б. Господь воздвигнет славное Царство Свое (11:1 – 12:6)
Итак, историческая Ассирийская империя, являющаяся в устах Исаии и прообразом мирового зла, падет (10:5-34). Но «восстанет» другое царство. Этот раздел, посвященный Божиему Царству на земле, включает в себя описание Мессии, состояния человеческого общества под Его управлением и остатка, которым будет населено Царство Мессии. Оно противопоставляется пророком не только Ассирийской империи, но и греховному состоянию Иудеи в его дни. Большинство библеистов согласно в том, что мессианское пророчество, записанное здесь, принадлежит к самому последнему периоду жизни Исаии, что оно было его лебединой песней.
Ис. 11:1- За. Еще в первой своей проповеди предупреждал Исаия, что «древо Израиля» будет срублено, и останется от него лишь корень (6:13). Под конец жизни, в пророческом его созерцании, ему представляется то же срубленное дерево (образ предельного унижения народа и царского дома), в корнях которого Богом все же оставлена жизнь. И вот из корня (Иессеева – то же, что Давидова) произрастает новая ветвь.
Для него это происходит после крушения Ассирийской державы, более точными временными ориентирами пророк не располагает. «Ветвь» по-еврейски нецер (это, вероятно, имел в виду Матфей, написавший (Матф. 2:23), что, согласно пророчеству, Мессия «Назореем наречется». Итак, дому Давидову суждены испытания, скорбь, гибель, но после искупительных страданий он возродится. Каким же будет Мессия, новый побег «от корня Иессеева»? Грозным ли царем и военачальником, наделенным земными могуществом и силой? О таком «царе» у Исаии нет ни слова.
Он прозревает иную Личность – Того, Кто придет от Ягве, на Ком почиет… Дух Его. (Примечательно, что Исаия чаще других ветхозаветных пророков упоминает о Духе Святом.) Потому и прославится Он премудростью и разумом (слова эти почти синонимы, но «премудрость» приближается к Божественному атрибуту (Прит. 8:32 и далее), а «разум» – понятие более «земное», практическое), разумением (в делах) и силой (в русском тексте последним двум понятиям соответствует дух совета и крепости), познанием и благочестием. Все это свойства исключительного Правителя. По-еврейски здесь, впрочем, не «благочестие», а «страх Божий». в стихе 3 таким образом повторяется, как бы в усиление мысли, что Мессия страхом Господним исполнится. И с этого утверждения Исаия переходит к описанию Его деятельности.
Ис. 11:3б-5. Она во всем отличается от деятельности еврейских царей, которые более благоволили к «князьям» и к «кощунникам» чем к бедным и благочестивым (сравните Ос. 7:5). Мессия же будет судить (функция судьи была одной из царских функций в древнееврейском обществе) нелицеприятно (стих 36), по правде… и истине, т. е. не лишая бедных… и… страдальцев справедливого суда.
Жезлом уст своих поразит землю (стих 4) – вероятно, образ сурового приговора, который вынесет Мессия не только Израилю, но земле в целом (судя по характеру дальнейших стихов) и всем нечестивцам на ней, которые будут умерщвлены дыханием (духом уст) Его. Ибо Его Царство будет Царством праведности, и к деятельности в нем Он приготовится «препоясав чресла и бедра» правдой и истиной (образ взят из обычая «препоясываться» у жителей древнего Востока, носивших свободную одежду, – прежде чем приступить к какому-либо делу). «Этот образ Мессии, пишет один из современных исследователей Библии, есть еще один шаг ветхозаветного сознания к тайне Бого-человеческих уз».
Ибо стихи 6-9 не оставляют сомнения в том, что для пророка мессианская эра означает… не просто свободу и справедливость. Она принесет мир, но не только как прекращение войн и борьбы, а мир в его глубочайшем священном смысле. Напомним, что библейское значение слова шалом – не только «мир», но и «полнота жизни».
Согласие и красота, без которых эта полнота невозможна, освятят собой не только человеческое общество, откуда изгнано будет зло, когда в нем воцарится Бог, но и природу. Восстановится союз между Творцом и человеком, между людьми и всем творением. Такова картина Тысячелетнего царства, в котором Небо предельно приблизится к земле, у пророка Исаии.
Ис. 11:6-9. Итак, проклятие, которое натекли на землю в грехопадении своем Адам и Ева, будет снято с нее (хотя полагают, что полностью оно будет снято в конце тысячелетнего правления Христа, когда смерть будет брошена в озеро огненное; Откр. 20:14), установятся мир и гармония, и дикие звери станут ручными и кроткими. Упомянутые здесь волк… барс… и… лев, которые станут мирно уживаться с домашними животными и людьми, лишь символизируют всю дикую фауну, преображение всей твари.
