Ж. Историческая вставка: Иуда обречен на пленение (главы 36-39)
В содержании этих глав отражены два действительных факта, которые имеют важное значение для правильного понимания богословского виденья Исаией исторических событий. Первый факт – это осада ассирийскими полчищами (701 г. до Р. Х.) Иерусалима, которая чудесным образом была «снята» Богом. Событие это образует кульминационный момент в повествовании Исаии с начала книги и по главу 35 включительно; главная мысль, выраженная им в этих главах, та, что Бог привел ассирийцев в Иудею – в наказание за грехи ее и с целью побудить евреев снова осознать их вечную нужду в Иегове и возвратиться к Нему. Предсказывая наказание, пророк, однако, возвестил согражданам, что Иерусалим не станет добычей ассирийцев, и что воинство их, одержимое гордыней, погублено будет Богом евреев.
Второй факт, или факты (главы 38-39) – это болезнь царя Езекии, угрожавшая ему смертью, от которой его (по горячей его молитве)спас Господь, и последовавший за тем неразумный поступок Езекии, который свидетельствовал, что гордыни своей царь, однако, не смирил, и подчиниться воле Божией по-прежнему не был готов (толкование на 39:1). (Здесь следует сказать о наличии некоей хронологической проблемы. Дело в том, что годы правления Езекии и, соответственно, правившего до него нечестивого отца его – Ахаза, принимаются богословами ориентировочно, не совпадая в справочной библейской литературе.
Автор данных толкований относит царствование Езекии к 715-686 гг.до Р. Х. Широкое распространение имеет и другая точка зрения, относящая его к 726-697 годам, – к примеру, «Библейский словарь» Э. Нюстрема. Если, однако, принять эту дату, то осада Сениахиримом Иерусалима падает не на 701 год (согласно ассирийским источникам; эта дата принимается большинством исследователей), а на 713-ый год. Пытаясь разрешить эту проблему, некоторые богословы высказывают предположение, что Сеннахирим приходил под стены Иерусалима не на 14-ом ( Ис. 36:1), а на 27-ом году правления Езекии, но это, как видим, не совпадает с «библейской хронологией». От ред.)
Итак, главы 38-39 (болезнь и исцеление Езекии, прибытие к нему вавилонских послов, которым он, возгордившись силой своей и богатством, в безудержном хвастовстве показал все чем был силен и богат) образуют переход к главам 40-66, где речь пойдет об освобождении иудеев из вавилонского плена, который Исаией был предсказан (39:5-8).
1. ПРЕВОСХОДСТВО БОГА НАД АССИРИЕЙ (главы 36-37)
События, описанные в этих главах, частично отражены во 2-ой книге Паралипоменон (2-Пар. 32:1-23) и почти дословно пересказаны в 4-Царств (4-Цар. 18:13 – 20:19). Целью Исаии здесь было показать Езекию как царя, уповающего на Бога, и чудесным образом Богом избавленного (от ассирийской угрозы). Показать на этом примере, что Бог не только в состоянии исполнить слово, которое дает людям, верящим Ему, но и исполняет его.
Однако, какой же текст был составлен раньше – тот, что находим в исторических книгах Библии, или этот, в Книге Пророка Исаии? Богословы держатся на этот счет противоположных точек зрения. Те, которые полагают, что раньше появился текст включенный в 4-Царств, исходят в своих рассуждениях из того, что позднее к нему обращается Исаия – именно в целях показать, как его пророчество об Ассуре исполнилось; они ссылаются при этом на неразрывность всего повествования в книге Царств и на более подробное изложение в ней всех обстоятельств, связанных с осадой Иерусалима. Возражающие им полагают, что, напротив, автор 4-Царств ставил целью показать истинность пророчества Исаии, помещая на страницах своей книги описание событий, им предсказанных, почти в тех же, что у него, словах.
а. Сеннахирим угрожает Иерусалиму (36:1 – 37:4)
Ассирийцы не сомневались в своей непобедимости, как и в том, что Бог Израиля ничем не отличается от других богов, которых они неизменно «побеждали» в своих походах на запад. Отсюда главное смысловое ударение в 36:1 – 37:4 Исаия делает на дерзкой гордыне Ассура и на том, что результатом ее станет суд Божий над ним (сравните 10:15-19).
1) Историческая обстановка.
Ис. 36:1-3. о царе Езекии в 4-Цар. 18:13. Высказывается предположение, что Сеннахирим (705-681 гг. до Р. Х.) осаждал иудейскую столицу не один, а несколько раз, но подтвердить его на основании внебиблейских данных не представляется возможным. Обнаружены ассирийские клинописи того времени, в которых в присущих восточным владыкам хвастливом тоне говорится, что Сеннахирим овладел сорока шестью укрепленными поселениями Иудеи (что, впрочем, соответствует, по-видимому, сказанному в стихе 1). Ассирийский царь шел с севера, по побережью Средиземного моря, и среди взятых им городов были Афек, Фимна, Екрон и Лахис.
