Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Откровение

IV. ЧИСТОЕ И НЕЧИСТОЕ (Гл. 11 – 15)

В следующих пяти главах раскрываются понятия ритуальной чистоты и нечистоты. Некоторые поступки, не будучи нравственно  предосудительными, все же препятствовали иудеям участвовать в ритуалах их религии. Те, кто осквернились, не допускались к участию в религиозных церемониях, пока не пройдут обряд очищения. Святой народ должен быть свят в каждой сфере своей жизни. Чтобы показать различие между чистым и нечистым, Бог использовал даже пищу.

А. Чистая и нечистая пища (Гл. 11)

11:1-8 Чистым было то животное, у которого были полностью раздвоенны копыта, и которое жевало жвачку. "Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез", – одна и та же мысль выражается здесь, похоже, дважды. Но смысл этих слов в том, что копыта животных должны быть полностью раздвоены. Чистыми животными были: быки, коровы, овцы, козы, олени и др. Нечистыми были: свиньи, верблюды, тушканчики, зайцы и др. Духовный символизм заключается в том, что христиане постоянно должны размышлять над Словом Божиим (жевать жвачку) и жить жизнью, отделенной от мира (отделение от которого символизируют раздвоенные копыта).

Но Господь также заботился о здоровье людей, запрещая есть мясо, которое могло быть переносчиком болезней. О замораживании мяса в те дни знали или очень мало, или совсем ничего, также как и об использовании антибиотиков в скотоводстве.

11:9-12 Чистой считалась рыба, у которой были оба плавника и чешуя. Макрель, угорь, моллюски и раки считались нечистыми. Образ чешуи часто служит аллегорией, изображая доспехи христианина, защищающие его от враждебного мира. Плавники символизируют божественную силу, которая наделяет христианина способностью плыть по миру, не будучи побежденным миром.

11:13-19 Нечистыми считались хищные птицы, питавшиеся другими нечистыми существами: орлы, ястребы, стервятники, летучие мыши. (Летучие мыши не относятся к птицам, но еврейское слово, переводимое как "птица", означает "летающее существо" и имеет более широкое значение, чем английский перевод).

11:20-23 В стихах 20-23 речь идет о крылатых насекомых. Чистыми считались только те насекомые, которые имели сочлененные лапки, а именно: саранча, солам, харгол (сверчки) и хагаб (кузнечики).

11:24-28 Всякий, кто прикасался к трупу любого из вышеперечисленных нечистых существ, становился нечистым до вечера. Особо упоминаются животные, которые ходят на лапах: кошки, собаки, львы, тигры, медведи и др.

11:29-38 Далее перечислены животные, ползающие по земле: крот, мышь, ящерица, анака, хамелеон, летаа (варан), хомет и тиншемет. Всякий, кто прикасался к трупам этих пресмыкающихся, становился нечистым до вечера. Если труп одного их этих животных падал на какой-либо сосуд, то сосуд необходимо было вымыть водой, и до вечера он считался нечистым. Если же сосуд был из глины, его нужно было разбить. Любая съедобная пища в таком сосуде становилась нечистой, и ее нельзя было есть. Но существовало два исключения: источники с проточной водой оставались чистыми, даже если в них попадал труп одного из этих животных, и семя, которое сеют, тоже оставалось чистым (если только оно не было замочено в воде).

11:39-40 Всякий человек, который прикасался к мертвому (не зарезанному) животному, которое считалось чистым, или же по незнанию евший такое мясо, становился нечистым до вечера. Такому человеку необходимо было выстирать свою одежду.

11:41-47 В стихах 41-43 речь идет о червяках, змеях, грызунах и насекомых. Всякий, съевший их, становился нечистым. Через этот закон о чистых и нечистых существах, Бог учил людей святости, напоминая, что Его народ также должен быть святым (ст. 44-47).

В Евангелии от Марка (7:18, 19) Иисус объявил всю пищу чистой. Апостол Павел учил, что если еда принимается с благодарением, от нее не следует отказываться (1 Тим. 4:1-5). Впрочем, речь здесь не идет о еде, которая заражена, вредна для здоровья человека или неприемлема в данной культуре.