Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Откровение

11. Возвращение собственности сонамитянке (8:1-6)

Перед началом семилетнего голода в земле (возможно, это голод, о котором говорится в 4:38) Елисей предупредил сонамитянку (из главы 4) и посоветовал ей уехать вместе со всей семьей, включая сына, которого он воскресил. Она жила в земле Филистимской, а когда голод закончился, возвратилась. В это время Гиезий служил при дворе царя Израиля, куда обычно не допускали прокаженных. Когда он как раз рассказывал царю, как Елисей воскресил умершего, пришла эта женщина просить вернуть ей ее собственность. Царь приказал отдать ей и собственность, и все, что выросло на ней за семь лет.

12.  Пророчество Елисея о правлении Азаила (8:7-15)

8:7-12 Когда больной Венадад, царь Сирийский, услышал, что Елисей пришел в Дамаск, он послал к нему своего офицера Азаила с большими дарами, чтобы вопросить, выздоровеет ли он. Так как Нееман был военачальником Венадада, царь должен был знать о целительной силе Елисея (Гл. 5). Может быть, пророк вылечит и его. Пророк дал Азаилу неопределенный ответ: "Пойди, скажи ему: "выздоровеешь'; однако открыл мне Господь, что он умрет". Это означало, что сама болезнь не была смертельной, но Венадад должен был умереть от руки Азаила. Елисей так пристально смотрел на Азаила, что тот пришел в смущение. Елисей предвидел также, что Азаил причинит ужасные страдания и потери сынам Израилевым – настолько ужасные, что он заплакал.

8:13-15 Азаил ответил, что он – всего лишь пес; как может он совершить такое большое дело? Уильямс так перефразировал эти слова:

"Может ли быть, чтобы я, всего лишь пес, сел на сирийский трон и совершил такие великие дела!" Но Господь сообщил Елисею, что Азаил будет царем Сирии. После этого объявления Азаил вернулся к Венададу, сказал ему, что он выздоровеет, а потом предательски задушил его одеялом, намоченным водою.

Из следующей цитаты явственно следует, насколько точным было пророчество Елисея:

"Вскоре после этого [убийства Венадада] Азаил выступил против объединенных сил Иорама и Охозии при Рамофе-Галаадском (8:28, 29; 9:14, 15). Он часто наносил поражение Ииую и опустошил всю его страну к востоку от Иордана, от Арнона на юге до Васана на севере (10:32, 33). Во время правления Иоахаза, преемника Ииуя, он неоднократно вторгался на территорию Израиля, который избежал полного опустошения только по Божьей милости (13:3, 22, 23). Азаил вторгался и в юго-западную Палестину, взяв Геф; он вынудил царя Иудеи уплатить большой выкуп за то, что он пощадил Иерусалим (12:17, 18; 2 Пар. 24:23, 24). Только после смерти Азаила Израиль смог справиться с сирийской агрессией, во время правления Венадада III, сына Азаила (4 Цар. 13:24, 25)".

Е. Царь Иорам Иудейский (8:16-24)

Иорам, сын Иосафатов, был царем Иудейским восемь лет (853-841 гг. до Р. Х.; см. также 2 Пар. 21:4-20).

8:16, 17 Хронологию в стихе 16 следует согласовать с той, что приведена в 3 Царств 22:42, 51; 4 Царств 3:1 и 4 Царств 8:25. Одно из объяснений гласит, что Иорам был соправителем своего отца Иосафата в течение пяти лет. Другое – что Иосафат делил часть своего правления с Асой, и что правления Охозии и Иорама датируются от начала единовластного правления Иосафата.

8:18, 19 Иорам женился на Гофолии, дочери Ахава и Иезавели. Без сомнения, этот брак был инициативой его отца Иосафата и частью его политики примирения с Израилем. В результате царство Иудея оказалось ввергнуто еще больше в идолопоклонство северного царства. Господь уничтожил бы Иудею за отступничество, если бы не обещание, данное Давиду (2 Цар. 7:12-16).

8:20-24 Во время правления Иорама против него выступил Едом. Чтобы подавить восстание, он отправился со своим войском на Цаир (Едом), на юг от Мертвого моря. Идумеяне окружили его и вынудили отступить. Его армия убежала домой. С этого времени Едом не подчинялся Иудее полностью. Возможно, именно в период правления Иорама пророк Авдий произнес свое пророчество против Едома.

Упоминается, что Ливна, возле Филистии, также выступила. Тем самым автор обращает внимание на слабость царства Иудеи во время правления Иорама. Ливна была левитским городом. Причина ее бунта приводится во 2 Паралипоменон 21:10, 11. Очевидно, Ливна обрела независимость позже (19:8).

Ж. Царь Охозия Иудейский (8:25-29)

Охозия, сын Иорама, был царем Иудейским один год (841 г. до Р. Х.; см. 2 Пар. 22:1-9).

8:25-27 Охозия в стихе 26 назван сыном Гофолии, дочери Амврия. Охозия упоминается также во 2 Паралипоменон 21 и 22:6. Охозия был племянником Иорама, царя Израиля. Его мать Гофолия была дочерью Ахава и сестрой Иорама

Израильского. Здесь можно запутаться с именами! У Ахава, царя Израиля, было два сына, которые один за другим взошли на трон, Охозия и Иорам. У Иосафата, царя Иудеи, был сын по имени Иорам, который правил после него. Преемником этого Иорама был его сын Охозия. Таким образом, Охозия и Иорам правили в Израиле в то время, когда Иорам и Охозия правили в Иудее.

Здесь говорится, что Охозия, царь Иудейский, воцарился в возрасте двадцати двух лет; во 2 Паралипоменон 22:2 указан возраст в сорок два года. Большинство фактов указывает на то, что правильный возраст – двадцать два. Вероятно, другая цифра возникла при ошибке переписчика.

8:28, 29 Охозия присоединился к своему дяде, Иораму Израильскому, в войне против Сирии, в Рамофе Галаадском. Царь Иорам был ранен в битве и был перевезен в Изреель лечиться. Охозия навестил его там, пока он выздоравливал. Отец Иорама, Ахав, погиб в Рамофе Галаадском (3 Цар. 22). Дед Охозии, Иосафат, неразумно присоединился к Ахаву и чуть не был убит. Но Охозия не внял урокам истории (не стоило становиться союзником Израиля!), и в результате был убит позже (Гл. 9).