Последний стал опорным пунктом для Сеинахирима, откуда он нападал на другие города (стих 2). Рабсак (что значит «начальник евнухов», у ассирийцев – лицо особо приближенное к царю) остановился… с большим войском… у водопровода верхнего пруда на дороге поля белильничьего (толкование на Ис. 7:3). И туда, для ведения переговоров, были посланы к нему представители иудейской знати (стих 3).
2) Издевательские речи Рабсака (36:420).
Ис. 36:4-7. В глумливом тоне разглагольствовал ассирийский вельможа об «уповании» иудеев на Египет (который по слабосильности его сравнивал с «надломленной тростью», на которую, если обопрешься, только руку проколешь) и на Господа, Которого, как он полагал, царь Езекия… обидел. Ассирийцы, несомненно, знали о частичной религиозной реформе, проведенной Езекией (4-Цар. 18; 2-Пар. 31), но в их глазах разрушение высот направлено было на уничижение Иеговы, Которого «лишили» многих жертвенников, оставив всего одни – в Иерусалимском храме. Здесь и далее комментарии на главы 18-20 в 4-Царств.
Ис. 36:8-10. Единственно разумное, что остается евреям, продолжал Рабсак, это сдаться на милость победителя. Ведь для ведения войны нужны разумная стратегия («совет» – стих 5) и «сила» (там же), а все, чем «располагают» иерусалимляне, – это «пустые слова» (стих 5). Они надеялись получить колесницы и коней из Египта? Так он, Рабсак, даст им две тысячи коней – только найдется ли у них равное число всадников? А если найдется, то неужели они думают одолеть самого ничтожного из военных командиров (так именует Рабсак себя (стих 9) в характерном для Востока тоне лицемерного уничижения) великого ассирийского царя?
Главным «аргументом» ассирийца прозвучало заявление, что он пришел разорить… землю сию по воле Господней (стих 10). В принципе это могло устрашить иудеев – ведь они сознавали, что своими отступлениями от Иеговы могли «восстановить» Его против себя. Характерной, в этой связи, была и реакция царя Езекии, который, узнав о провале переговоров у «верхнего пруда», «разодрал одежды свои» (37:1), и успокоил его лишь Исаия (37:5-6), которого до этого царь слушать отказался.
Ис. 36:11-12. Между тем, иудейские сановники, не желая «вводить в курс» своих переговоров с ассирийцами иерусалимлян, сидевших на городской стене, стали просить Рабсака говорить по-арамейски. Этот язык служил, очевидно, при дипломатических переговорах и, хотя походил на еврейский, но не настолько, чтобы простой люд, слыша его, разобрался в подробностях. Рабсак отказал иудеям в их просьбе: пусть, мол, народ знает, какую незавидную участь уготовили ему его «начальники».
Ис. 36:13-20. И он нарочито громко обратился к сидевшим на стене по-иудейски, призывая их не верить Езекии, уповающему на Господа, но довериться великому царю Ассирии, который теперь не причинит им вреда, а вскоре переселит туда, где им будет ничуть не хуже чем в Иудее. Характерна убежденность Рабсака в том, что если боги других народов не спасли своих почитателей от… царя Ассирийского, то не по силам это будет и Господу. Емаф и Арпад были сирийскими городами. Сепарваим, вероятно, находился поблизости от них.
Жители Сепарваима и Емафа были переселены в Самарию после ее падения в 722 году до Р. Х. (4-Цар. 17:24). Рабсак напоминает иудеям, что и Самарии (столице Израиля), наряду с другими городами, не помогли «боги», на которых они полагались. Между тем, Богом Самарии был, как и Богом Иерусалима, Иегова, так что, надо думать, последнее замечание Рабсака особенно обескуражило иерусалимлян! Более подробное объяснение к этому тексту в комментариях на 4-Цар. 18:17-37.
3)Реакция осажденных.
Ис. 36:21-22. Иудеи отвечали подавленным молчанием, следуя приказу Езекии «не отвечать» ассирийцам. Сановники же царя явились к нему от «верхнего пруда» в разодранных – в знак скорби – одеждах.
4)Езекия уповает на Господа.
Ис. 37:1-4. В знак сокрушения и скорби разодрал одежды свои и царь. Покрывшись вретищем, отправился он в дом Господень, а доверенных своих сановников послал… к пророку Исаии, признав тем самым, что именно его устами говорит Иегова. они пришли к нему обескураженные и смирившиеся, называя день сей, вслед за Езекией, днем скорби и наказания и посрамления, жалуясь на богохульства ассирийцев в адрес Бога живого, прося у Исаии молитвы Господу.
