Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

1. ИСЦЕЛЕНИЕ БОЛЬНОГО И ВОСКРЕШЕНИЕ УМЕРШЕГО (7:1-17)

а. Исцеление слуги сотника (7:1-10) (Матф. 8:5-13; Иоан. 4:43-54)

Лук. 7:1-10. После проповеди, произнесенной перед учениками вне города (глава 6), Иисус возвратился в Капернаум, где Он явил столько мессианских знамений. Сотник, о котором здесь идет речь, в отличие от большинства римских солдат и командиров, пользовался любовью и уважением евреев, живших в Капернауме и его окрестностях, поскольку и сам любил их и даже построил им синагогу (7:4-5). У этого сотника слуга, которым он дорожил, был болен, при смерти (стих 2). Он же настолько верил в чудесную силу Иисуса, что не сомневался: Иисус может исцелить слугу его.

Возможно, одной из причин, почему он послал к Нему иудейских старейшин, было его сомнение в том, что Иисус захочет исполнить просьбу римского солдата. Правда, в Евангелии от Матфея (8:5-13) при описании того же эпизода ничего не говорится о «посланцах». У Матфея сотник сам приходит к Иисусу и произносит те же самые слова, которые Лука влагает в уста старейшин (Лук. 7:6,8)

Излагая этот эпизод несколько иначе, Лука подчеркивает, что сотник полагал дерзостью со своей стороны самое это обращение к Иисусу и остро ощущал свое «недостоинство» перед Ним (стих 7). Чувства и поведение сотника сильно удивили Иисуса, Который сказал: в Израиле не нашел Я такой веры. Концепция веры красной нитью проходит через главы 7-8. Веры в Иисуса Христа как в Мессию, которая имеет жизненно-важное значение, во все, что было сказано Им. Позже подчеркнутое звучание у Луки обретет исповедание веры язычниками.

б. Воскрешение сына наинской вдовы (7:11-17)

Лук. 7:11-17. В свете рассказа Луки о воскрешении Иисусом сына наинской вдовы особое значение приобретает последовавшая за этим беседа между Ним и Иоанновыми учениками (стихи 18-23).

Толпа людей сопутствовала Иисусу на пути из Капернаума в Наин, расположенный примерно в 40 км. на юго-запад от Капернаума. Из ворот Наина, навстречу им, вышла многолюдная похоронная процессия: несли гроб с умершим юношей, единственным сыном у матери вдовы. Судьба, постигшая ее, была особенно горестной, потому что по смерти сына она осталась не только одинокой, но и беззащитной, не имея, видимо, близкого родственника-мужчину. (Вспомним, что помощи вдовам придавалось особое значение как в ветхозаветные, так и в новозаветные времена.)

Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. Кажется, и сама эта женщина и сопровождавшие ее прониклись верой в Иисуса; об этом говорит и такая деталь: когда Он подошед, прикоснулся к одру, несшие его остановились. Он же сказал: юноша! тебе говорю, встань. Немедленно мертвый, поднявшись, сел и стал говорить.

Видевшие это исполнились благоговейным страхом; и славили Бога за то, что великий пророк восстал между ними (мысленно они, очевидно, сравнивали Иисуса с Илией или Елисеем). Такое мнение о Нем, пишет Лука, распространилось по всей Иудее (т. е. по всей Палестине) и по всей окрестности (очевидно, по соседним странам).

2. ИИСУС – О ДЕЛАХ СВОИХ (17:18-35) (Матф. 11:2-19)

а. Иоанн Креститель посылает к Иисусу за разъяснением (7:18-23)

Лук. 7:18-23. Встреча Иисуса с учениками Иоанна произошла тогда, когда сам Креститель сидел в темнице (Матф. 11:2). Служение его, возможно, продолжалось не более года. Иоанн ожидал, что Мессия, придя, установит Свое Царство (как он, Иоанн, возвестил об этом). Но вот он оказался в темнице, и ему угрожала смерть, а Царство все еще «не пришло». Так Мессия ли Иисус, Которого он крестил? – с волнением думал узник. Он хорошо знал Ветхий Завет и знал дела, которые должно совершить Мессии, однако, почему Он медлит с установлением Царства?

В конце-концов Иоанн послал… двоих из учеников своих к Иисусу с вопросом: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам? Они пришли к Нему в те дни, когда Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. Ученикам Иоанна Крестителя Иисус ответил словами пророка Исаии (Ис. 61:1-2) – теми же, которые прочитал в одну из суббот в назаретской синагоге. Разве не свидетельствуют эти слова – в свете дел, совершенных Мною – что Я и есть Мессия? – как бы говорил Он. Фразой блажен, кто не соблазнится о Мне Иисус, видимо, завершил эту беседу. Ни у Марка ни у Луки не записано, как прореагировал Иоанн на ответ Христа, переданный ему его учениками.

б. Иисус осуждает израильтян за то, что не приняли служения Иоанна Крестителя, как и Его служения (7:24-35)

Лук. 7:24-28. Воспользовавшись вопросом Иоанновых учеников, Иисус стал говорить народу о служении Крестителя с одобрением и похвалой. Когда Иоанн был на свободе, многие ходили в пустыню, чтобы увидеть этого несгибаемого человека, отнюдь не похожего на трость ветром колеблемую. Они ходили туда не для того, чтобы увидеть персону изнеженную и богато одетую, ибо таковые живут при дворах царских.

Нет, они ходили в пустыню, чтобы смотреть на пророка, на того, кто даже больше пророка, по словам Иисуса. Ибо в соответствии с предсказанным Малахией (Мал. 3:1) Иоанн явился и как предтеча Мессии. В Мал. 3:1-2 говорится о двух «посланцах». О предтече (в русском тексте – «Ангел Мой»), т. е. об Иоанне Крестителе, и об «Ангеле Завета», то есть о Самом Мессии.

