Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Откровение

Иезекииль снова и снова от имени Бога предсказывает полное разрушение Иерусалима; но похоже, что он сам находит трудным смириться с этим и молча согласиться с Божьей волей, выдавшей столь суровое распоряжение. Поэтому Господь прибегает к разным приемам, чтобы пророк не только довольствовался фактом, что именно так и будет, но и увидел, что иного выхода нет; быть тому и не миновать, ибо это справедливо. В этой короткой главе Бог показывает пророку (вероятно, с тем чтобы он потом сообщил народу), что разрушение Иерусалима – это необходимость – точно так же мертвые и сухие ветви винограда обрезают и бросают в огонь.

(I) Приводится весьма изящное сравнение (ст. 1-5), но (II) данное ему объяснение вселяет ужас (ст. 6-8).

Стихи 1-8. Надо полагать, что пророк размышлял о том, каким славным городом был Иерусалим прекраснее любого другого города в мире. Его называли венцом и радостью всей земли, а посему, какая жалость, что его ждет разрушение! Это был исполненный благородства город Бога и праздников Израиля. Но если такие мысли были у пророка на сердце, то в ответ Господь сравнивает Иерусалим с виноградной лозой.

1. Верно, если виноград плодоносит, то является весьма полезным растением, непревзойденным по своей ценности; его бережно возделывали и превозносили над другими деревьями, ибо его плод веселит богов и человеков (Суд 9:12,13) и веселит сердце человека (Пс 113:15). Так и Иерусалим был посажен как благородная лоза – самое чистое семя (Иер 2:21), и если бы принес плод, достойный репутации святого города, то стал бы славою Бога и Израиля. Он был лозою, насаженной десницей Господа, как росток из сухой земли, который, несмотря на его низкое и презренное происхождение, Бог укрепил Себе (Пс 79:16), чтобы он стал Его славою, хвалою и украшением.

2. Если же не приносит плода, то ни на что не годен и становится недостойным и бесполезным произведением земли, подобным тернию и волчцам: какое преимущество имеет дерево виноградной лозы – само по себе дерево, не считая плодов? Какое преимущество оно имеет перед всяким другим деревом что требует так много заботы и затрат? Что такое ветви виноградной лозы между деревами в лесу, если они неухожены и беззащитны? Или согласно другому чтению: какое преимущество виноградной лозы перед другими деревьями, даже если бы ее ветви были подобны деревьям в лесу? То есть – если лоза не приносит плода, что характерно для лесных деревьев, которые используются в качестве древесины, а не как плодовые деревья. Есть также фруктовые деревья, которые, если не приносят плода, все равно полезны, поскольку их стволу можно найти хорошее применение; однако виноградная лоза является растением другого рода, и если она не отвечает своей цели как плодовое дерево, то как древесина не имеет никакой ценности.

Примите во внимание:

1. Как здесь представлено данное сравнение. Дикий виноград, который растет междy деревами в лесу, или же пустой виноград (с которым сравнивается Израиль, англ. пер. Ос 10:1), приносящий плода не более чем лесное дерево, ни на что не годен. Он бесполезен, как волчец, более того, он, в отличие от виноградной лозы, добавит колючей изгороди шипов.

Бог показывает, что:

(1) дикий виноград ни на что не годится. Кусок от нею не возьмут на какое-либо изделие. Из него не получится даже гвоздь, чтобы вешать на нем какую-либо вещь (ст. 3). Видите, какое разнообразное применение нашлось дарам природы: одни растения дают людям корни, другие – семена, третьи – листья, четвертые – стебли. Среди деревьев есть очень крепкие и не плодоносные, такие, как дуб и кедр; другие – хрупкие, но приносят много плода, как виноградная лоза: хотя она приземистая, неказистая и нуждается в опоре, ее польза несомненна. Рахиль – миловидна, но бесплодна, Лия – невзрачна, но плодовита.

(2) Поэтому он пойдет огню на съедение, пригодится на растопку печи. Поскольку дерево не годилось ни на какое изделие, то оно отдается огню на съедение (ст. 4). Если ни на что другое не пригодно, то пусть принесет пользу таким образом и удовлетворит насущную потребность – станет топливом, без которого мы не можем обойтись, ибо, сжигая что-либо полезное для другого дела, мы проявляем бесхозяйственность. К чему такая трата? С бесплодной виноградной лозой поступают так же, как с отвергнутыми тернием и волчцами, которых конец – сожжение (Евр 6:8). И кому тогда будет до нее дело? Если загорится кусок прочного дерева, то кто-нибудь, возможно, выхватит его, как головню из огня, и скажет: «Жалко, если сгорит, ему можно найти лучшее применение». Если же в огонь попадет ветвь винограда, то она, как обычно, загорится одновременно с обеих сторон и посередине, и никому не придет в голову спасать ее. И тогда, как оно было цело, не годилось ни на какое изделие; тем паче, когда огонь поел его (ст. 5);

даже пепел от него не стоит беречь.

