1-Пар. 13:1-6. После того, как Давид взял Иерусалим у Иевусеев и сделал его столицей тогда еще не отделившихся друг от друга Израиля и Иуды, он исполнился желания превратить этот город в религиозный центр всего народа. Но обязательным условием этого было водворение в Иерусалиме ковчега завета для постоянного пребывания там.
Когда-то филистимляне захватили ковчег в Силоме (1-Цар. 4:4,11) и выставили его на несколько месяцев на всеобщее обозрение (1-Цар. 6:1), но затем возвратили его израильтянам (1-Цар. 6:2-12), и те хранили ковчег сначала в Вефсамисе (1-Цар. 6:13-15), а потом в Кириафиариме – в общей сложности около 100 лет (приблизительно с 1104 до 1003 гг.до Р. Х.; толкование на 1-Цар. 7:2).
Давид, в начале своего правления в Иерусалиме, обратился за советом к вождям народа; их и всех собратьев и священнослужителей он просил согласиться с его намерением – перенести ковчег в Иерусалим.
В стихе 5 обозначены границы земли, к обитателям которой обращался царь. От Шихора (или Сихора – буквально «черная река») Егалетского (Иис. Н. 13:3; Ис. 23:3; Иер. 2:18)… Так называлась река, протекавшая по южной границе Израиля с Египтом. Емаф (2-Пар. 7:8) образовывал северную границу Израиля. В целом выражение «от Шихора Египетского до входа в Емаф», определяющее протяженность Палестины с юга на север, сходно с выражением «от Вирсавии до Дана» (2-Цар. 3:10).
Давид призывал перенести ковчег Божий из Кириафиарима, (стих 5). (карту «Перемещения ковчега завета» в комментариях на главу 6 Первой книге Царств.) Царь подчеркивает, что это ковчег… на котором нарицается имя Божие. Во второй половине Ветхого Завета это отождествление Божьего присутствия с Его именем – весьма часто (особенно в книгах Паралипоменон, хотя прибегали к нему и в дни Моисея; Втор. 12:5,11,21. 14:23-24; 16:2,6,11; 26:2).
1-Пар. 13:7-14. Торжественно-радостным было шествие ковчега (стихи 7-8), пока на неровном месте колесница, на которой его везли, не наклонилась. Инстинктивно один из двоих, которые вели колесницу (очевидно, шли по обе стороны от нее), а именно – Оза, протянул руку… чтобы придержать ковчег, и за такое святотатство был поражен смертью на месте (стихи 9-10). Дело было не только в особой святости ковчега, прикасаться к которому было запрещено, но и в том, что переносили его не должным образом.
В законе Моисеевом имелось на этот счет строгое правило: ковчег следовало носить левитам на шестах, продетых в кольца, прикрепленные к его углам (Исх. 25:13-14; сравните 1-Пар. 15:2,13, 15). В сущности ответственность за неправильное ношение ковчега лежала на Давиде, и Бог наказал его тем, что прибытие ковчега в Иерусалим было задержано на три месяца; все это время он оставался в доме у Аведдара (13:13), и Господь… благословил этот дом (стих 14). Напрашивается вывод: за благоговейное отношение к тому, что причастно к Богу, Он благословляет, а за бесцеремонное – наказывает; и то и другое – в воспитательных целях.
В. Перенесение ковчега (глава 13)
1-Пар. 13:1-6. После того, как Давид взял Иерусалим у Иевусеев и сделал его столицей тогда еще не отделившихся друг от друга Израиля и Иуды, он исполнился желания превратить этот город в религиозный центр всего народа. Но обязательным условием этого было водворение в Иерусалиме ковчега завета для постоянного пребывания там.
Когда-то филистимляне захватили ковчег в Силоме (1-Цар. 4:4,11) и выставили его на несколько месяцев на всеобщее обозрение (1-Цар. 6:1), но затем возвратили его израильтянам (1-Цар. 6:2-12), и те хранили ковчег сначала в Вефсамисе (1-Цар. 6:13-15), а потом в Кириафиариме – в общей сложности около 100 лет (приблизительно с 1104 до 1003 гг.до Р. Х.; толкование на 1-Цар. 7:2).
Давид, в начале своего правления в Иерусалиме, обратился за советом к вождям народа; их и всех собратьев и священнослужителей он просил согласиться с его намерением – перенести ковчег в Иерусалим.
В стихе 5 обозначены границы земли, к обитателям которой обращался царь. От Шихора (или Сихора – буквально «черная река») Егалетского (Иис. Н. 13:3; Ис. 23:3; Иер. 2:18)… Так называлась река, протекавшая по южной границе Израиля с Египтом. Емаф (2-Пар. 7:8) образовывал северную границу Израиля. В целом выражение «от Шихора Египетского до входа в Емаф», определяющее протяженность Палестины с юга на север, сходно с выражением «от Вирсавии до Дана» (2-Цар. 3:10).
Давид призывал перенести ковчег Божий из Кириафиарима, (стих 5). (карту «Перемещения ковчега завета» в комментариях на главу 6 Первой книге Царств.) Царь подчеркивает, что это ковчег… на котором нарицается имя Божие. Во второй половине Ветхого Завета это отождествление Божьего присутствия с Его именем – весьма часто (особенно в книгах Паралипоменон, хотя прибегали к нему и в дни Моисея; Втор. 12:5,11,21. 14:23-24; 16:2,6,11; 26:2).
1-Пар. 13:7-14. Торжественно-радостным было шествие ковчега (стихи 7-8), пока на неровном месте колесница, на которой его везли, не наклонилась. Инстинктивно один из двоих, которые вели колесницу (очевидно, шли по обе стороны от нее), а именно – Оза, протянул руку… чтобы придержать ковчег, и за такое святотатство был поражен смертью на месте (стихи 9-10). Дело было не только в особой святости ковчега, прикасаться к которому было запрещено, но и в том, что переносили его не должным образом.
В законе Моисеевом имелось на этот счет строгое правило: ковчег следовало носить левитам на шестах, продетых в кольца, прикрепленные к его углам (Исх. 25:13-14; сравните 1-Пар. 15:2,13, 15). В сущности ответственность за неправильное ношение ковчега лежала на Давиде, и Бог наказал его тем, что прибытие ковчега в Иерусалим было задержано на три месяца; все это время он оставался в доме у Аведдара (13:13), и Господь… благословил этот дом (стих 14). Напрашивается вывод: за благоговейное отношение к тому, что причастно к Богу, Он благословляет, а за бесцеремонное – наказывает; и то и другое – в воспитательных целях.