1-Цар. 15:1-8. Задолго до Саула, в дни странствования Израиля в пустыне, амаликитяне предательски напали на него, за что теперь ожидало их Господне отмщение (Исх. 17:8-16). Совершено оно было по повелению Самуила – полностью истребить Амалик – которое он дал Саулу. Речь шла о священной войне против амаликитян (15:3; сравните со стихами 8-9, 15,18,20-21; Втор. 20:16-18; толкование на Иис. Н. 6:21). Прежде, однако, Саулу предстояло «отделить» от амаликитян кенеев, оказавших благосклонность… Израильтянам, когда они шли из Египта. (Напомним, что тесть Моисея, Иафор, был кенеем; сравните Суд. 1:16 с Исх. 18:9-10.) Саул выполнил приказание Самуила (15:7-8), однако, не до конца.
1-Цар. 15:9-35. Прельстившись откормленными стадами амаликитян и решив про себя, что, выставив на «публичное обозрение» плененного им Агага, царя Амаликитского, он посодействует дальнейшему возрастанию своей славы, Саул не предал Агага смерти и сохранил лучших из овец в волов и… ягнят (стихи 8-9). То, что при этом Саул более всего движим был тщеславием, подтверждается стихом 12, где сказано, что он поставил… памятник самому себе (имеется в виду Кармил на территории Иудеи, а не в верхней части средиземноморского побережья).
Обличенный Самуилом (стих 14), Саул заявил в оправдание, что животных пригнал, чтобы принести их в жертву Господу, и сослался при этом на то, что таковым было желание народа (стих 13, 15, 21). На это Самуил напомнил ему о принципе, который действует «вне времени»: послушание (воле Божией) лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов (стих 22). Грех непокорности пророк приравнял к греху волшебства, а противления – греху идолопоклонства (стих 23).
Совершенное Саулом привело к тому, что Господь отверг его как царя израильского (стих 26), что символически отражено в реакции Саула на сообщение об этом: он разодрал… одежды пытавшегося уйти от него Самуила (стихи 27-28). Во всей этой сцене чувствуется, что Саул не столько тревожился о том, что Господь отвернется от него, сколько боялся реакции на это народа, и потому так упрашивал Самуила «воротиться» с ним: почти меня ныне пред… Израилем. И Самуил… возвратится, но, скорее, оберегая честь еврейского царя, а не лично Саула.
Еще пятнадцать лет оставался Саул царем израильским, хотя Господом был отвергнут именно тогда, когда сказал ему об этом Самуил ныне отторг Господь царство… от тебя; стих 28 сравните с 16:14).
«Раскаяние» Господа не следует понимать в обычном смысле этого слова. Ибо, как сказал Самуил, не человек Он, чтобы раскаяться Ему (стихи 28-29), т. е. нечто переосмыслить, передумать. С самого начала Бог «усмотрел Себе» (16:1) другого царя для Израиля – того, который «по сердцу» Ему (13:14). Этим другим предстояло стать Давиду.
Прежде чем навсегда расстаться с Саулом (стих 35), Самуил казнил Агага (стих 33).
Отчуждение между Самуилом и Саулом символизирует с тех пор извечное отчуждение между Самим Богом и всяким «противящимся» Ему царем. Саулу Он попустил царствовать, поскольку народ требовал себе царя, и скорее в этом смысле печалился Самуил о Сауле, как печалился (раскаялся в стихе 35 правильнее прочесть именно так) Сам Господь.
Б. Самуил об отвержении Саула Богом (глава 15)
1-Цар. 15:1-8. Задолго до Саула, в дни странствования Израиля в пустыне, амаликитяне предательски напали на него, за что теперь ожидало их Господне отмщение (Исх. 17:8-16). Совершено оно было по повелению Самуила – полностью истребить Амалик – которое он дал Саулу. Речь шла о священной войне против амаликитян (15:3; сравните со стихами 8-9, 15,18,20-21; Втор. 20:16-18; толкование на Иис. Н. 6:21). Прежде, однако, Саулу предстояло «отделить» от амаликитян кенеев, оказавших благосклонность… Израильтянам, когда они шли из Египта. (Напомним, что тесть Моисея, Иафор, был кенеем; сравните Суд. 1:16 с Исх. 18:9-10.) Саул выполнил приказание Самуила (15:7-8), однако, не до конца.
1-Цар. 15:9-35. Прельстившись откормленными стадами амаликитян и решив про себя, что, выставив на «публичное обозрение» плененного им Агага, царя Амаликитского, он посодействует дальнейшему возрастанию своей славы, Саул не предал Агага смерти и сохранил лучших из овец в волов и… ягнят (стихи 8-9). То, что при этом Саул более всего движим был тщеславием, подтверждается стихом 12, где сказано, что он поставил… памятник самому себе (имеется в виду Кармил на территории Иудеи, а не в верхней части средиземноморского побережья).
Обличенный Самуилом (стих 14), Саул заявил в оправдание, что животных пригнал, чтобы принести их в жертву Господу, и сослался при этом на то, что таковым было желание народа (стих 13, 15, 21). На это Самуил напомнил ему о принципе, который действует «вне времени»: послушание (воле Божией) лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов (стих 22). Грех непокорности пророк приравнял к греху волшебства, а противления – греху идолопоклонства (стих 23).
Совершенное Саулом привело к тому, что Господь отверг его как царя израильского (стих 26), что символически отражено в реакции Саула на сообщение об этом: он разодрал… одежды пытавшегося уйти от него Самуила (стихи 27-28). Во всей этой сцене чувствуется, что Саул не столько тревожился о том, что Господь отвернется от него, сколько боялся реакции на это народа, и потому так упрашивал Самуила «воротиться» с ним: почти меня ныне пред… Израилем. И Самуил… возвратится, но, скорее, оберегая честь еврейского царя, а не лично Саула.
Еще пятнадцать лет оставался Саул царем израильским, хотя Господом был отвергнут именно тогда, когда сказал ему об этом Самуил ныне отторг Господь царство… от тебя; стих 28 сравните с 16:14).
«Раскаяние» Господа не следует понимать в обычном смысле этого слова. Ибо, как сказал Самуил, не человек Он, чтобы раскаяться Ему (стихи 28-29), т. е. нечто переосмыслить, передумать. С самого начала Бог «усмотрел Себе» (16:1) другого царя для Израиля – того, который «по сердцу» Ему (13:14). Этим другим предстояло стать Давиду.
Прежде чем навсегда расстаться с Саулом (стих 35), Самуил казнил Агага (стих 33).
Отчуждение между Самуилом и Саулом символизирует с тех пор извечное отчуждение между Самим Богом и всяким «противящимся» Ему царем. Саулу Он попустил царствовать, поскольку народ требовал себе царя, и скорее в этом смысле печалился Самуил о Сауле, как печалился (раскаялся в стихе 35 правильнее прочесть именно так) Сам Господь.