2-Пар. 7:1-3. Несомненно, драматический накал был придан всему происходившему немедленным ответом свыше на молитву Соломона, свидетелем чего стали все присутствовавшие, ибо сошел огонь с неба, и поглотил всесожжение и жертвы (сравните Лев. 9:24; 1-Пар. 21:26). И снова (вероятно, после какого-то перерыва) слава Господня (облако) наводнила храм (2-Пар. 5:13-14). (Заметим, что в параллельном тексте (3-Цар. 8:62-66) о чуде схождения огня на жертвенник не сказано.) Сыны Израилевы, потрясенные столь очевидной теофанией (богоявлением), пали лицом на землю и славословили Господа за доброту и милость Его.
2-Пар. 7:4-7. Жертвы в тот день приносил не только царь, но и весь народ, и было число их огромно – только Соломон… принес… двадцать две тысячи волов и сто двадцать тысяч овец; посредством жертвоприношений были освящены дом Божий (стих 5) и двор перед ним (стих 7), где, очевидно, были сооружены «дополнительные» жертвенники, так как большой медный… жертвенник не вмещал бесчисленные всесожжения. Все это сопровождалось пением и игрой на музыкальных инструментах левитов, славивших Господа, и звуками священнических труб (стих 6).
2-Пар. 7:8-10. Здесь речь идет о семидневном празднике кущей, на который народ собрался от Емафа (где проходила северная граница Израиля по р. Евфрату) до реки Египетской (современный Вади эль-Ариш; южнее Газы). По случаю торжественного события (завершения строительства храма) праздник был продлен; в общей сложности он продолжался не семь, а пятнадцать дней, так как ему предшествовали семь дней освящения жертвенника.
Праздник кущей происходил в седьмом месяце (2-Пар. 5:3); вероятно, он начался на 15-ый день его (Лев. 23:39); завершился он на 22-ой день, но только в двадцать третий день седьмого месяца, или в день восьмой (по окончании праздника кущей), когда было сделано попразднество, царь отпустил народ… радующийся и веселящийся… в шатры их.
Г. Божии благословения и проклятия (7:11-22)
2-Пар. 7:11-12. Так называемые «вассальные договоры», имевшие распространение на древнем Востоке, и построенные по тому же типу договорные соглашения, или заветы, которые встречаем на страницах Ветхого Завета, включали в себя «раздел благословений и проклятий». Благословения обещались подчинявшейся стороне в случае ее лояльности своему сюзерену, проклятия (кары) ожидали ее в случае нарушения лояльности (Втор. 27-28). Завет Бога с Давидом и Соломоном тоже содержит такой раздел. Явившись Соломону…
Господь заверяет его в том, что Он доволен храмом и всем, что было сделано для возведения его, как и молитвой Соломона при освящении храма. (Обращает на себя внимание то, что в главе 7 лишь мельком упоминается о сооружении Соломоном царского дворца; стих 11а. Несомненно, причина этого в том, что в центре повествования летописца – именно храм; Вступление к 1-Паралипоменон. В 3-Цар. 7:1-12 подробно говорится о строительстве Соломоном дворца.)
2-Пар. 7:13-22. Предупреждая Соломона о последствиях неповиновения Ему народа, Господь подает царю и надежду: если «суды» Его (засуха, саранча, моровая язва) постигнут Израиль за его «худые пути», то все, что ему нужно, это искренне покаяться и смириться перед Господом: Он простит Свой народ и пошлет ему «исцеление» от его бед (стихи 13-15). Это обещание прозвучало ответом на молитву Соломона перед храмом (6:26-31), который, по словам Иеговы, становился отныне местом Его особого присутствия среди Его народа (7:16).
Тема завета четко звучит в заявлении Господа, что если Соломон будет послушен Ему (стих 17), то может быть уверен в Его ответных благословениях (стих 18; сравните 1-Пар. 17:11-14). И наоборот: если Соломон и народ отступят от Иеговы, Его уставов и заповедей и станут служить богам иным, то Он отвергнет их от лица Своего и обречет на изгнание в чужие земли, а этот великолепный храм – на разрушение (стихи 19-20).
Это, однако, не означало, что Господь рассматривал Свой завет с Давидом по принципу «или-или», – Он говорит, что завет этот вечен (сравните 2-Цар. 7:13,15-16). Но Соломону (и царям, которые будут наследовать трон после него) следовало знать: станет ли и насколько завет благом для каждого из них, будет зависеть от их послушания Богу.
По прошествии времени Соломон – увы! – стал служить богам иным (3-Цар. 11:4-8), и так же поступали многие из его потомков, в результате чего народ был уведен в Вавилон (2-Пар. 6:36; 36:17-18,20), а храм был разрушен (36:19). И во исполнение Господнего предупреждения каждый проходивший мимо развалин его ужасался в сознании, что это – знак наказания Божьего (стихи 21-22).
3. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ СОЛОМОНА (7:1-10)
2-Пар. 7:1-3. Несомненно, драматический накал был придан всему происходившему немедленным ответом свыше на молитву Соломона, свидетелем чего стали все присутствовавшие, ибо сошел огонь с неба, и поглотил всесожжение и жертвы (сравните Лев. 9:24; 1-Пар. 21:26). И снова (вероятно, после какого-то перерыва) слава Господня (облако) наводнила храм (2-Пар. 5:13-14). (Заметим, что в параллельном тексте (3-Цар. 8:62-66) о чуде схождения огня на жертвенник не сказано.) Сыны Израилевы, потрясенные столь очевидной теофанией (богоявлением), пали лицом на землю и славословили Господа за доброту и милость Его.
2-Пар. 7:4-7. Жертвы в тот день приносил не только царь, но и весь народ, и было число их огромно – только Соломон… принес… двадцать две тысячи волов и сто двадцать тысяч овец; посредством жертвоприношений были освящены дом Божий (стих 5) и двор перед ним (стих 7), где, очевидно, были сооружены «дополнительные» жертвенники, так как большой медный… жертвенник не вмещал бесчисленные всесожжения. Все это сопровождалось пением и игрой на музыкальных инструментах левитов, славивших Господа, и звуками священнических труб (стих 6).
2-Пар. 7:8-10. Здесь речь идет о семидневном празднике кущей, на который народ собрался от Емафа (где проходила северная граница Израиля по р. Евфрату) до реки Египетской (современный Вади эль-Ариш; южнее Газы). По случаю торжественного события (завершения строительства храма) праздник был продлен; в общей сложности он продолжался не семь, а пятнадцать дней, так как ему предшествовали семь дней освящения жертвенника.
Праздник кущей происходил в седьмом месяце (2-Пар. 5:3); вероятно, он начался на 15-ый день его (Лев. 23:39); завершился он на 22-ой день, но только в двадцать третий день седьмого месяца, или в день восьмой (по окончании праздника кущей), когда было сделано попразднество, царь отпустил народ… радующийся и веселящийся… в шатры их.
Г. Божии благословения и проклятия (7:11-22)
2-Пар. 7:11-12. Так называемые «вассальные договоры», имевшие распространение на древнем Востоке, и построенные по тому же типу договорные соглашения, или заветы, которые встречаем на страницах Ветхого Завета, включали в себя «раздел благословений и проклятий». Благословения обещались подчинявшейся стороне в случае ее лояльности своему сюзерену, проклятия (кары) ожидали ее в случае нарушения лояльности (Втор. 27-28). Завет Бога с Давидом и Соломоном тоже содержит такой раздел. Явившись Соломону…
Господь заверяет его в том, что Он доволен храмом и всем, что было сделано для возведения его, как и молитвой Соломона при освящении храма. (Обращает на себя внимание то, что в главе 7 лишь мельком упоминается о сооружении Соломоном царского дворца; стих 11а. Несомненно, причина этого в том, что в центре повествования летописца – именно храм; Вступление к 1-Паралипоменон. В 3-Цар. 7:1-12 подробно говорится о строительстве Соломоном дворца.)
2-Пар. 7:13-22. Предупреждая Соломона о последствиях неповиновения Ему народа, Господь подает царю и надежду: если «суды» Его (засуха, саранча, моровая язва) постигнут Израиль за его «худые пути», то все, что ему нужно, это искренне покаяться и смириться перед Господом: Он простит Свой народ и пошлет ему «исцеление» от его бед (стихи 13-15). Это обещание прозвучало ответом на молитву Соломона перед храмом (6:26-31), который, по словам Иеговы, становился отныне местом Его особого присутствия среди Его народа (7:16).
Тема завета четко звучит в заявлении Господа, что если Соломон будет послушен Ему (стих 17), то может быть уверен в Его ответных благословениях (стих 18; сравните 1-Пар. 17:11-14). И наоборот: если Соломон и народ отступят от Иеговы, Его уставов и заповедей и станут служить богам иным, то Он отвергнет их от лица Своего и обречет на изгнание в чужие земли, а этот великолепный храм – на разрушение (стихи 19-20).
Это, однако, не означало, что Господь рассматривал Свой завет с Давидом по принципу «или-или», – Он говорит, что завет этот вечен (сравните 2-Цар. 7:13,15-16). Но Соломону (и царям, которые будут наследовать трон после него) следовало знать: станет ли и насколько завет благом для каждого из них, будет зависеть от их послушания Богу.
По прошествии времени Соломон – увы! – стал служить богам иным (3-Цар. 11:4-8), и так же поступали многие из его потомков, в результате чего народ был уведен в Вавилон (2-Пар. 6:36; 36:17-18,20), а храм был разрушен (36:19). И во исполнение Господнего предупреждения каждый проходивший мимо развалин его ужасался в сознании, что это – знак наказания Божьего (стихи 21-22).