Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Откровение

VIII. ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ (Гл. 23)

A. Суббота (23:1-3)

В этом разделе даются законы, связанные с религиозным календарем Израиля. Устами Моисея Господь заповедал израильтянам проводить в праздничные дни священные собрания.

После шести рабочих дней седьмой день, суббота, должен быть днем покоя. Это был единственный еженедельный праздник.

Б. Пасха (23:4, 5)

Пасха Господня праздновалась в четырнадцатый день первого месяца (Нисана, или Авива). В этот день израильтяне вспоминали о своем освобождении из Египта. Пасхальный агнец – это прообраз Христа, Агнца Божьего, нашей Пасхи (1 Кор. 5:7), чья кровь пролилась, чтобы искупить нас от рабства греха. Он умер не при Сотворении мира, а тогда, когда пришла полнота времени (Гал. 4:4-6).

B. Праздник Опресноков (23:6-8)

Праздник Опресноков отмечался вместе с Пасхой. Он длился семь дней, начиная со следующего дня после Пасхи – т. е., с пятнадцатого дня месяца Нисана до двадцать первого. Названия этих праздников часто используются синонимично. В течение этих семи дней в домах иудеев не должно было быть никаких дрожжей (закваски). Закваска в Писании символизирует грех. Этот праздник означает жизнь без закваски порока и лукавства, жизнь "с опресноками чистоты и истины" (1 Кор. 5:8). Между Пасхой (которая символизирует наше искупление) и Праздником Опресноков (который напоминает о том, что мы должны жить в святости) нет никакого перерыва. Евреи до сих пор едят во время этого праздника пресный хлеб, который называется "маца". Когда мацу готовят, тесто прокалывают, и после выпечки хлеб получается полосатым. Этот пресный хлеб служит прообразом безгрешного Мессии. Он был пронзен за нас, и ранами Его мы исцелились.

Г. Праздник Жатвы (23:9-14)

На второй день Праздника Опресноков (в день после субботы, то есть, в первый день недели) совершалось вознесение снопа жатвы. Этот праздник назывался также праздником начатков (первых плодов). После этого праздника начинался сбор урожая ячменя – зерновой культуры, которая созревала первой. В знак благодарности за урожай Господу возносили сноп ячменя. Вместе с ним также приносили жертву всесожжения и хлебное приношение. Этот первый урожай считался залогом большего урожая в будущем, что служит прообразом воскресения Христа – "Христос... первенец из умерших" (1 Кор. 15:20). Его Воскресение гарантирует всем, кто верит в Него, что они тоже обретут бессмертие через воскресение.

Д. Праздник Седмиц (23:15-22)

23:15-22 Праздник Седмиц (евр. шаву-от), или Пятидесятница (греч. "pente-cost" означает в переводе "пятьдесят"), праздновался по прошествии пятидесяти дней после пасхальной субботы. Это был праздник урожая. Народ благодарил Бога за начало жатвы пшеницы. Начатки урожая пшеницы приносились Господу вместе с жертвой всесожжения, новым хлебным приношением, возлиянием и мирной жертвой. Согласно иудейскому преданию, в этот день Моисей принял закон. Сам праздник служит прообразом схождения Святого Духа, которое произошло в День Пятидесятницы. С этого дня началась история Церкви. Приношение вознесения состояло из двух хлебов, испеченных из пшеничной муки нового урожая (это было единственным приношением, содержащим закваску). Эти два хлеба символизируют иудеев и язычников, из которых Бог создал "одного нового человека [во Христе]" (Еф. 2:15).

После Пятидесятницы наступал долгий период (около четырех месяцев), когда не было никаких праздников. Этот период символизирует время Церкви, в течение которого мы с нетерпением ожидаем возвращения Спасителя.

Е. Праздник Труб (23:23-25)

Праздник Труб приходился на первый день седьмого месяца. Звуки труб призывали израильтян на священное собрание. У них было десять дней для испытания совести и покаяния. Десятидневный период заканчивался Днем Искупления. Эти десять дней символизируют время, которое пройдет между возвращением израильтян на свою землю и покаянием всей нации. С этого дня начинался год по еврейскому (нерелигиозному) календарю. Сегодня этот день называется "Рош Хашана" (евр. "глава года"). Некоторые усматривают в этом празднике прообраз и другого дня, когда все святые соберутся, чтобы встретить Господа в воздухе, и произойдет Восхищение Церкви.

