Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Откровение

Пс. 9 В западной традиции Пс. 9 принято делить на два отдельных псалма – девятый и десятый. Однако, вероятнее всего, он с самого начала являлся единым целым. В пользу изначального единства псалма говорит, к примеру, то обстоятельство, что он представляет собой цельный акростих. В Септуагинте разделение Пс. 9 надвое отсутствует; примеру Септуагинты следует и русский Синодальный перевод.

По господствующему в Пс. 9 настроению его, безусловно, следует отнести к категории плачей, хотя он и начинается сравнительно длинным славословием Господу. Вслед за этим славословием – начиная со ст. 14 – наступает черед собственно плача: псалмопевец обращается к Господу с мольбой об избавлении от преследующих его нечестивых врагов.

Та часть Пс. 9, которая в переводах Псалтири на западные языки трактуется как Пс. 10 (ст. 22-39), может, в принципе, рассматриваться в качестве самостоятельного плача, создатель которого печалится о торжестве нечестивых над праведными и молит Господа восстановить справедливость. То, что при западной трактовке Пс. 10 оказывается лишенным заглавия, также свидетельствует об искусственности разделения Пс. 9 на две части.

9:2 все чудеса Твои. Слово "чудеса" обозначает великие деяния Господа.

9:3 петь имени Твоему. Ср. Пс. 8,2. Псалмопевец превозносит Господа не только за Его великие деяния, но и за то, что Он открыл Себя избранному народу.

9:4 Когда враги мои обращены назад. С древнееврейского данная фраза может быть переведена двояко: как констатация уже произошедшего (что мы и имеем в существующем переводе), или как выражение надежды на то, чему еще только предстоит произойти ("Когда враги мои будут обращены назад").

9:5 Ты воссел на престоле, Судия праведный. Стремясь установить истину, псалмопевец надеется не на собственные силы, а на правого Судию – Господа.

9:6 имя их изгладил на веки и веки. В отличие от имени Господа (ст. 3), которому вечно будет возноситься хвала, имена нечестивых исчезнут из памяти людей.

9:9 будет судить.. по правде. Ср. Пс. 97,9. Господь – справедливый Судия, и поэтому лишь нечестивые могут страшиться Его суда.

9:10 будет Господь прибежищем угнетенному. Угнетенные должны возлагать на Господа все свои надежды. К числу угнетенных относятся те, кто, как, например, сам псалмопевец, страдают от преследования сил зла.

9:12 Господу, живущему на Сионе. Речь идет о ковчеге завета, зримо символизирующем присутствие Бога. К тому времени ковчег находился уже на горе Сион.

9:13 Он взыскивает за кровь. Бог никогда не оставляет беззаконие ненаказанным (Быт. 9,6; Наум 1,2-6).

9:15 во вратах дщери Сионовой. "Врата дщери Сионовой" явно противопоставлены "вратам смерти", о которых говорится в предыдущем стихе. Однако в данном случае слово "врата" не является метафорой – речь идет о том, что псалмопевец собирается возносить хвалу Господу в самых людных местах Иерусалима, "дщери Сионовой".

9:16 Обрушились народы в яму, которую выкопали. Ср. Пс. 7,15-17. Все то зло, которое нечестивые готовят для праведных, рано или поздно оборачивается против них самих.

9:18 нечестивые. Как поясняется далее в этом же стихе, под нечестивыми здесь понимаются "все народы, забывающие Бога".

Да обратятся нечестивые в ад. См. ком. к Пс. 6,6.

9:19 не навсегда забыт будет. Народы могут забывать Бога, но Бог никогда не забудет несправедливо притесняемых.

нищий. Тот, кто терпит несправедливые притеснения.

9:20 Восстань, Господи. См. ком. к Пс. 3,8; 7,7.

9:22 Для чего, Господи, стоишь вдали..? Псалмопевец более обеспокоен ощущением покинутости Богом, нежели преследованиями врагов. Свидетельство этой покинутости он видит в отсутствии в мире справедливости.

9:26 на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением. В своей надменности нечестивый пренебрегает и Богом, и теми, кто противостоит беззаконию на земле.

9:28 уста его полны проклятия... под языком его – мучение и пагуба. Нечестивые речи наравне с беззаконными деяниями являются серьезным грехом. Апостол Павел вспоминает этот стих в Рим. 3,13.14.

9:29 сидит в засаде. Метафора нечестивого человека, из засады поражающего праведника, использована также в Притч. 1,11.

за двором. Т.е. за пределами селения, в удобном для засады месте.

подсматривают за бедным. Нечестивец предпочитает творить свои злые дела тайком, избегая людского взора (Ин. 3,19).

9:30 как лев. Как животное, известное своей злобой и беспощадностью.

9:32 забыл Бог. Видимое отсутствие справедливости служит в глазах нечестивого признаком безучастности Господа к земным делам.

9:33 Восстань, Господи. См. ком. к Пс. 3,8; 7,7.

вознеси руку Твою. Псалмопевец обращается к Господу с мольбой действенно вмешаться в ход земных дел.

9:35 сироте. В древности на Ближнем Востоке, как о том, наряду с прочими источниками, свидетельствует и ВЗ, сироты и вдовы впадали в крайнюю нищету, так как были лишены поддержки и защиты.

9:37 Господь – царь на веки. См. Введение: Характерные особенности и темы.

язычники. Язычники не только поклонялись ложным богам, но и преследовали народ Божий.

9:38-39 Плач завершается решительным утверждением веры в то, что Бог избавит слабых от угнетения и преследований. Псалмопевец вверяет Ему свою жизнь; нечестивые внушают страх псалмопевцу, однако он знает, что Бог одолеет их.