор. 6:13), где вождь израильтян наставляет их относительно их поведения в земле обетованной, когда они достигнут власти и славы. Не впасть бы им тогда в искушение славить друг друга, вместо того, чтобы воздавать славу и хвалу Богу! Процитировав этот стих, Иисус показал, что не собирается совершать подобной ошибки. Славу Он будет воздавать Отцу, а не искать ее для Себя, чтобы не потерпеть поражения, как потерпел его Израиль.

4. ПОПЫТКА СОБЛАЗНИТЬ ИИСУСА НАРУШЕНИЕМ ПЛАНА БОЖИЕГО (4:9-12)

Лук. 4:9-12. На этот раз диавол предложил Иисусу достичь результата Своего служения, изменив, однако, как время, так и ход осуществления Божиего плана. Иисус знал, что должен пойти на крест и умереть за грехи мира. Он знал, что пришел на землю как Раб Божий для того, чтобы пострадать (Ис. 52:13 – 53:12).

План же диавола состоял в том, чтобы Он бросился на землю с самой высокой точки храма. (Возможно, подразумевался юго-восточный угол стены его, откуда открывался вид на глубокое ущелье долины Кедрон.) Сатана имел в виду, что евреи, увидев, что Иисус чудесным образом остался жив и невредим при падении с такой высоты, сразу же безоговорочно последуют за Ним. При этом враг Божий даже привел слова из Пс. 90:11-12, чтобы показать, что Мессии не угрожает никакая опасность.

Однако Иисус отверг диавольскую уловку. Ведь если бы Израиль принял Его до голгофских страданий, то как мог бы исполниться план Отца Небесного? Какое бы место было отведено Ему в этой ситуации? Ясно, что никакого. Это перекликалось с написанным Моисеем во Втор. 6:16, и словами этого стиха ответил Иисус сатане (Лук. 4:12). Моисей предостерегал там Израиль, чтобы не искушал Бога, сомневаясь в том, сопутствует ли Он народу Своему (Исх. 17:7). Но Иисус твердо знал, что Отец Небесный с Ним, и что Его план – совершенен.

5. САТАНА ОСТАВЛЯЕТ ИИСУСА (4:13)

Лук. 4:13. И диавол отошел от Иисуса, однако не насовсем, а в ожидании более удобного случая (до времени).

IV. Служение Иисуса в Галилее (4:14 – 9:50)

Полагают, что Свое служение Иисус Христос начал в Галилее, хотя из Евангелия от Иоанна (главы 1-4) следует, что этому предшествовало Его еще более раннее служение в Иудее и в Иерусалиме. Служение Иисуса в Галилее преследовало две цели – дать народу доказательство того, что Он и есть истинный Мессия, и призвать учеников следовать за Ним.

А. Начало служения Иисуса (4:14-30) (Матф. 4:12-17; Мар. 1:14-15)

В следующих 17 стихах Лука дает «квинтэссенцию» всего, что произошло за время служения Иисуса Христа: Иисус объявил Себя Мессиею (Лук. 4:21); слушавшие Его евреи показали, что недостойны Божиих благословений (4:28-29); наконец, в стихах 24-27 через ветхозаветные образы передана та мысль, что благая весть достигнет и язычников.

1. ПРИНЯТИЕ ИИСУСА В ГАЛИЛЕЕ (4:14-15)

Лук. 4:14-15. И возвратился Иисус в силе духа (здесь в значении духовной силы, которую Он черпал от Духа Святого, сошедшего на Него; 3:21-22) в Галилею. То, что источником силы и власти Иисуса был Святой Дух, подчеркивается Лукою на протяжении глав 4-6. Первоначальная реакция народа на Него была весьма благоприятной: и разнеслась молва о Нем… и Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

2. ОТВЕРЖЕНИЕ ИИСУСА В ЕГО РОДНОМ ГОРОДЕ НАЗАРЕТЕ (4:16-30) (Матф. 13:53-58; Мар. 6:1-6)

Лук. 4:16-30. Итак, поначалу Иисус получил признание как Учитель, так что, когда вернулся в Свой родной Назарет, то был там с уважением принят и стал учить в синагоге.

В синагогах существовал обычай, чтобы мужчина, стоя, читал из Священного Писания, но затем объяснял прочитанное сидя. Иисус прочитал в Назаретской синагоге из книги пророка Исаии (61:1-2), где говорится о Мессии, но закончил на словах: Проповедывать лето Господне благоприятное, т. е. не прочитал последней строки в Ис. 61:2 – о Божием возмездии. Когда же к прочитанному Он добавил слова ныне исполнилось Писание сие (4:21), намек Его прозвучал достаточно ясно.

Он заявил о Себе как о Мессии, могущем дать им то Царство Божие, которое давно было обещано им, однако дал им понять, что первое Его пришествие не станет временем суда и возмездия, о которых говорится в Ис. 61:2б. Более того: Он ясно сказал им, что через Него Бог посылает им «лето Господне благоприятное» (как бы проводя параллель между «льготным» юбилейным годом (Лев. 25:8 и далее) и временем спасения Мессией Израиля и всего человечества).