Ж. Историческая вставка: Иуда обречен на пленение (главы 36-39)
В содержании этих глав отражены два действительных факта, которые имеют важное значение для правильного понимания богословского виденья Исаией исторических событий. Первый факт – это осада ассирийскими полчищами (701 г. до Р. Х.) Иерусалима, которая чудесным образом была «снята» Богом. Событие это образует кульминационный момент в повествовании Исаии с начала книги и по главу 35 включительно; главная мысль, выраженная им в этих главах, та, что Бог привел ассирийцев в Иудею – в наказание за грехи ее и с целью побудить евреев снова осознать их вечную нужду в Иегове и возвратиться к Нему. Предсказывая наказание, пророк, однако, возвестил согражданам, что Иерусалим не станет добычей ассирийцев, и что воинство их, одержимое гордыней, погублено будет Богом евреев.
Второй факт, или факты (главы 38-39) – это болезнь царя Езекии, угрожавшая ему смертью, от которой его (по горячей его молитве)спас Господь, и последовавший за тем неразумный поступок Езекии, который свидетельствовал, что гордыни своей царь, однако, не смирил, и подчиниться воле Божией по-прежнему не был готов (толкование на 39:1). (Здесь следует сказать о наличии некоей хронологической проблемы. Дело в том, что годы правления Езекии и, соответственно, правившего до него нечестивого отца его – Ахаза, принимаются богословами ориентировочно, не совпадая в справочной библейской литературе.
Автор данных толкований относит царствование Езекии к 715-686 гг.до Р. Х. Широкое распространение имеет и другая точка зрения, относящая его к 726-697 годам, – к примеру, «Библейский словарь» Э. Нюстрема. Если, однако, принять эту дату, то осада Сениахиримом Иерусалима падает не на 701 год (согласно ассирийским источникам; эта дата принимается большинством исследователей), а на 713-ый год. Пытаясь разрешить эту проблему, некоторые богословы высказывают предположение, что Сеннахирим приходил под стены Иерусалима не на 14-ом ( Ис. 36:1), а на 27-ом году правления Езекии, но это, как видим, не совпадает с «библейской хронологией». От ред.)
Итак, главы 38-39 (болезнь и исцеление Езекии, прибытие к нему вавилонских послов, которым он, возгордившись силой своей и богатством, в безудержном хвастовстве показал все чем был силен и богат) образуют переход к главам 40-66, где речь пойдет об освобождении иудеев из вавилонского плена, который Исаией был предсказан (39:5-8).
1. ПРЕВОСХОДСТВО БОГА НАД АССИРИЕЙ (главы 36-37)
События, описанные в этих главах, частично отражены во 2-ой книге Паралипоменон (2-Пар. 32:1-23) и почти дословно пересказаны в 4-Царств (4-Цар. 18:13 – 20:19). Целью Исаии здесь было показать Езекию как царя, уповающего на Бога, и чудесным образом Богом избавленного (от ассирийской угрозы). Показать на этом примере, что Бог не только в состоянии исполнить слово, которое дает людям, верящим Ему, но и исполняет его.
Однако, какой же текст был составлен раньше – тот, что находим в исторических книгах Библии, или этот, в Книге Пророка Исаии? Богословы держатся на этот счет противоположных точек зрения. Те, которые полагают, что раньше появился текст включенный в 4-Царств, исходят в своих рассуждениях из того, что позднее к нему обращается Исаия – именно в целях показать, как его пророчество об Ассуре исполнилось; они ссылаются при этом на неразрывность всего повествования в книге Царств и на более подробное изложение в ней всех обстоятельств, связанных с осадой Иерусалима. Возражающие им полагают, что, напротив, автор 4-Царств ставил целью показать истинность пророчества Исаии, помещая на страницах своей книги описание событий, им предсказанных, почти в тех же, что у него, словах.
а. Сеннахирим угрожает Иерусалиму (36:1 – 37:4)
Ассирийцы не сомневались в своей непобедимости, как и в том, что Бог Израиля ничем не отличается от других богов, которых они неизменно «побеждали» в своих походах на запад. Отсюда главное смысловое ударение в 36:1 – 37:4 Исаия делает на дерзкой гордыне Ассура и на том, что результатом ее станет суд Божий над ним (сравните 10:15-19).
1) Историческая обстановка.
Ис. 36:1-3. о царе Езекии в 4-Цар. 18:13. Высказывается предположение, что Сеннахирим (705-681 гг. до Р. Х.) осаждал иудейскую столицу не один, а несколько раз, но подтвердить его на основании внебиблейских данных не представляется возможным. Обнаружены ассирийские клинописи того времени, в которых в присущих восточным владыкам хвастливом тоне говорится, что Сеннахирим овладел сорока шестью укрепленными поселениями Иудеи (что, впрочем, соответствует, по-видимому, сказанному в стихе 1). Ассирийский царь шел с севера, по побережью Средиземного моря, и среди взятых им городов были Афек, Фимна, Екрон и Лахис.
