Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

2. СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА (ГЛ. 7)

а. Повеление не щадить жителей той земли (7:1-5)

Втор. 7:1-2. Семь народов, упоминаемые здесь, населяли землю Ханаанскую (сравните Быт. 15:19-21). Шесть из них Бог перечислил в Своем призыве к Моисею (Исх. 3:17), т. е. всех, за исключением Гергесеев, которые (как и Хеттеи… Аморреи и Иевусеи) происходили от Ханаана (Быт. 10:15-16). Главная мысль, выраженная во Второзаконии 7:1-2, – та, что Израиль должен был истребить все народы в границах Ханаанской земли (толкование на эти этнические группы в 20:17).

Повеление истребить их полностью, т. е. мужчин, женщин и детей, нередко воспринимается как нечто несовместимое с любящим Богом. Однако в отношении этих народов следует иметь в виду ряд обстоятельств. Во-первых, они заслужили смерть своим «нечестием» (9:4-5), т. е. своей глубокой укорененностью во грехе. О крайней степени нравственной деградации этих народов говорит не только характер их религий; об этом же свидетельствуют литературные памятники той поры и данные археологических раскопок.

Во-вторых, они упорствовали в своем неприятии Бога (7:10). Если бы они раскаялись, Бог простил бы их, как простил Он ниневитян, покаявшихся вслед за проповедью Ионы. Но представляется, что и самая мысль о раскаянии не возникала в их среде.

В-третьих, хананеи были подобны «нравственному раку» (сравните 20:17-18; Чис. 33:55; Иис. Н. 23:12-13); и даже один из них, уцелев, – пусть хоть ребенок, оставленный в живых, – грозил потенциальной опасностью Божиему народу опасностью возрождения идолопоклонства и безнравственности, обладающих свойством быстрого распространения.

В-четвертых, следует упомянуть о некоем «смягчающем» факторе, состоящем в том, что смерть для ханаанского ребенка в известном смысле могла быть благословением. Ведь если дитя умирает прежде, чем достигнет сознательного возраста, то о его судьбе в вечности, по-видимому, не следует тревожиться.

Итак, не следует проводить разделения между Богом Ветхого Завета и Богом Нового Завета. В обоих заветах Он выступает как любящий и праведный Бог. Повеление вести «священную войну», конечно, неприменимо к сегодняшнему дню, поскольку в настоящее время Бог не стремится – посредством одного какого-то народа – установить Свое царство на земле. Но и современные христиане должны извлечь из этого повеления урок для себя: по отношению ко греху им следует быть столь же безжалостными, сколь безжалостны должны были быть израильтяне к хананеям.

Втор. 7:3-5. Причина запрещения межплеменных браков – в знании человеческой природы. Принцип, лежащий в основе этого запрещения, был четко сформулирован апостолом Павлом: «Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?» (1-Кор. 5:6). Заключение браков с неверующими хананеями в конце-концов привело бы к уничтожению израильской веры. Моисей напомнил народу (Втор. 7:46), что праведный меч Господень – обоюдоостр.

Хананеи несли наказание за присущее им зло; но если бы израильтяне присоединились к ним в совершении злых дел, то и они понесли бы на себе осуждение. Вот почему решительно все, что могло бы вызвать интерес или любопытство к их лжепоклонению, – даже предметы ханаанского религиозного культа – подлежало искоренению.

Столбы (по другим переводам – «Священные камни») хананеев (сравните 12:3; Исх. 34:12), возможно, представляли из себя мужские символы плодородия, а рощи… и истуканы были своего рода «собранием» скульптурных изображений богини Астарты, супруги Ваала, вырезанных из цельных древесных стволов. Те же, что и здесь, повеления записаны в Исх. 34:11-15; в Чис. 33:50-52 и во Втор. 12:2-3.

б. На чем основывалось повеление «не щадить» хананеев (7:6-11)

Втор. 7:6. Оно было продиктовано избранием Израиля. Слово, переведенное как «избрал», звучит по-еврейски как «избрал с определенной целью или ради определенного призвания».

Бог остановил Свой выбор на Израиле, чтобы сделать его средством освящения всей земли. В этом смысле и были евреи святы (т. е. отделены для особого использования их Богом) и являлись они Его собственным… народом (сравните 14:2; 26:18; Пс. 134:4; Мал. 3:17; толкование на Исх. 19:5).

Поскольку хананеи оскверняли землю, на которой жили, и поскольку в них таилась угроза подорвать безоговорочное подчинение Израиля воле Господней, они и подлежали уничтожению.

Втор. 7:7-8. То обстоятельство, что Бог остановил Свой выбор на Израиле, никак не должно было вызывать у народа горделивого чувства. Потому что не по причине каких-либо особых добродетелей избрал его Бог. В сущности малочисленность израильского народа первоначально скорее должна была служить в Его глазах препятствием при совершении выбора. Моисей приводит два соображения в пользу того, почему все-таки именно евреев избрал Бог. Во-первых, Господь возлюбил Израиль.