Не таковым ли было первоначальное состояние природы и первых людей в ней – до того, как они «совершили свой выбор» и последовали за сатаной! (Быт. 1:26,28,30; 2:19 и далее.) И не это ли место из Книги Пророка Исаии имел в виду апостол Павел, когда писал о «твари, покорившейся суете» и «стенающей» в ожидании освобождения, которое последует от детей Божиих (Рим. 8:20-23)! Заметим, что для животных упоминаемая апостолом «суета» состоит в постоянной борьбе за существование, на которую они обречены.
Не будут делать зла… на святой горе Божией (речь, очевидно, идет о горе Сион, на которой воздвигнут был храм); здесь подразумевается лишь зло, исходящее от людей, которые перестанут чувствовать влечение к нему потому, что преисполнятся знания о Господе (стих 9 сравните с Иер. 31:34; Авв. 2:14). Не головного лишь знания, а желания жить в согласии с Божиим словом.
Тогда-то, в Тысячелетнее царствование Христа, Иерусалим станет играть в мире выдающуюся роль (Ис. 2:2), а Иудея и Израиль вновь будут собраны в свою землю и станут жить по принципам Нового Завета. (Существует представление о том, что Тысячелетнее царство осуществляется уже теперь, но как совместить это с тем, что ни один из перечисленных выше признаков нашей современности не присущ!)
Ис. 11:10. Народ израильский займет особое место в Царстве Христа в силу двух заветов, заключенных Богом с его праотцами – Авраамовым (Быт. 15:18-21; 17:7-8; 22:17-18) и Давидовым (2-Цар. 7:16), а также согласно новому завету, который был обещан ему Богом (Иер. 31:33-34). Но и «язычники», т. е. те, кто евреями не являются, будут благословлены в этом Царстве.
Мессия (Который в стихе 10 назван уже не «ветвью от корня Иессеева», как в 11:1, а самим этим «корнем» – в том смысле (и потому), что именно в Нем были укоренены «все благословения свыше для дома Иессеева», или Давидова) станет «центром притяжения» всех народов (сравните со стихом 12 и с Зах. 14:9,16). В одной из Своих притчей Христос Сам скажет о том, что многие люди, помимо израильтян, придут, чтобы стать соучастниками Царства Божия (Лук. 13:29). Вспомним еще, что Бог обещал Аврааму «благословить в нем все племена земные» (Быт. 12:3).
Ис. 11:11-12. В стихах 11-16 Исаия возвестил о том, что Бог соберет остаток народа Своего со всего мира. Фраза снова прострет руку Свою говорит о «втором исходе» евреев (первый – исход из Египта – состоялся за 700 лет до Исаии). Перечислению в стихе 11 городов и стран (под «островами моря», Средиземного, евреи подразумевали и такую прибрежную страну, как Финикия, и территорию Малой Азии) подводится итог в стихе 12: изгнанников – как израильтян, так и иудеев, – Он созовет со всего мира (от четырех концов земли). Для современников Исаии важно было услышать о том, что и уведенное в рассеяние Северное царство будет «возвращено», чтобы объединиться с Иудеей (что трудно было себе предствить в то время).
Ис. 11:13-14. Итак, вражда и зависть между Ефремом (Израилем) и Иудой прекратятся. Если говорить вкратце, то они возникли издавна из-за того, что самое многочисленное из колен Израилевых, племя Иуды, изначально играло среди них наиболее заметную роль, и оно же получило очень большой надел в Ханаанской земле. Это вызывало ревность и зависть ефремлян, гордившихся своим соплеменником Иисусом Навином, военными подвигами своими и тем, что на их территории (в Силоме) некоторое время пребывала скиния.
В стихе 14, где речь о победоносных войнах евреев против исконных их врагов (под «детьми востока» понимаются жители восточных областей Палестины), Исаия явно отступает от нарисованной перед тем картиной всеобщего мира и благоденствия в грядущем царстве Божием на земле. Может быть, он говорил о победах, которые иудеям предстояло одержать в непосредственном будущем? И виденьем этих побед объясняется упомянутое «отступление»?
Ис. 11:15-16. Описывая возвращение израильтян в свою землю, которое произойдет в начале тысячелетнего правления Христа, сам пророк не знает, когда это возвращение состоится, и описывает его в терминах, современных ему. Изображаемое им «осушение Господом вод» (для облегчения возвращения народа) несомненно навеяно воспоминанием об «осушении» Чермного моря при исходе евреев из Египта (Исх. 14:21-22).
Полагают, что залив моря Египетского – это западный залив Чермного моря, называвшийся Иеропольским. Под «рекой» в стихе 15 понимается р. Евфрат (она будет разбита на множество мелких ручьев). Ассур, откуда станет возвращаться остаток народа (стих 16), символизирует, вероятно, все места еврейского рассеяния.
