В этой части повествования передана промыслительная Божия забота о Его народе, но главное ударение делается здесь на чистоте – прежде всего, на сохранении чистоты Саррой. Святость брачных уз весьма важна для исполнения Божиих обетовании. Греховность, наряду с недостаточностью веры, поставила бы обетованное благословение под угрозу.
Быт. 20:1-7. Тут Авраам повторяет перед Авимелехом, царем Герарским, ту же ложь о Сарре (20:2), к которой прежде прибег в Египте (глава 12). Делает он это опять-таки из страха (стих 11). Позже точно так же поступит Исаак по отношению к другому Авимелеху! (26:1-11). («Авимелех» – буквально «царь-отец» – был общим титулом филистимских царей, как «фараон» – египетских.)
Герар был расположен вблизи побережья, менее чем в двадцати километрах от Газы и километрах в восьмидесяти южнее Хеврона, в Филистимской земле (21:34). После того, как Авимелех взял Сарру, Бог предупредил его во сне (20:3), но еще прежде наказал бесплодием его жену и рабынь (стихи 17-18). Царю было сказано, что Сарра имеет мужа.
Слова Авимелеха: Владыка! неужели Ты погубишь и невинный народ? – перекликаются с мольбой самого Авраама (18:23-32). Это ли не прозвучало укором в сердце патриарха, когда филистимский царь призвал его к себе и стал ему выговаривать!
Итак, когда Авимелех заверил Бога в том, что не погрешил против совести в этом деле, Бог повелел ему возвратить Сарру, и да помолится Авраам-пророк (наби – это первое употребление этого слова в Ветхом Завете) за Авимелеха. Молитва патриарха спасла царю жизнь.
Бог не упрекал Авимелеха, однако, высказал ему недвусмысленное предупреждение относительно греха прелюбодеяния, который подлежал наказанию смертью (20:7). Заключительная фраза стих 7 предвосхищает то же повеление в Десятисловии (Исх. 20:14). Бог соединил Авраама с Саррой, чтобы от них пошло угодное Ему потомство.
Для завета, который Он заключил с Авраамом, это имело основополагающее значение. «Избавление» патриарха в двух аналогичных случаях (Быт. 12 и 20) позволило сохранить как чистоту Сарры, так и неповрежденность обетования. Не следует забывать, что Бог управляет рождением; что Он чудесным образом вторгается в человеческую жизнь; что Он «закрывает» и «открывает» чрево (стих 17, 18). Никому из земных властителей не под силу «сорвать» Божий план!
Быт. 20:8-18. Бог не упрекал Авимелеха, но Авимелех с горечью упрекнул Авраама. Царь укорял его в том, что ввел его в великий грех (стих 9). Желая искупить свою вину перед Саррой, он дал ей в дар – во свидетельство ее невинности – покрывало (что, видимо, соответствовало какому-то местному обычаю); стих 16. Богатыми дарами постарался Авимелех задобрить и самого патриарха, которому позволил жить в его земле (стих 15).
Во всей этой истории звучит предостережение израильтянам не только против греха прелюбодеяния как такового, но и против смешанных браков с язычниками. К сожалению, Израиль редко вспоминал этот урок (Мал. 2:10-17).
е. Авраам обманывает Авимелеха (глава 20)
В этой части повествования передана промыслительная Божия забота о Его народе, но главное ударение делается здесь на чистоте – прежде всего, на сохранении чистоты Саррой. Святость брачных уз весьма важна для исполнения Божиих обетовании. Греховность, наряду с недостаточностью веры, поставила бы обетованное благословение под угрозу.
Быт. 20:1-7. Тут Авраам повторяет перед Авимелехом, царем Герарским, ту же ложь о Сарре (20:2), к которой прежде прибег в Египте (глава 12). Делает он это опять-таки из страха (стих 11). Позже точно так же поступит Исаак по отношению к другому Авимелеху! (26:1-11). («Авимелех» – буквально «царь-отец» – был общим титулом филистимских царей, как «фараон» – египетских.)
Герар был расположен вблизи побережья, менее чем в двадцати километрах от Газы и километрах в восьмидесяти южнее Хеврона, в Филистимской земле (21:34). После того, как Авимелех взял Сарру, Бог предупредил его во сне (20:3), но еще прежде наказал бесплодием его жену и рабынь (стихи 17-18). Царю было сказано, что Сарра имеет мужа.
Слова Авимелеха: Владыка! неужели Ты погубишь и невинный народ? – перекликаются с мольбой самого Авраама (18:23-32). Это ли не прозвучало укором в сердце патриарха, когда филистимский царь призвал его к себе и стал ему выговаривать!
Итак, когда Авимелех заверил Бога в том, что не погрешил против совести в этом деле, Бог повелел ему возвратить Сарру, и да помолится Авраам-пророк (наби – это первое употребление этого слова в Ветхом Завете) за Авимелеха. Молитва патриарха спасла царю жизнь.
Бог не упрекал Авимелеха, однако, высказал ему недвусмысленное предупреждение относительно греха прелюбодеяния, который подлежал наказанию смертью (20:7). Заключительная фраза стих 7 предвосхищает то же повеление в Десятисловии (Исх. 20:14). Бог соединил Авраама с Саррой, чтобы от них пошло угодное Ему потомство.
Для завета, который Он заключил с Авраамом, это имело основополагающее значение. «Избавление» патриарха в двух аналогичных случаях (Быт. 12 и 20) позволило сохранить как чистоту Сарры, так и неповрежденность обетования. Не следует забывать, что Бог управляет рождением; что Он чудесным образом вторгается в человеческую жизнь; что Он «закрывает» и «открывает» чрево (стих 17, 18). Никому из земных властителей не под силу «сорвать» Божий план!
Быт. 20:8-18. Бог не упрекал Авимелеха, но Авимелех с горечью упрекнул Авраама. Царь укорял его в том, что ввел его в великий грех (стих 9). Желая искупить свою вину перед Саррой, он дал ей в дар – во свидетельство ее невинности – покрывало (что, видимо, соответствовало какому-то местному обычаю); стих 16. Богатыми дарами постарался Авимелех задобрить и самого патриарха, которому позволил жить в его земле (стих 15).
Во всей этой истории звучит предостережение израильтянам не только против греха прелюбодеяния как такового, но и против смешанных браков с язычниками. К сожалению, Израиль редко вспоминал этот урок (Мал. 2:10-17).