Иисус очень высоко отозвался об Иоанне: Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; из второй части этой фразы не следует, однако, что Иоанн не принадлежал к Царству Божию, – ведь так же, как Сам Иисус, он проповедовал покаяние и прощение грехов. Мысль здесь та, что и величайший пророк – не столь велик, как гражданин Царства Божия. (Здесь еще возможен тот смысловой оттенок, что принадлежащие к Царству имеют несомненно преимущество перед пророками, на которых смотрели как на Божиих избранников ветхозаветного времени. Граждане же Царства будут находиться под Новым Заветом, и закон Божий будет написан на сердцах их; Иер. 31:31-34.) Наименьший в Царстве будет превосходить Иоанна Крестителя в духовном отношении.

Лук. 7:29-30. Лука проводит разделение между теми людьми, которые слушали Иисуса. Часть из них, включая мытарей, приняла под действием Его слов Иоанново крещение покаяния (совершенное, видимо, его учениками – от ред.), тем воздав славу Богу. В отличие от них, фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе – в том смысле, что, отказавшись от крещения покаяния, отвергли и самый призыв Предтечи к нему. И тем самым отвергли Божий план спасения для себя, возможность войти в Царство Божие. Иронический аспект этого обстоятельства заключается в том, что книжникам и фарисеям следовало бы знать о Предтече и о Мессии больше, чем людям из народа.

Лук. 7:31-35. Авторская вставка Луки, прерывающая ход повествования, служит пояснению следующих пяти стихов. В короткой притче Господь сравнивает людей рода сего (подразумевая не «народ», упоминаемый в стихе 29, а религиозных вождей, отвергнувших как Иоанна, так и Его, Иисуса) с капризными детьми, которые не могут угодить друг другу.

Так и вождей народа Иоанн Креститель не устраивал из-за своего чрезмерного аскетизма и крайней строгости, а Иисус – по причине чрезмерного «вольнодумства» (в понимании фарисеев). Но, замечает Иисус, премудрость (Его и Иоанна учения) будет оправдана всеми, кто последуют ей. Другими словами, в них (в их конечной судьбе) получит доказательство ее истинность.

3. ВСТРЕЧА ИИСУСА С ГРЕШНИЦЕЙ (7:36-50)

В этом разделе иллюстрируется принцип, изложенный Иисусом в стихе 35. Фарисею по имени Симон противопоставлена грешница, которая получает прощение (стих 47) и спасение (стих 50).

Лук. 7:36-38. Симон фарисей (стих 40) пригласил Иисуса вкусить с ним пищи, однако не исполнил по отношению к Нему обычая, состоявшего в том, что приглашенным к трапезе гостям перед едой подавалась вода для омытия ног (ведь дороги в Палестине были большей частью немощенными, и в открытые сандалии, которые обычно носили путники, неизбежно набивались пыль и песок).

Узнав о том, что Иисус приглашен Симоном, в дом к нему пришла одна из местных женщин, о которой сказано, что она была грешница (скорей всего, женщина легкого поведения, о чем всем в городе было известно). Ее, конечно, никто не приглашал, и все-таки она пришла, принеся сосуд с миром. В самом приходе ее в дом фарисея не было ничего странного, ибо было принято, что в дом, куда приглашен раввин, другие могут приходить без приглашения, чтобы послушать его. Слушая Иисуса, женщина плакала, и слезы ее падали Ему на ноги.

Обычным знаком уважения к человеку было возлияние благовоний ему на голову. Но эта грешница, возможно, считала себя недостойной помазать Иисусу голову и помазала Ему ноги. Все, что она делала (отирала слезы свои с Его ног волосами своими, целовала ноги Его), свидетельствовало о высочайшем ее благоговении перед Ним и о глубочайшей к Нему нежности. А то, что она принесла миро, чтобы возлить на Него, несомненно, явилось для нее, которая едва ли была богата, огромной тратой. Остается лишь гадать о причине ее слез: плакала ли она от раскаяния или от радости, что находится рядом с Тем, в Котором узнала Мессию?

Лук. 7:39. Симон фарисей, хозяин дома, между тем, не признал в Нем и пророка, подумав, что если бы Он был пророком, то знал бы… какая женщина прикасается к Нему, и не допустил бы ее прикосновений, чтобы не стать ритуально нечистым.

Лук. 7:40-43. Иисус, зная помышления Симона (сравните 5:22), сказал ему притчу, из коей следовало, что тот, кому много прощено, будет любить больше, чем тот, кому прощено мало.

Лук. 7:44-50. Он применил эту притчу к Симону и к женщине. Она нуждалась в том, чтобы Мессия простил ей грехи ее многие. Соответственно и любовь ее к Нему была очень большой. Это не значит, что у фарисея не было особой нужды в прощении его грехов. Его обращение с Иисусом разительно отличалось от обращения с Ним женщины потому, что она верила в Иисуса и сознавала свою нужду в Нем, а он – нет, полагая себя человеком праведным.

Мера его заблуждения была такова, что он не удосужился оказать Иисусу и обычных знаков внимания и вежливости: не дал Ему воды для омытия ног, не поцеловал Его в щеку (обычное мужское приветствие тех дней) и не помазал Ему головы и малой толикой масла. Много возлюбившей грешнице Господь простил ее грехи и отпустил ее со словами: вера твоя спасла тебя; иди с миром.

Свидетели этого, другие гости Симона фарисея, лишь удивленно спрашивали друг друга: кто это, что и грехи прощает? Хотя в этой ситуации Иисус открыто не сказал о Себе как о Мессии, слова Его и действия не оставляли в этом сомнения.