Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Комментарии МакДональда к Библии к книге Откровение
Откровение

22,1-2 Чистая река воды живой течет среди улицы его от престола Бога и Агнца. По обеим сторонам реки растет дерево жизни с двенадцатью различными плодами, есть которые более не запрещено. Это дает основание предполагать, что Бог обеспечивает питание на каждый сезон. Листья дерева – для исцеления народов – метафорическое выражение, говорящее о том, что они будут вечно здоровы.

22,3-5 А. Т. Пиерсон дает такое обобщение: "И ничего уже не будет проклятого" – полное отсутствие греха; "но престол Бога и Агнца будет в нем" – совершенное правительство; "и рабы Его будут служить Ему" – совершенное служение; "они узрят лицо Его" – совершенное общение; "имя Его будет на челах их" – совершенное сходство; "и ночи не будет там" – совершенное блаженство; "и будут царствовать вовеки веков" – совершенная слава. (Pierson, The Ministry of Keswick, First Series, p. 144.)

П. Заключительные предупреждения, утешения, приглашения и благословения (22,6-21)

22,6 Ангел-истолкователь опять напоминает Иоанну об истинности всего откровения. Господь Бог послал ангела Своего показать рабам Своим панораму событий, которые должны совершиться вскоре.

22,7 Кульминационным моментом, вершиной всего этого будет славный приход Спасителя. Он уверяет нас, что придет скоро. Это может означать, что Он придет или скоро, или вдруг; "скоро" здесь более подходит. Особое блаженство будет даровано каждому, соблюдающему слова пророчества сего.

Мы делаем это, когда живем надеждой на Его пришествие.

22,8-9 Когда Иоанн увидел и услышал это, он пал к ногам ангела, но ангел запретил ему это делать. Ангел – всего лишь творение; поклоняться же нужно только Богу.

22,10 Иоанну не следовало запечатывать это пророчество, ибо время исполнения его близко. Запечатать – значит отложить его провозглашение.

22,11 Когда наступит время его исполнения, неправедные еще больше укоренятся в своей нераскаянности.

Нечистые лишатся возможности исправиться, когда Господь вернется на землю. Но праведные будут продолжать жить праведно, и святые будут продолжать жить свято.

22,12-13 И вновь Господь объявляет о Своем скором пришествии, на этот раз с обещанием воздать каждому по делам его. Опять Он говорит о Себе как об Альфе и Омеге. Тот же, Кто сотворил все, задернет занавес на арене времени.

22,14 Есть два варианта этого стиха: "Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его" и "Блаженны омывшие одежды свои". Нигде мы не читаем, что спасение можно заслужить делами; скорее, дела служат плодом и доказательством спасения. Только истинные верующие имеют доступ к древу жизни и право на вход в вечный город.

22,15 Псы, чародеи, любодеи, убийцы, идолослужители и лжецы навсегда будут изгнаны с неба. Под псами здесь могут подразумеваться блудники (Втор. 23,18), нечистые язычники (Мф. 15,26) или обрезанные по еврейскому обычаю (Флп. 3,2).

22,16 Господь послал Своего ангела с вестью к церквам. Он говорит о Себе как о корне и потомке Давида. Что касается Его Божественной природы, то Он Творец Давида; что касается Его человеческой природы, Он – потомок Давида. Звезда светлая и утренняя появляется на небе до восхода солнца. Как Звезда светлая и утренняя, Христос сначала придет к Церкви; это произойдет во время восхищения.

Позже Он придет на землю как Солнце правды с исцелением в Его лучах (Мал. 4,2).

22,17 Этот стих можно понимать двояко. Это может быть евангельский призыв ко всем, когда и Дух, и Невеста, и слышавший умоляют жаждущих прийти к Христу за спасением.

Или же все три личности, которые повторяют слово "приди", умоляют Христа прийти, а вслед за этим приглашают неспасенных прийти к Нему, получить воду жизни (спасение) и таким образом приготовиться к Его пришествию.

22,18-19 Если люди добавят чтонибудь к написанному в этой книге Откровения, они будут страдать от язв, описанных в ней. Так как темы этой книги тесно связаны со всей Библией, то этот стих служит обвинением всякой попытке исказить Слово Божье. Такое же наказание объявляется всякому, кто отнимет что-то от этого пророчества.

Это относится не к незначительным различиям в переводе, но к прямому отрицанию богодухновенности и завершенности Библии. Наказание за это – вечная смерть. У того Бог отнимет участие в древе жизни. Это значит, что он никогда не разделит блаженство тех, кто имеет жизнь вечную. ("Книга жизни", как читаем здесь, не подтверждается в греческом! Последние шесть стихов отсутствовали в греческой копии Откровения у Эразма, поэтому он перевел эти стихи из латинской Вульгаты. Это самый неудачный вариант перевода. Он искажает весь "цикл", то есть Божий план отлучения человека от древа жизни в Бытие 3, а затем восстановления древа для святых Его в конце последней главы Библии.)

22,20 Откровение заканчивается обетованием и благословением. Обетование заключается в том, что Господь Иисус грядет скоро. Как уже отмечалось, это может означать "скоро" или "неожиданно". Надежда на неожиданное возвращение не возбудит такого ожидания или бдительности, как надежда на скорое возвращение. Всякий искупленный отзывается на блаженную надежду: "Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!" Как Бытие – книга начала, так Откровение – книга завершения. Темы, представленные в первой книге, достигли осуществления в последней.

Обратите внимание на следующее:

БЫТИЕ ОТКРОВЕНИЕ
Сотворение неба и земли (Быт. 1,1). Уничтожение неба и земли (Откр. 21,1).
Начало царствования сатаны на земле (Быт. 3,1-7). Сотворение нового неба и новой земли (Откр. 21,1).
Грех входит в мир (Быт. 3,17-19). Сатана ввержен в озеро огненное (Откр. 20,10).
Проклятие творения (Быт. 3,17-19). Грех изгнан (Откр. 21,27).
Право на древо жизни утеряно (Быт. 3,24). Проклятие снято (Откр. 22,3).
Изгнание человека из Едемского сада (Быт. 3,24). Доступ к древу жизни восстановлен (Откр. 22,2.19).
Смерть входит в мир (Быт. 4,1). Человек приглашается назад (в рай) (Откр. 22,1-7). Смерти уже не будет (Откр. 21,4).
Брак первого Адама (Быт. 4,1). Брак последнего Адама (Откр. 19,7).
Скорбь входит в мир (Быт. 3,16). Скорби уже не будет (Откр. 21,4).

22,21 А теперь мы подошли к последнему благословению этой чудной книги Откровения и Слова Божьего.

Это мирное окончание книги, наполненной громами святого наказания.

Иоанн желает, чтобы благодать Господа нашего Иисуса Христа пребывала с Божьим народом. В манускриптах есть три интересных варианта этого стиха:

1. Согласно критическому тексту, Иоанн желает, чтобы благодать Христа пребывала со всеми, что едва ли соответствует представленной в Откровении теме о гневе, который угрожает большинству.

2. Традиционные варианты (TR, KJV,) лучше. Благодать Христа желается "всем вам". Большинство слушающих и читающих Откровение – истинные верующие.

3. В свете острых контрастов между святыми и грешниками в этой книге самый лучший вариант находим в большинстве текстов: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми. Аминь".

Откровение