Последний стал опорным пунктом для Сеинахирима, откуда он нападал на другие города (стих 2). Рабсак (что значит «начальник евнухов», у ассирийцев – лицо особо приближенное к царю) остановился… с большим войском… у водопровода верхнего пруда на дороге поля белильничьего (толкование на Ис. 7:3). И туда, для ведения переговоров, были посланы к нему представители иудейской знати (стих 3).
2) Издевательские речи Рабсака (36:420).
Ис. 36:4-7. В глумливом тоне разглагольствовал ассирийский вельможа об «уповании» иудеев на Египет (который по слабосильности его сравнивал с «надломленной тростью», на которую, если обопрешься, только руку проколешь) и на Господа, Которого, как он полагал, царь Езекия… обидел. Ассирийцы, несомненно, знали о частичной религиозной реформе, проведенной Езекией (4-Цар. 18; 2-Пар. 31), но в их глазах разрушение высот направлено было на уничижение Иеговы, Которого «лишили» многих жертвенников, оставив всего одни – в Иерусалимском храме. Здесь и далее комментарии на главы 18-20 в 4-Царств.
Ис. 36:8-10. Единственно разумное, что остается евреям, продолжал Рабсак, это сдаться на милость победителя. Ведь для ведения войны нужны разумная стратегия («совет» – стих 5) и «сила» (там же), а все, чем «располагают» иерусалимляне, – это «пустые слова» (стих 5). Они надеялись получить колесницы и коней из Египта? Так он, Рабсак, даст им две тысячи коней – только найдется ли у них равное число всадников? А если найдется, то неужели они думают одолеть самого ничтожного из военных командиров (так именует Рабсак себя (стих 9) в характерном для Востока тоне лицемерного уничижения) великого ассирийского царя?
Главным «аргументом» ассирийца прозвучало заявление, что он пришел разорить… землю сию по воле Господней (стих 10). В принципе это могло устрашить иудеев – ведь они сознавали, что своими отступлениями от Иеговы могли «восстановить» Его против себя. Характерной, в этой связи, была и реакция царя Езекии, который, узнав о провале переговоров у «верхнего пруда», «разодрал одежды свои» (37:1), и успокоил его лишь Исаия (37:5-6), которого до этого царь слушать отказался.
Ис. 36:11-12. Между тем, иудейские сановники, не желая «вводить в курс» своих переговоров с ассирийцами иерусалимлян, сидевших на городской стене, стали просить Рабсака говорить по-арамейски. Этот язык служил, очевидно, при дипломатических переговорах и, хотя походил на еврейский, но не настолько, чтобы простой люд, слыша его, разобрался в подробностях. Рабсак отказал иудеям в их просьбе: пусть, мол, народ знает, какую незавидную участь уготовили ему его «начальники».
Ис. 36:13-20. И он нарочито громко обратился к сидевшим на стене по-иудейски, призывая их не верить Езекии, уповающему на Господа, но довериться великому царю Ассирии, который теперь не причинит им вреда, а вскоре переселит туда, где им будет ничуть не хуже чем в Иудее. Характерна убежденность Рабсака в том, что если боги других народов не спасли своих почитателей от… царя Ассирийского, то не по силам это будет и Господу. Емаф и Арпад были сирийскими городами. Сепарваим, вероятно, находился поблизости от них.
Жители Сепарваима и Емафа были переселены в Самарию после ее падения в 722 году до Р. Х. (4-Цар. 17:24). Рабсак напоминает иудеям, что и Самарии (столице Израиля), наряду с другими городами, не помогли «боги», на которых они полагались. Между тем, Богом Самарии был, как и Богом Иерусалима, Иегова, так что, надо думать, последнее замечание Рабсака особенно обескуражило иерусалимлян! Более подробное объяснение к этому тексту в комментариях на 4-Цар. 18:17-37.
3)Реакция осажденных.
Ис. 36:21-22. Иудеи отвечали подавленным молчанием, следуя приказу Езекии «не отвечать» ассирийцам. Сановники же царя явились к нему от «верхнего пруда» в разодранных – в знак скорби – одеждах.
4)Езекия уповает на Господа.
Ис. 37:1-4. В знак сокрушения и скорби разодрал одежды свои и царь. Покрывшись вретищем, отправился он в дом Господень, а доверенных своих сановников послал… к пророку Исаии, признав тем самым, что именно его устами говорит Иегова. они пришли к нему обескураженные и смирившиеся, называя день сей, вслед за Езекией, днем скорби и наказания и посрамления, жалуясь на богохульства ассирийцев в адрес Бога живого, прося у Исаии молитвы Господу.