Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Еккл. 6:1-6. Екклесиаст продолжает развивать мысль о том, что не все люди умеют пользоваться своим богатством во благо себе (т. е. наслаждаться им) – потому, очевидно, что не всем дано это Богом. Это часто бывает, что тот или иной человек только трудится, не зная отдыха и радости, а плодами его трудов пользуется… чужой. Еврейское слово, переведенное тут как «чужой» и встречающееся в книге Екклесиаста только один раз, иногда, как, например, в Прит. 27:2, употреблялось в значении «другой»; здесь оно, вероятно, имеет такой же смысл, судя по стиху 3, где говорится о том, что незадачливый богач мог родить и «сто детей», т. е. подразумевается, богатством его пользуются не «чужие».

Суетно такое богатство, и человек, накопивший его, но не имеющий от него радости, в глазах Екклесиаста, то же, что страдающий «тяжким недугом» (сравните с 5:12,15 – там и здесь лишь в переводах стоят одинаковые слова, а те, что соответствуют им в еврейском поэтическом оригинале, созвучны друг другу только по смыслу).

Много детей и много прожитых лет символизировали в древнееврейском сознании полноту Божиих благословений. Но можно ли и многодетного долгожителя назвать счастливым, если душа его не знала радости, восклицает Екклесиаст Нет; и выкидыш счастливее его. Фразу и не было бы ему и погребения толкуют по-разному; по «логике текста» она, скорее всего, продолжает мысль о долголетии, выраженную во второй и третьих фразах стиха 3, переходя в мысль о «бессмертии», т. е. является поэтической гиперболой: если бы подразумеваемый человек никогда бы не умер и, значит, не был бы погребен. В стихах 4-5 речь идет о недоношенном зародыше, который напрасно пришел, т. е. выйдя на свет, света не увидел и навсегда отошел во тьму, не получив имени.

По мнению Екклесиаста, участь богача, не знавшего радости от плодов труда своего, подобна участи этого зародыша, но тот, пожалуй, счастливее его, потому что хотя оба уйдут в могилу (в одно место), не родившийся не знал горечи и беспокойств бессмысленного труда и связанного с ним чувства вечной неудовлетворенности.

Еккл. 6:7. Человек не может не трудиться ради хлеба своего насущного и удовлетворения житейских потребностей (для рта своего), но поскольку редко кто умеет довольствоваться «малым», то душа человеческая, даже когда «не имеет недостатка ни в чем» (стих 2), не насыщается. Речь о безграничности людских аппетитов, стремлений, желаний, которые не удовлетворить никаким трудом.

Еккл. 6:8-9. Как обычно, Екклесиаст задает риторический вопрос, предполагающий отрицательный ответ. В плане извечной проблемы человека – неумения довольствоваться малым и вытекающей отсюда постоянной его неудовлетворенности, даже у мудрого нет преимущества пред глупым, и у бедняка, достаточно разумного (подразумевается), чтобы ладить с окружающими, вызывая с их стороны не пренебрежение, а симпатию (так понимается фраза умеющего ходить пред живущими – не много утешения, ибо и разумные бедняки мучатся неисполнимыми желаниями, и в этом смысле «бродят душею» (стих 9), другими словами, мечтают о пустом, лишая себя покоя и радости.

Долгие размышления свои о суетности земных дел (2:18 – 6:9) Екклесиаст завершает повторением совета довольствоваться малым, но реальным для себя (тем, что можно видеть глазами). Это лучше чем постоянно жаждать душою большего и большего, т. е. пребывать в «погоне за ветром» (томление духа синонимично этому понятию).

III. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МУДРОСТИ (6:1 – 11:6)

Для этого раздела характерны частые ссылки на незнание человеком ни смысла того, что происходит с ним в настоящем, ни того, что ожидает его в будущем. Как и многочисленные, в связи с этим, советы и рекомендации того, что «хорошо» и «лучше» Иначе говоря, вторая часть книги содержит много практических житейских советов, которые Даются в свете постоянных напоминаний о неизвестности человеку намерений и Дел Божиих, и с целью пробуждать в людях страх Божий.

Еккл. 6:10-12. Повторяется мысль о суетности человечного бытия, ибо с тем, кто все, включая людей, сотворил и устроил, все предопределив заранее (тому уже наречено имя; «наречь имя» – то же, по сути, что «сотворить» – сравните с Ис. 40:26), человек не может препираться, потому что Он сильнее его. (Фраза и известно, что это человек в стихе 10, по-видимому, и говорит о сотворении человека как о наречении ему имени.)

«Вещи», с которыми человек сталкивается повседневно лишь втягивают его во все большую суету, и не знает он, что же для него лучше или что хорошо… во все дни суетной жизни его, и что будет после него под солнцем…