Ж. День Искупления (23:26-32)

День Искупления (евр. "Йом Киппур") праздновался в десятый день седьмого месяца. Подробнее о праздновании этого дня можно прочитать в главе 16. Этот день служит предзнаменованием национального покаяния Израиля, когда верующий остаток придет к Мессии и будет прощен (Зах. 12:10; 13:1). Почти в каждом стихе, где говорится о Дне Искупления, Господь повторяет заповедь, запрещающую работать в этот день.

Единственным человеком, на которого эта заповедь не распространялась, был первосвященник. Заповедь сопровождается также словами Господа о том, что Он уничтожит всякого, кто нарушит ее. Это сказано потому, что спасение дается нам "не по делам праведности, которые бы мы сотворили" (Тит. 3:5). Никакие человеческие дела не могут участвовать в удалении наших грехов. Только то, что совершил Христос, и Он один, является источником вечного спасения. "Смирять души ваши" (ст. 27, 29) означает поститься. Даже в наше время для религиозных евреев этот день является днем поста и молитвы. Несмотря на то, что День Искупления перечислен среди праздников Иеговы, на самом деле он был скорее днем поста, а не широкого празднества. Однако, после того, как с грехом было покончено, вместе с Праздником Кущей приходило время радости.

З. Праздник Кущей (23:33-44)

Праздник Кущей (евр. "суккот", что в переводе значит "шалаши"), начинался в пятнадцатый день седьмого месяца. На протяжении семи дней израильтяне жили в кущах (шалашах) (ст. 42), что символизировало окончательный покой и последнюю жатву, когда Израиль будет в безопасности на своей земле во время Тысячелетнего Царства. Праздник Кущей назывался также праздником собирания плодов (Исх. 23:16). Этот праздник, как и некоторые другие, упомянутые в данной главе, ассоциировался с жатвой. Две субботы могут служить символами Тысячелетнего Царства и Вечного Покоя. Мойше и Сейл Розен так описывают Праздник Кущей:

"Евреи строили похожие на шалаши сооружения и жили в них во время праздника, что должно было напоминать им о временных жилищах, которые были у Израиля в пустыне. И по сей день многие иудеи строят для этого праздника открытые хижины с тремя стенами. Хижины украшаются ветвями и осенними фруктами – в напоминание о жатве. Все, кто могли, приходили каждый год в Иерусалим на этот праздник урожая. Храмовое богослужение в эти дни включало в себя ритуальное черпание воды из купальни Силоам. Обряд символизировал моление о зимнем дожде. Именно в это время Иисус сказал: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей" (Ин. 7:37-38).

После окончательного Дня Искупления Израиля в Иерусалиме снова будет праздноваться Праздник Кущей (Зах. 14:16). Посредством этих праздников Господь многому учил избранный народ. Учил Он его и тому, что между духовной и физической стороной жизни существует тесная связь. Времена изобилия и благословения были временем радости пред Господом. Именно Он ежедневно посылал им в изобилии все нужное для жизни. Праздники урожая служили средством выразить благодарность народа за благость Господа.

Обратите внимание на то, как часто повторяется заповедь, запрещающая повседневный труд даже рабам в эти дни (ст. 3, 7, 8, 21, 25, 28, 30, 31, 35, 36).

В праздниках Иеговы можно проследить определенную хронологическую последовательность. Суббота возвращает нас к тому дню, когда Бог покоился, сотворив небо и землю. Пасха и Праздник Опресноков свидетельствуют о Голгофе. Затем наступает Праздник Жатвы, символизирующий Воскресение Христа. День Пятидесятницы предвещает сошествие Святого Духа. Затем, обращаясь к будущему, мы видим в Празднике Труб Израиль, который снова соберется вместе. День Искупления предвещает тот день, когда остаток Израиля раскается и признает Иисуса Мессией. Наконец, Праздник Кущей символизирует Израиль в Тысячелетнем Царстве Христа.