Новое родословие (толедот) начинается отсюда – с двояким намерением: связать историю первых людей с историей Ноя, и показать последствия греха. Фактически тут содержится ответ на вопрос, возникающий в предыдущем разделе. Если, несмотря на действие греха, цивилизация и сопутствующие ей прогресс и процветание – налицо, то в чем же сказывается, проклятие греха? Ответ видится в том, что «завершением» всех человеческих стремлений и достижений является смерть.
1 РОДОСЛОВИЕ ОТ АДАМА ДО НОЯ (глава 5)
Родословие в этой главе следует «по вертикали» – от Адама, через Сифа, к Ною. Родословие потомков Каина в 4 главе насчитывает семь поколений (от Каина до Иувала). А в этом родословии их десять (от Адама до Ноя). Каждый из «перечней» завершается тремя сыновьями того, кто стоит в перечислении последним (Иавал, Иувал и Тувалкаин, сыновья Ламеха (4:20-22); Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноя; 5:32).
В каждом перечне «выступает со словом» лишь один мужчина: в перечне каинитов – Ламех (4:23-24), и другой Ламех – в перечне сифитов (5:29). Ламех, потомок Каина, в сущности насмехался над Божиим проклятием, «обыгрывая» его на свой лад (4:24), а тот Ламех, что был из рода Сифа, стенал под проклятием, ожидая утешения от сына своего Ноя (5:29).
Как библейский текст так и «Перечень шумерских царей», найденный в Месопотамии, свидетельствуют о долголетии древних людей. По-видимому, этому феномену способствовали природные условия в допотопном мире, отличавшиеся от нынешних. И, несомненно, это было частью Божьего плана направленного на заселение земли (сравните с 1:28).
Быт. 5:1-2. Эта глава начинается с напоминания о том: что человек был сотворен по подобию Божию; трудно не заметить и напоминания о том, что, сотворив мужчину и женщину, Бог благословил их. Однако по ходу главы постоянно говорится о смерти, которая есть следствие греха.
Быт. 5:3-32. Образ Божий, полученный Адамом, воспроизведен был затем в Сифе, сыне Адама.
Эта глава, помимо того, что образует связующее звено между Адамом и его временем и Ноем и его временем, несет в себе (как лейтмотив) вновь и вновь повторяющуюся фразу – и он умер (стихи 5,8, 11, 14, 17, 20, 27, 31). Если бы кто усомнился в том, что «возмездие за грех смерть» (Рим. 6:23), то и поверхностный обзор библейской истории развеял бы его сомнения.
Констатацией факта смерти заканчивается краткое сообщение о каждом из мужей, потомков Адама. Исключение составляет Енох. О других говорится, что они долго жили, но все-таки умерли, о нем же что он ходил пред Богом (5:22,24). Термин этот в Библии означает близкое общение с Богом и послушание Ему, награждаемые Божиим благоволением. «Хождение» Еноха длилось триста шестьдесят пять лет. Несомненно, оно продолжалось бы, но Бог взял его (стих 24) – патриарх этот не умер. Такое именно «хождение» заповедано было Израилю (Лев. 26:3,12) и затем – Церкви.
В пятой главе Бытия дается этимология имени Ноя (стих 29); жизнью Ноя определяется развитие повествования в последующих разделах. Ламех назвал сына своего Ной в надежде, что он принесет людям, работающим на проклятой Богом земле (стих 29; сравните «со скорбью будешь питаться» и «проклята земля за тебя» в 3:17) утешение, успокоение. Ламех понятия не имел, как Бог осуществит его надежду, которую он вложил в имя своего сына, и все-таки он надеялся. Так в этой «главе смерти» появляется второй луч надежды. Енох избежал проклятия смертью, а Ной внесет утешение в жизнь тех, кто находится под этим проклятием.
2. РАЗВРАЩЕНИЕ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЮ (6:1-8)
Некоторые детали этого раздела пали пищу бесконечным спорам, участники которых нередко обходили то, что явно. Не следует забывать, что это повествование есть продолжение толедот, начинающегося в 5:1. И как бы ни смотреть на детали, ясно одно: эти стихи свидетельствуют о глубине падения человеческого рода и о том, что смерть была его непрекращающимся наказанием.