II. Как это сравнение применимо к Иерусалиму.

1. Святой город стал бесполезным и ни на что не годным. Раньше он был как дерево виноградной лозы между деревами виноградника, изобилуя плодами праведности во славу Бога. Когда там процветала религия и хранили в чистоте поклонение Господу, то неоднократно с радостью собирали богатый урожай, а Бог поставил вокруг него изгородь; он был любимым насаждением Господа (Ис 5:7);

и Бог каждое мгновение поил его и ночью и днем стерег его (Ис 27:3). Но он превратился в дикую отрасль чужой лозы, в дикое вьющееся растение (о котором мы читаем в 4Цар 4:39), которое не только бесполезно, но и тошнотворно и ядовито: ягоды их – ягоды ядовитые, гроздья их горькие (Втор 32:32). Объяснение этому находим ниже: «...они вероломно поступали (ст. 8), то есть предательски уклонялись от Господа и отступили от Него», ибо так звучит дословно. Следует заметить: если исповедующие религию ведут образ жизни, не соответствующий, а противоречащий их исповеданию, если деградировали и отступили от религии, то они являются самыми бесполезными существами в мире, подобно соли, потерявшей силу, и поэтому ни к чему не годной (см. Мар 9:50). Другие народы славились своей доблестью или политикой – одни отличились в войне, другие – в торговле – и сохранили свою хорошую репутацию. Иудейский же народ, будучи известным как святой народ, когда потерял святость, стал нечестивым, а посему – ни на что не годным. Так они лишились доброго имени и значения и стали самым презренным и ничтожным народом под солнцем, попираемым язычниками. Даниил вместе с другими благочестивыми иудеями имел большое значение для своего поколения. Но иудеи-идолопоклонники тогда и неверующие иудеи сейчас (с тех пор как проповедуется Евангелие) не приносили и не приносят никакой пользы и не пригодны ни к какому доброму делу.

2. По этой причине Иерусалим отдан огню на съедение (ст. 6). Следует заметить: кто не приносит плода во славу Божьей благодати, тот станет пищей для огня Его гнева. А посему Бог Сам покажет славу Свою на нежелающих воздать Ему славу, и Его слава ярко воссияет в пламени огня, в котором будут вечно гореть нераскаявшиеся грешники. В конечном счете Господь не проиграет ни одной из Своих тварей. Все сделал Господь ради Себя, даже нечестивого (который в противном случае не был бы для Него) блюдет на день бедствия (Прит 16:4). И кто не пожелал прославить Его как Господа славы, тому Он явит Себя как Бог отмщений. Огонь Божьего гнева уже поел оба конца иудейского народа: Самарию и города Иуды (ст. 4), и теперь Иерусалим – середина его – будет брошен в огонь, чтобы так же сгореть, ибо не годится ни на какое изделие. Он не пожелал подвергаться Божьему воздействию, чтобы стать полезным Господу. Жители Иерусалима уподобились ветви виноградной лозы, кривой и прогнившей, а посему: «Я обращу лице Мое против них (ст. 7), чтобы расстроить все их советы», как и они обратили свое лицо против Господа, чтобы противоречить Его слову и расстроить все Его замыслы. Указ вышел, сожжение предопределено: и сделаю эту землю совершенной пустынею, а посему из одного огня выйдут, и другой огонь пожрет их (ст. 7);

конец одного суда станет началом другого, и побег от одного станет лишь временной передышкой перед другим; из беды в своей стране они попадут в беду в Вавилоне. Кому удалось уберечься от меча, тот погиб от голода или моровой язвы. Когда завершался один набег халдейского войска, они думали: конечно, горечь смерти миновала, однако вскоре халдеи возвращались с удвоенной силой, пока не довели дело до полного конца. Так вы узнаете, что Я Господь Бог неодолимой силы, когда обращу против них лице Мое. Следует заметить: Бог показывает, что Он Господь, совершая истребление Своих заклятых врагов, равно как и освобождая послушных Ему людей. Против кого Бог обращает Свое лицо, тот, даже если и выйдет из беды с малыми потерями, все равно попадет в другую: кто выйдет из ямы, попадет в петлю (Ис 24:18). Даже если таковым удастся убежать от меча Азаилова, их умертвит Ииуи (3Цар 19:17), потому что зло преследует грешников. Более того, если они выйдут из огня преходящих судов и вроде бы умрут с миром, тем не менее есть и вечный огонь, который пожрет их; ибо Бог рано или поздно побеждает в суде Своем, и познается Господь по суду, который Он совершил (см. Мат 3:10; Иоан 15:6).