Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Откровение

8:5 поставь над нами царя. Справедливые сами по себе (см. ст. 1-3) причины, которыми старейшины обосновывали необходимость поставить над Израилем царя, оказались лишь предлогом; на самом деле израильтянами двигало желание стать "как прочие народы" (ср. заключительные слова данного стиха и ст. 20).

чтобы он судил нас. Другое возможное прочтение: "чтобы он вел нас".

8:7 не тебя они отвергли. Услышав слова старейшин о том, что нужен царь, который бы судил народ Израиля (см. ком. к ст. 5), Самуил счел, что они выступали лично против него (ст. 6). Однако, как указал ему Господь, за выступлением старейшин стояло гораздо большее нечестие.

отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Греховность требования старейшин связана не с идеей воплощаемой человеком царской власти как таковой, ибо, как известно, приход земного царя на престол Израиля предвосхищался еще задолго до описываемого момента (см. ком. к 2,10), но с тем, что, высказывая такое требование, старейшины нарушали заветные отношения с Богом (см. Чис. 23,21; Втор. 33,5 и ком.). Как явствует из слов Самого Господа, приводимых в данном стихе и в следующем за ним, старейшины Израиля согрешили тем, что пожелали вместо Царя Господа иметь царем себе подобного (10,17-19; 12,12-20).

8:10 народу, просящему у него царя. Уже во второй раз в Первой книге Царств встречается ситуация, когда о человеке "просят". В ответ на первую просьбу (просьбу Анны) был дан Самуил. На вторую же будет дан Саул.

8:11 вот какие будут права царя. Злоупотребления, о которых говорится в ст. 11-17, имели место у соседних с Израилем народов.

к колесницам. См. 2 Цар. 8,4; 15,1; 3 Цар. 4,26; 10,26-29.

будут они бегать пред колесницами его. Ср. как поступали Авессалом (2 Цар. 15,1) и Адония (3 Цар. 1,5).

8:12-14 тысяченачальниками и пятидесятниками... поля ваши и виноградные и масличные сады ваши. См. ком. к 22,7.

8:15-17 возьмет десятую часть. Требуя себе десятую часть урожая, царь либо присвоит то, что принадлежит Богу (см. Лев. 27,30-32; Втор. 14,22.28), либо возложит на плечи народа груз новых податей.

8:18 не будет Господь отвечать вам. Исходя из последствий описанных здесь событий, предпочтение Израилем земного царя Господу в религиозном смысле равнозначно отвержению Господа во имя поклонения ложным богам (Суд. 10,10-14).

8:20 как прочие народы. См. ком. к ст. 5.

вести войны наши. Данные слова явно противопоставлены выражению "войны Господни" (18,17; 25,28).

8:22 послушай голоса их, и поставь им царя. Господь не противодействует свободному волеизъявлению Своего народа. По милости Своей Он готов дать народу царя и благословить его, но этот царь будет не таким, каким он представляется народу (см. ком. к 10,1.7). Поскольку в данной ситуации воцарение земного царя сопряжено с изменой Богу, Израилю предстоит пострадать в его правление так же, как страдали под своими царями прочие народы.