Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Откровение

I. ВИДЫ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ (1:1 – 6:7)

А. Всесожжение (Гл. 1)

Книга Левит начинается со слов Господа, Который взывает к Моисею и говорит с ним из скинии собрания. Как сказал Бонар, что уже упоминалось во вступительной цитате, "ни одна другая [книга] не содержит столько слов Самого Бога, сколько их в книге Левит" Из этого следует, что данную книгу необходимо изучать "с особым вниманием и интересом". В самом начале книги Господь устанавливает пять видов жертвоприношений: всесожжение, хлебную жертву, мирную жертву, жертву за грех и жертву повинности. Первые три жертвы называются "приятным благоуханием", остальные две нужны были по причине грехов. Первые три были добровольными; остальные две – обязательными.

В начале Бог говорит израильтянам, что они должны приносить в жертву скот – как крупный, так и мелкий.

Глава 1 описывает жертву всесожжения (древнеевр. "ола" ). Существовало три типа жертвенных животных, в зависимости от достатка жертвующего: телец (бык), мужского пола, без порока (см. ст. 3, 5), агнец (ягненок) или козел – мужского пола, без порока (ст. 10), горлицы или молодые голубицы (ст. 14). Все эти животные символизировали мир; на жертвенник перед Богом нельзя было возлагать хищников.

По мнению Питера Пелла, приносимый в жертву бык означает Господа нашего, который терпеливо и неустанно трудился, творя волю Отца. Вся Его жизнь была безупречным служением, а смерть стала совершенным жертвоприношением. Агнец свидетельствует о кротости и смирении, с которыми Он до конца подчинился воле Божьей. Козел напоминает нам о том, что Христос умер вместо нас. Голубицы указывают на небеса, с которых сошел Господь. Горлицы могут быть также символами скорби, как и Христос был Мужем Скорбей.

И вот умирает безгрешная жертва, Меня на кресте заменив, Агнец Божий взял грехи мира, Себя за меня отдав. Автор неизвестен

Обязанности жертвующего. Принести жертву к дверям скинии собрания рядом с медным жертвенником (ст. 3), возложить руку на голову животного (ст. 4), убить тельца (ст. 5) или агнца или козла (ст. 11), снять кожу и рассечь тушу на части (ст. 6, 12), омыть водой внутренности и ноги жертвы (ст. 9, 13). Слово "благоволение" в стихе 3 иногда переводится как "принятие". См. также стих 4.

Обязанности священников. Окропить жертвенник со всех сторон кровью животного (ст. 5, 11), положить огонь и дрова на жертвенник (ст. 7), после чего разложить на дровах части животного, соблюдая установленный порядок. На жертвеннике сжигалось все, кроме кожи (ст. 13, 7:8). Если в жертву приносились птица, то священник сворачивал ей голову, выцеживал кровь на стенке жертвенника, бросал зоб и перья птицы на восточную сторону алтаря, надламывал птицу, не разрезая ее при этом на части, и сжигал ее на жертвеннике. Слово, которое переводится в этом случае как "сжигать", может также означать "воскурять благовония". При описании сжигания жертвы за грех используется другое слово.

Раздача частей жертвы. Все сжигаемое на жертвеннике принадлежало Богу; кожа отдавалась священникам (7:8); жертвующему в данном случае частей не полагалось.

Принося жертву всесожжения, человек этим выражал свое полное подчинение и посвящение Господу. В Библии неоднократно повествуется о принесении жертв всесожжения по различным случаям (см. более подробное описание в Библейском словаре).

Всесожжение в целом служит прообразом жертвы Христа – непорочного и чистого Агнца Божьего. На жертвеннике Голгофы Агнец Божий сгорел дотла в пламени божественной справедливости. Именно это выражают слова гимна, написанного Амелией Галл:

На жертвеннике я видел Агнца, Который за меня сгорел дотла. И эта жертва была благоуханием, Ароматом, приятным Тебе, Отче.