В. Родословие Адама (5:1 – 6:8)
Новое родословие (толедот) начинается отсюда – с двояким намерением: связать историю первых людей с историей Ноя, и показать последствия греха. Фактически тут содержится ответ на вопрос, возникающий в предыдущем разделе. Если, несмотря на действие греха, цивилизация и сопутствующие ей прогресс и процветание – налицо, то в чем же сказывается, проклятие греха? Ответ видится в том, что «завершением» всех человеческих стремлений и достижений является смерть.
1 РОДОСЛОВИЕ ОТ АДАМА ДО НОЯ (глава 5)
Родословие в этой главе следует «по вертикали» – от Адама, через Сифа, к Ною. Родословие потомков Каина в 4 главе насчитывает семь поколений (от Каина до Иувала). А в этом родословии их десять (от Адама до Ноя). Каждый из «перечней» завершается тремя сыновьями того, кто стоит в перечислении последним (Иавал, Иувал и Тувалкаин, сыновья Ламеха (4:20-22); Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноя; 5:32).
В каждом перечне «выступает со словом» лишь один мужчина: в перечне каинитов – Ламех (4:23-24), и другой Ламех – в перечне сифитов (5:29). Ламех, потомок Каина, в сущности насмехался над Божиим проклятием, «обыгрывая» его на свой лад (4:24), а тот Ламех, что был из рода Сифа, стенал под проклятием, ожидая утешения от сына своего Ноя (5:29).
Как библейский текст так и «Перечень шумерских царей», найденный в Месопотамии, свидетельствуют о долголетии древних людей. По-видимому, этому феномену способствовали природные условия в допотопном мире, отличавшиеся от нынешних. И, несомненно, это было частью Божьего плана направленного на заселение земли (сравните с 1:28).
Быт. 5:1-2. Эта глава начинается с напоминания о том: что человек был сотворен по подобию Божию; трудно не заметить и напоминания о том, что, сотворив мужчину и женщину, Бог благословил их. Однако по ходу главы постоянно говорится о смерти, которая есть следствие греха.
Быт. 5:3-32. Образ Божий, полученный Адамом, воспроизведен был затем в Сифе, сыне Адама.
Эта глава, помимо того, что образует связующее звено между Адамом и его временем и Ноем и его временем, несет в себе (как лейтмотив) вновь и вновь повторяющуюся фразу – и он умер (стихи 5,8, 11, 14, 17, 20, 27, 31). Если бы кто усомнился в том, что «возмездие за грех смерть» (Рим. 6:23), то и поверхностный обзор библейской истории развеял бы его сомнения.
Констатацией факта смерти заканчивается краткое сообщение о каждом из мужей, потомков Адама. Исключение составляет Енох. О других говорится, что они долго жили, но все-таки умерли, о нем же что он ходил пред Богом (5:22,24). Термин этот в Библии означает близкое общение с Богом и послушание Ему, награждаемые Божиим благоволением. «Хождение» Еноха длилось триста шестьдесят пять лет. Несомненно, оно продолжалось бы, но Бог взял его (стих 24) – патриарх этот не умер. Такое именно «хождение» заповедано было Израилю (Лев. 26:3,12) и затем – Церкви.
В пятой главе Бытия дается этимология имени Ноя (стих 29); жизнью Ноя определяется развитие повествования в последующих разделах. Ламех назвал сына своего Ной в надежде, что он принесет людям, работающим на проклятой Богом земле (стих 29; сравните «со скорбью будешь питаться» и «проклята земля за тебя» в 3:17) утешение, успокоение. Ламех понятия не имел, как Бог осуществит его надежду, которую он вложил в имя своего сына, и все-таки он надеялся. Так в этой «главе смерти» появляется второй луч надежды. Енох избежал проклятия смертью, а Ной внесет утешение в жизнь тех, кто находится под этим проклятием.
2. РАЗВРАЩЕНИЕ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЮ (6:1-8)
Некоторые детали этого раздела пали пищу бесконечным спорам, участники которых нередко обходили то, что явно. Не следует забывать, что это повествование есть продолжение толедот, начинающегося в 5:1. И как бы ни смотреть на детали, ясно одно: эти стихи свидетельствуют о глубине падения человеческого рода и о том, что смерть была его непрекращающимся наказанием.