б. Господь воздвигнет славное Царство Свое (11:1 – 12:6)
Итак, историческая Ассирийская империя, являющаяся в устах Исаии и прообразом мирового зла, падет (10:5-34). Но «восстанет» другое царство. Этот раздел, посвященный Божиему Царству на земле, включает в себя описание Мессии, состояния человеческого общества под Его управлением и остатка, которым будет населено Царство Мессии. Оно противопоставляется пророком не только Ассирийской империи, но и греховному состоянию Иудеи в его дни. Большинство библеистов согласно в том, что мессианское пророчество, записанное здесь, принадлежит к самому последнему периоду жизни Исаии, что оно было его лебединой песней.
Ис. 11:1- За. Еще в первой своей проповеди предупреждал Исаия, что «древо Израиля» будет срублено, и останется от него лишь корень (6:13). Под конец жизни, в пророческом его созерцании, ему представляется то же срубленное дерево (образ предельного унижения народа и царского дома), в корнях которого Богом все же оставлена жизнь. И вот из корня (Иессеева – то же, что Давидова) произрастает новая ветвь.
Для него это происходит после крушения Ассирийской державы, более точными временными ориентирами пророк не располагает. «Ветвь» по-еврейски нецер (это, вероятно, имел в виду Матфей, написавший (Матф. 2:23), что, согласно пророчеству, Мессия «Назореем наречется». Итак, дому Давидову суждены испытания, скорбь, гибель, но после искупительных страданий он возродится. Каким же будет Мессия, новый побег «от корня Иессеева»? Грозным ли царем и военачальником, наделенным земными могуществом и силой? О таком «царе» у Исаии нет ни слова.
Он прозревает иную Личность – Того, Кто придет от Ягве, на Ком почиет… Дух Его. (Примечательно, что Исаия чаще других ветхозаветных пророков упоминает о Духе Святом.) Потому и прославится Он премудростью и разумом (слова эти почти синонимы, но «премудрость» приближается к Божественному атрибуту (Прит. 8:32 и далее), а «разум» – понятие более «земное», практическое), разумением (в делах) и силой (в русском тексте последним двум понятиям соответствует дух совета и крепости), познанием и благочестием. Все это свойства исключительного Правителя. По-еврейски здесь, впрочем, не «благочестие», а «страх Божий». в стихе 3 таким образом повторяется, как бы в усиление мысли, что Мессия страхом Господним исполнится. И с этого утверждения Исаия переходит к описанию Его деятельности.
Ис. 11:3б-5. Она во всем отличается от деятельности еврейских царей, которые более благоволили к «князьям» и к «кощунникам» чем к бедным и благочестивым (сравните Ос. 7:5). Мессия же будет судить (функция судьи была одной из царских функций в древнееврейском обществе) нелицеприятно (стих 36), по правде… и истине, т. е. не лишая бедных… и… страдальцев справедливого суда.
Жезлом уст своих поразит землю (стих 4) – вероятно, образ сурового приговора, который вынесет Мессия не только Израилю, но земле в целом (судя по характеру дальнейших стихов) и всем нечестивцам на ней, которые будут умерщвлены дыханием (духом уст) Его. Ибо Его Царство будет Царством праведности, и к деятельности в нем Он приготовится «препоясав чресла и бедра» правдой и истиной (образ взят из обычая «препоясываться» у жителей древнего Востока, носивших свободную одежду, – прежде чем приступить к какому-либо делу). «Этот образ Мессии, пишет один из современных исследователей Библии, есть еще один шаг ветхозаветного сознания к тайне Бого-человеческих уз».
Ибо стихи 6-9 не оставляют сомнения в том, что для пророка мессианская эра означает… не просто свободу и справедливость. Она принесет мир, но не только как прекращение войн и борьбы, а мир в его глубочайшем священном смысле. Напомним, что библейское значение слова шалом – не только «мир», но и «полнота жизни».
Согласие и красота, без которых эта полнота невозможна, освятят собой не только человеческое общество, откуда изгнано будет зло, когда в нем воцарится Бог, но и природу. Восстановится союз между Творцом и человеком, между людьми и всем творением. Такова картина Тысячелетнего царства, в котором Небо предельно приблизится к земле, у пророка Исаии.
Ис. 11:6-9. Итак, проклятие, которое натекли на землю в грехопадении своем Адам и Ева, будет снято с нее (хотя полагают, что полностью оно будет снято в конце тысячелетнего правления Христа, когда смерть будет брошена в озеро огненное; Откр. 20:14), установятся мир и гармония, и дикие звери станут ручными и кроткими. Упомянутые здесь волк… барс… и… лев, которые станут мирно уживаться с домашними животными и людьми, лишь символизируют всю дикую фауну, преображение всей твари.
