Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Откровение

Данная глава провозглашает гибель филистимлянам, как предыдущая египтянам, которая будет совершена той же рукой Навуходоносора. Она короткая, но вызывает ужас; звучат угрозы в адрес Тира и Сидона; хотя они расположены на значительном расстоянии, но и их постигнет та же участь и они будут разрушены. Предсказано, (I) что армии северных царств нападут на них к их величайшему ужасу (ст. 1-5).

(11) Что война будет продолжительной, а их попытки положить ей конец будут напрасными (ст. 6-7).

Стихи 1-7. Как египтяне часто оказывались ложными друзьями, так и филистимляне всегда были заклятыми врагами Божьего Израиля; они были особенно опасными и тревожными, так как были его непосредственными соседями. В свое время Давид значительно смирил их, но, похоже, они вновь подняли свою голову и стали значительным народом, пока Навуходоносор не истребил их вместе с их соседями, о чем здесь и предсказывается. Заслуживает внимания дата этого пророчества: оно было изречено прежде, нежели фараон поразил Газу. Не совсем ясно, когда царь Египта нанес этот удар то ли во время похода против Кархамиса, то ли когда он возвращался оттуда, после того как убил Иосию, то ли позднее, когда собирался помочь Иерусалиму. Но это упомянуто здесь, чтобы показать, что слово Господне против филистимлян пришло к Иеремии, когда они были в расцвете сил и славы, когда они сами и их города были в хорошем состоянии и никакой опасности со стороны какого-либо противника или зла не наблюдалось. Никакие человеческие факторы не предвещали нарушение их покоя, но именно тогда Иеремия предсказал их гибель. Когда вскоре фараон поразил Газу, то это было лишь залогом и началом скорбей, обрушившихся на эту страну. Здесь предсказано, (1) что чужеземный враг, весьма грозный, нападет на них: поднимаются воды с севера (ст. 2). Иногда воды символизируют множество людей и народов (Отк 17:15), иногда великие и ужасные бедствия (Пс 68:2);

здесь они символизируют и то и другое. Они поднимаются с севера, откуда должны прийти хорошая погода и ветер, прогоняющий дождь; но теперь из этого холодного климата придет ужасная буря. Халдейская армия наводнит землю, как потоп. Возможно, это случилось до уничтожения Иерусалима, ибо похоже, что во время Годолии, следовавшее сразу за этим событием, армия халдеев отошла довольно далеко от этих земель. Страна филистимлян занимала небольшое пространство, и огромная армия халдеев скоро должна разорить ее.

(2) Что все это вызовет в них ужас. Мужчины падут духом и не смогут сражаться, они будут сидеть и плакать, как дети: и зарыдают все обитатели страны, так что повсюду будет слышен только плач. Весьма изящно описан повод для страха (ст. 3). До того, как дело дойдет до убийства и истребления, шумный топот копыт сильных коней и стук колесниц приближающегося врага внушит такой ужас народу, что, похоже, родителей в страхе покинут их природные чувства, ибо они не оглянутся на детей своих, чтобы позаботиться об их безопасности или посмотреть, что стало с ними. У них опустятся руки, и они не смогут нести их, поэтому не будут смотреть за ними, а предоставят их жребию. Или они будут в таком ужасе, что забудут об этих частицах самих себя. Поэтому пусть никто чрезмерно не любит своих детей, раз может прийти такая беда, что они захотят, чтобы у них их не было, или забудут, что имеют их, или будут не в состоянии присматривать за ними.

(3) Что страна филистимлян будет захвачена и опустошена, как и другие соседствующие с ней страны, заключившие с ними союз. Этот день пришел, чтобы истребить всех филистимлян, ибо Господь разорит их (ст. 4). Отметьте: кого Бог желает разорить, того Он разорит, ибо если Бог против них, то кто будет за них? Тир и Сидон были укрепленными и богатыми городами, раньше они помогали филистимлянам в трудные времена, но теперь и они будут разрушены вместе со всеми, и Бог у них отнимет всех остальных помощников. Отметьте: кто уповает на помощь творений, тот увидит их гибель, когда больше всего будет нуждаться в них, и тем самым придет в сильнейшее замешательство. Неясно, что означает остаток острова Кафтор, но мы находим, что Кафторим был близким родственником филистимлян (Быт 10:14), и, возможно, когда их страна была уничтожена, остаток пришел и поселился у своих родственников филистимлян, а теперь они погибли вместе с ними. Здесь перечислены некоторые определенные места: Газа и Аскалон (ст. 5). Оплешивели они', захватчики сорвали все их украшения, или они сами обрились в доказательство своей чрезмерной скорби; они гибнут вместе с другими городами, расположенными в той же долине. Плоды, выросшие в их плодородной долине, будут уничтожены и отобраны захватчиками.

(4) Что эти бедствия будут продолжительными. В предвидении всего этого пророк с обычной для него нежностью вначале спрашивает их: «Доколе будете сечь себя (анг.пер.), как люди в крайней скорби и отчаянии?» О, каким утомительным будет бедствие! Это будет не просто истребление, а длительное истребление. Но он возвращается от следствия к причине: «Они секут себя, ибо меч Господень сечет их», и поэтому (1) он велит ему успокоиться (ст. 6): «Доколе будешь посекать, о, меч Господень! Доколе ты не успокоишься!» Он просит его возвратиться в ножны, чтобы он больше не пожирал плоть и не пил больше крови. Это выражает искреннее желание пророка увидеть конец войны; он смотрит с состраданием, как приличествует мужу, даже на филистимлян, когда их страна опустошается мечом. Отметьте: война это меч Господень; им Он наказывает Своих противников и заступается за дело Своего народа. Раз война началась, то часто она долго длится; меч, однажды вынутый из ножен, не сразу находит путь обратно; более того, некоторые, достав меч, выбрасывают прочь ножны, ибо они желают броней. Опустошение, нанесенное войной, настолько плачевно, что благословения мира не могут не быть желанными. О, если бы мечи можно было перековать на орала!

(2) Он подробно описывает продолжение войны и затворяет уста собственной жалобой (ст. 7): «Но как тебе успокоиться, когда Господь дал повеление поразить определенные места, особо упомянутые в его поручении? Туда Он направил его». [1] Отметьте: меч войны получил свое задание от Господа воинств. Каждая пуля имеет свое предназначение; вы называете их слепыми пулями, но они направлены всевидящим Богом. Сама война имеет свое поручение; Бог говорит ей: «Иди» и она идет, «Приди» и она приходит, «Делай это» и она делает, ибо Он главнокомандующий. [2] Если меч вынут, то не стоит надеяться, что он будет вложен, пока не исполнит своего задания. Как слово Бога, так Его жезл и меч исполнят то, для чего Он посылает их.