Надо признать, что эта любовь была и остается тайной, ибо, как уже говорилось, отнюдь не добродетелям своим обязан ею народ. Во-вторых, Он избрал их ради верности клятве, которой клялся отцам Израиля (сравните толкование на 1:35) – Аврааму, Исааку и Иакову. Господь пообещал патриархам, что из их потомков составится могучий народ, который получит в наследие Ханаанскую землю (Быт. 17:7-8; 26:3-5,24; 28:13-15), и что Он всегда будет верен Своему слову (сравните Евр. 6:13-18). По этой-то причине и вывел Он Израиля из дома рабства (сравните Исх. 13:3,14; 20:2; Втор. 5:6; 6:12; 8:14; 13:5,10).

Втор. 7:9-11. Моисей подразумевал, что два вывода следует сделать израильтянам из избрания и искупления их Богом. Первый – что только Господь… есть Бог, и что в Его силах осуществлять контроль над ходом истории, возвышать народы и уничтожать их. Второй вывод – что Он Бог верный. Выражение «тысячи родов» надо понимать как «всегда» или «неизменно».

Но хотя Он никогда не нарушит завета любви (сравните стихи 12-13), заключенного Им с Израилем, отдельные представители этого народа, которые станут восставать против Него, будут судимы за это так же, как враги Божии среди других народов («ненавидящие Его»). Следовательно каждому еврею в отдельности надо было старательно исполнять Его заповеди и постановления и законы.

в. Награда за послушание (7:12-16)

Втор. 7:12. В данном стихе выражен главный смысл того, о чем говорится ниже – в стихах 12-16. Если народ будет послушен Господу, то познает на себе милость Его. Но он может и лишиться ее – по причине своего непослушания, хотя от обещаний данных отцам по завету, Бог не отречется никогда.

Втор. 7:13-15. В награду за повиновение Бог обещал благословить Израиль через плодоносность всего, что рождает и произрастает у него. Кроме того, евреи могли в этом случае рассчитывать на то, что лютые болезни, распространенные в Египте (возможно, среди прочего и мучительные нарывы; в русском переводе, вероятно, «почечуй»; сравните 28:27,60; Исх. 15:26), не будут поражать их.

Втор. 7:16. На израильтян налагалась обязанность: войдя в землю Ханаанскую, истребить в ее пределах все другие народы (сравните стихи 1-2). Если Израиль не сделает этого, то будет уловлен в сети, которыми станут для него эти народы и их боги (сравните Исх. 34:12-14), и в результате не изольются на него обещанные ему благословения (Втор. 5:13-15). От стиха 16-го естественен переход Моисея к призывам, записанным в стихах 17-26.

г. Побуждение к священной войне (7:17-26)

Втор. 7:17-26. Моисей знал сердца своих соплеменников. Он помнил, как за сорок лет до того при одном помышлении о «сынах Енаковых» ушли их сердца в пятки (1:26-28). Потому и заключил он эту часть своей речи (о предстоявшей священной войне), представив им грядущие битвы в надлежащей перспективе: евреям надо было не о силе своих врагов думать, а о величии Господа.

Ведь они видели знамения и чудеса, которыми сопровождалось сверхъестественное поражение фараона (10 казней). Все это было совершено Божией силой, Его рукой крепкой и мышцей высокой (сравните 4:34; 5:15; 11:2). А, значит, были у израильтян основания рассчитывать, что то же повторится и при поражении хананеев (То же сделает Господь, Бог твой, со всеми народами, которых ты боишься; 7:19).

Бог заставит врагов Израиля бежать от него с поля боя в такой панике, как если бы шершни преследовали их (сравните Исх. 23:28; Иис. Н. 24:12). По мнению одних, упоминаемых здесь шершней надо понимать буквально; по мнению других, – в Исходе под ними подразумевается армия египтян. Так или иначе враги действительно боялись израильтян (Исх. 15:15; Чис. 22:3; Иис. Н. 2:9-11,24; 5:1; 9:24).

Моисей обещал евреям, что Бог приведет их противников в великое смятение (Втор. 7:23), и эта внушенная свыше паника настолько охватит хананеев, что они не в силах будут сражаться (стих 24). Все это должно было происходить в соответствии с хорошо продуманным планом (мало по малу, стих 22) – так, чтобы земля не опустела слишком быстро и не расплодились бы в ней полевые звери.

Израильтяне могли быть уверены в даровании им славной победы, если б только хватило у них веры, чтобы начать битву, а впоследствии – послушания, чтобы уничтожить идолов, не прельстившись золотом и серебром, украшавшими их. В противном случае уже против евреев, попавших в сеть корысти и соблазна повел бы Господь священную войну.

Ханаанские идолы, культ которых нередко был сопряжен с оргиями и извращениями, были ненавистны Богу. Значит, и для народа Его они должны были быть мерзостью, подлежащей уничтожению (заклятию).