Не таковым ли было первоначальное состояние природы и первых людей в ней – до того, как они «совершили свой выбор» и последовали за сатаной! (Быт. 1:26,28,30; 2:19 и далее.) И не это ли место из Книги Пророка Исаии имел в виду апостол Павел, когда писал о «твари, покорившейся суете» и «стенающей» в ожидании освобождения, которое последует от детей Божиих (Рим. 8:20-23)! Заметим, что для животных упоминаемая апостолом «суета» состоит в постоянной борьбе за существование, на которую они обречены.
Не будут делать зла… на святой горе Божией (речь, очевидно, идет о горе Сион, на которой воздвигнут был храм); здесь подразумевается лишь зло, исходящее от людей, которые перестанут чувствовать влечение к нему потому, что преисполнятся знания о Господе (стих 9 сравните с Иер. 31:34; Авв. 2:14). Не головного лишь знания, а желания жить в согласии с Божиим словом.
Тогда-то, в Тысячелетнее царствование Христа, Иерусалим станет играть в мире выдающуюся роль (Ис. 2:2), а Иудея и Израиль вновь будут собраны в свою землю и станут жить по принципам Нового Завета. (Существует представление о том, что Тысячелетнее царство осуществляется уже теперь, но как совместить это с тем, что ни один из перечисленных выше признаков нашей современности не присущ!)
Ис. 11:10. Народ израильский займет особое место в Царстве Христа в силу двух заветов, заключенных Богом с его праотцами – Авраамовым (Быт. 15:18-21; 17:7-8; 22:17-18) и Давидовым (2-Цар. 7:16), а также согласно новому завету, который был обещан ему Богом (Иер. 31:33-34). Но и «язычники», т. е. те, кто евреями не являются, будут благословлены в этом Царстве.
Мессия (Который в стихе 10 назван уже не «ветвью от корня Иессеева», как в 11:1, а самим этим «корнем» – в том смысле (и потому), что именно в Нем были укоренены «все благословения свыше для дома Иессеева», или Давидова) станет «центром притяжения» всех народов (сравните со стихом 12 и с Зах. 14:9,16). В одной из Своих притчей Христос Сам скажет о том, что многие люди, помимо израильтян, придут, чтобы стать соучастниками Царства Божия (Лук. 13:29). Вспомним еще, что Бог обещал Аврааму «благословить в нем все племена земные» (Быт. 12:3).
Ис. 11:11-12. В стихах 11-16 Исаия возвестил о том, что Бог соберет остаток народа Своего со всего мира. Фраза снова прострет руку Свою говорит о «втором исходе» евреев (первый – исход из Египта – состоялся за 700 лет до Исаии). Перечислению в стихе 11 городов и стран (под «островами моря», Средиземного, евреи подразумевали и такую прибрежную страну, как Финикия, и территорию Малой Азии) подводится итог в стихе 12: изгнанников – как израильтян, так и иудеев, – Он созовет со всего мира (от четырех концов земли). Для современников Исаии важно было услышать о том, что и уведенное в рассеяние Северное царство будет «возвращено», чтобы объединиться с Иудеей (что трудно было себе предствить в то время).
Ис. 11:13-14. Итак, вражда и зависть между Ефремом (Израилем) и Иудой прекратятся. Если говорить вкратце, то они возникли издавна из-за того, что самое многочисленное из колен Израилевых, племя Иуды, изначально играло среди них наиболее заметную роль, и оно же получило очень большой надел в Ханаанской земле. Это вызывало ревность и зависть ефремлян, гордившихся своим соплеменником Иисусом Навином, военными подвигами своими и тем, что на их территории (в Силоме) некоторое время пребывала скиния.
В стихе 14, где речь о победоносных войнах евреев против исконных их врагов (под «детьми востока» понимаются жители восточных областей Палестины), Исаия явно отступает от нарисованной перед тем картиной всеобщего мира и благоденствия в грядущем царстве Божием на земле. Может быть, он говорил о победах, которые иудеям предстояло одержать в непосредственном будущем? И виденьем этих побед объясняется упомянутое «отступление»?
Ис. 11:15-16. Описывая возвращение израильтян в свою землю, которое произойдет в начале тысячелетнего правления Христа, сам пророк не знает, когда это возвращение состоится, и описывает его в терминах, современных ему. Изображаемое им «осушение Господом вод» (для облегчения возвращения народа) несомненно навеяно воспоминанием об «осушении» Чермного моря при исходе евреев из Египта (Исх. 14:21-22).
Полагают, что залив моря Египетского – это западный залив Чермного моря, называвшийся Иеропольским. Под «рекой» в стихе 15 понимается р. Евфрат (она будет разбита на множество мелких ручьев). Ассур, откуда станет возвращаться остаток народа (стих 16), символизирует, вероятно, все места еврейского рассеяния.