Первая часть стих 22 (Лук. 4:22) свидетельствует о том, что слушатели оказались под сильным воздействием Его слов; о том же говорит и стих 20б: и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. Но вслед за тем они подвергли сомнению Его право говорить подобные вещи. Разве Он не был Иосифовым сыном, который рос у них на глазах в этом городе? Как же Он может быть Мессией? Словами стихов 23-24 Иисус отвечает им, ощутив их недоверие и сопротивление.

Далее Он ссылается на два примера из Ветхого Завета – того, как во времена неверия Израиля Божии пророки совершали чудные дела среди язычников. Это пример с Илией, посланным к сарептской вдове (стихи 25-26; сравните 3-Цар. 17:8-16), и с пророком Елисеем, очистившим от проказы Неемана, сирийского военачальника (Лук. 4:27; сравните 4-Цар. 5:1-19).

То, что Иисус сослался на язычников, удостоившихся Божиих благословений, противопоставив их израильтянам, привело Его слушателей в ярость (Лук. 4:28). Они хотели убить Его, но Он, прошед посреди них, удалился (стих 30). Лука несомненно говорит о сверхъестественном избавлении Иисуса из рук разъяренной толпы.

Подобное происходит на протяжении всего служения Его: Он обращается к евреям – они отвергают Его; Он говорит о том, что и язычники смогут наследовать Царство, – и часть иудеев исполняется желанием убить Его. Однако им это не удается – до тех пор, пока не наступает время, избранное Им Самим, чтобы умереть (23:46 сравните с Иоан. 10:15,17-18).

Б. Удостоверение власти Иисуса (4:31 – 6:16)

У жителей Назарета и других галилейских городов постоянно возникал вопрос, есть ли у Иисуса власть (и если есть, то откуда она), чтобы заявлять то, что Он заявляет. Вот Он и подал им «удостоверение» о происхождении Своей власти свыше, сотворив меж ними чудеса исцелений, а также учением Своим. И показал, что на этом основании вправе призывать учеников следовать за Собою. Ниже Лукою описаны три «серии» исцелений, совершенных Иисусом, после каждой из которых Он призывал по одному или более учеников (5:1-11,27-32; 6:12-16).

1. ИИСУС ДОКАЗЫВАЕТ СВОЮ ВЛАСТЬ, ИСЦЕЛЯЯ И УЧА (4:31-44)

а. Исцеление человека, одержимого нечистым духом (4:31-37) (Мар. 1:21-28)

Лук. 4:31-37. Иисус пришел в Капернаум, в котором позже и поселился, поскольку Назарет отверг Его. В Капернауме жили также Петр и Андрей (стих 38). И здесь люди дивились (в греческом тексте сказано сильнее – «поражались») учению Его. Ибо Он говорил в высшей степени авторитетно (32б). В подтверждение Своей власти Иисус и тут совершил целый ряд исцелений.

Был в капернаумской синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского. Это «уточнение», что «бесовский дух», т. е. демон, был «нечистым», полагают, неслучайно. Ведь Лука писал, в первую очередь, для людей греческой культуры, для которых демоны делились на добрых и злых (нечистых). Этот дух узнал Христа, назвав Его не только Иисусом Назарянином, но и Святым Божиим (стих 34).

В Евангелиях громкие вскрикивания, вопли характерны для одержимых злыми духами. Изгнание одного из них Иисусом повергло всех присутствовавших в ужас (стих 36). Ведь это значило, что Он имеет власть и силу над духами зла (сравните 9:1). И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам.

б. Иисус исцеляет тещу Симона (4:38-39) (Матф. 8:14-15; Мар. 1:29-31)

Лук. 4:30-39. И Марк и Лука говорят о том, что следующее чудо было совершено сразу же после изгнания нечистого духа в синагоге. Теща …Симонова была одержима сильною горячкою, которая тотчас оставила ее по слову Иисуса. И в том и в другом случае причина болезни была удалена немедленно и без «побочных эффектов». Злой дух вышел из одержимого, не повредив ему (стих 35), а теща Симона (Петра) почувствовала себя настолько здоровой, что сразу же стала служить им (стих 39).

в. Иисус исцеляет других больных и одержимых (4:40-41) (Матф. 8:16-17; Мар. 1:32-34)

Лук. 4:40-41. Весть об исцелениях, совершаемых Иисусом, быстро разнеслась по всему городу, и в тот же самый день, при захождении солнца (т. е. по окончании субботы – дабы не нарушать закона), все, имевшие больных… стали приводить их к Нему. Бесы же, с криком выходившие из многих, объявляли во всеуслышание: Ты Христос, Сын Божий. Иисус запрещал им говорить это, видимо, по той причине, что пришел на землю вовсе не для того, чтобы демоны возвещали о Нем, но чтобы люди признали Его Мессией.

г. Иисус – о Своем служении для «других городов» (4:42-44) (Мар. 1:35-39)

Лук. 4:42-44. Тут Иисус говорит о Своей миссии служения всему народу израильскому (сравните стих 18). Прием, который оказали Ему в Капернауме, резко отличался от того, какой был оказан Ему в родном его Назарете. Жители Капернаума хотели, чтобы Иисус остался в их городе, но Он ответил им: И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие.

В Своем служении Иисус главное место отводил проповеди, а не исцелениям. Хотя Он и сострадал людям, но исцелял обычно в подтверждение истинности того, что говорил (Матф. 11:2-6).