1-Цар. 12:1-5. Как прежде народ напомнил Самуилу о его возрасте, намекая на возможную скорую кончину его (8:1,5), так теперь, обращаясь ко всему сообществу, над которым поставил царя, заговорил об этом сам Самуил, но – с целью обратить внимание народа на то, что всей своей жизнью и служением заслужил у него доверие. (В отличие от его сыновей (8:3), Самуила никто не мог упрекнуть в безнравственном поведении.) Это привлечение внимания к себе нужно было пророку, чтобы показать израильтянам, что в настоящем и будущем им так же следует прислушиваться к его слову, как они прислушивались к нему до сих пор.
1-Цар. 12:6-25. В истории Израиля наступил критический момент. Вразрез с волей Бога народ потребовал себе царя и получил его. И вот этот царь в первой же битве одержал славную победу! Возникал вопрос: поймет ли Израиль, что эта победа свидетельствовала о Божием благословении, воздаст ли славу Ему, или будет думать, что она явилась их, человеческим, достижением? Предвидя эту дилемму, Самуил стремился направить мысль народа в правильное русло.
И для этого прежде всего вкратце напомнил ему его историю, начиная с того, как Бог избавил его из Египта и привел в Ханаан (стихи 6-8). Затем он упомянул об их неоднократном отступничестве в дни судей (стихи 9-11; Иероваалом называли судью Гедеона). Потом Самуил сослался на угрозу со стороны аммонитян как на обстоятельство, побудившее евреев особенно настойчиво просить себе земного царя, тогда как их истинным царем был и остается Господь Бог их. Просьба их, тем не менее, была удовлетворена (12:12-15).
Наконец Самуил обратился к Господу, прося Его послать небесное знамение как во удостоверение предостережений пророка народу, так и ради того, чтобы пробудить в нем благоговейное чувство к его милостивому Богу, Который готов благословлять его и действовать через него (стихи 16-18). Самуил повторил, что настойчивое желание народа иметь царя было греховным в глазах Божиих – в силу его несвоевременности и недостаточной обоснованности, однако, несмотря на это, Бог не перестанет благословлять их, если они будут повиноваться Ему. Став свидетелями грозы и дождя в начале лета, когда в Палестине их не бывает (стих 17), евреи в страхе просили пророка помолиться о них пред Господом… чтобы не умереть им.
Мысль, которую доносит до них Самуил, сводится к тому, что как без царя Господь спасал их от врагов, если они были верны Ему, так будет делать это и впредь, когда у них появился царь. И он, Самуил, как истинный посредник между ними и Богом, не перестанет молиться о них. (Столетия спустя пророк Иеремия даст понять, что Самуил был воистину угодным Богу «молитвенником»; Иер. 15:1.)
3. ОБРАЩЕНИЕ САМУИЛА К НАРОДУ (глава 12)
1-Цар. 12:1-5. Как прежде народ напомнил Самуилу о его возрасте, намекая на возможную скорую кончину его (8:1,5), так теперь, обращаясь ко всему сообществу, над которым поставил царя, заговорил об этом сам Самуил, но – с целью обратить внимание народа на то, что всей своей жизнью и служением заслужил у него доверие. (В отличие от его сыновей (8:3), Самуила никто не мог упрекнуть в безнравственном поведении.) Это привлечение внимания к себе нужно было пророку, чтобы показать израильтянам, что в настоящем и будущем им так же следует прислушиваться к его слову, как они прислушивались к нему до сих пор.
1-Цар. 12:6-25. В истории Израиля наступил критический момент. Вразрез с волей Бога народ потребовал себе царя и получил его. И вот этот царь в первой же битве одержал славную победу! Возникал вопрос: поймет ли Израиль, что эта победа свидетельствовала о Божием благословении, воздаст ли славу Ему, или будет думать, что она явилась их, человеческим, достижением? Предвидя эту дилемму, Самуил стремился направить мысль народа в правильное русло.
И для этого прежде всего вкратце напомнил ему его историю, начиная с того, как Бог избавил его из Египта и привел в Ханаан (стихи 6-8). Затем он упомянул об их неоднократном отступничестве в дни судей (стихи 9-11; Иероваалом называли судью Гедеона). Потом Самуил сослался на угрозу со стороны аммонитян как на обстоятельство, побудившее евреев особенно настойчиво просить себе земного царя, тогда как их истинным царем был и остается Господь Бог их. Просьба их, тем не менее, была удовлетворена (12:12-15).
Наконец Самуил обратился к Господу, прося Его послать небесное знамение как во удостоверение предостережений пророка народу, так и ради того, чтобы пробудить в нем благоговейное чувство к его милостивому Богу, Который готов благословлять его и действовать через него (стихи 16-18). Самуил повторил, что настойчивое желание народа иметь царя было греховным в глазах Божиих – в силу его несвоевременности и недостаточной обоснованности, однако, несмотря на это, Бог не перестанет благословлять их, если они будут повиноваться Ему. Став свидетелями грозы и дождя в начале лета, когда в Палестине их не бывает (стих 17), евреи в страхе просили пророка помолиться о них пред Господом… чтобы не умереть им.
Мысль, которую доносит до них Самуил, сводится к тому, что как без царя Господь спасал их от врагов, если они были верны Ему, так будет делать это и впредь, когда у них появился царь. И он, Самуил, как истинный посредник между ними и Богом, не перестанет молиться о них. (Столетия спустя пророк Иеремия даст понять, что Самуил был воистину угодным Богу «молитвенником»; Иер. 15:1.)