Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Откровение

В предыдущей главе Иеремия обвинял во лжи пророков, предсказывавших, что ярмо царя Вавилонского скоро сокрушится и сосуды святилища скоро будут возвращены. А в этой описывается его состязание с одним из таким пророков по вышеприведенным вопросам. I. Анания, претендующий на звание пророка, противоречил Иеремии, предсказывая убывание силы Навуходоносора, возвращение уведенных людей и унесенных сосудов (ст. 1-4). В качестве знамения своего пророчества он разбил ярмо, находившееся на шее Иеремии (ст. 10,11). II. Иеремия хотел, чтобы его слова оказались истиной, но призывает посмотреть на ход событий, чтобы увидеть, так ли это происходит, не сомневаясь, что сможет опровергнуть их (ст. 5-9). III. Зачитывается участь обманутых и лжецов. Обманутых людей ожидает смена ярма деревянного на ярмо железное (ст. 12-14), а пророк, оказавшийся обманщиком, скоро будет истреблен смертью. Так и произошло всего два месяца спустя (ст. 15-17).

Стихи 1-9. В данных стихах говорится, что описываемое состязание между истинным пророком и лжепророком происходило в начале царствования Седекии; тем не менее это был четвертый год, ибо первые четыре года его правления вполне можно было назвать началом или первой частью, так как в течение этого времени он правил, находясь под владычеством царя Вавилонского, как платящий ему дань, в то время как остальной период его царствования можно назвать второй или поздней частью его правления, ибо тогда он восстал против царя Вавилонского. В четвертый год своего царствования он лично отправился в Вавилон (об этом мы читаем в Иер 51:59), и это, возможно, дало некую надежду на то, что его личные переговоры положат конец войне. Именно на это надеяться ободряли лжепророки, в частности данный Анания, который был из Гаваона города священников, и, возможно, как и Иеремия, сам был пророком. В данных стихах представлено:

I. Предсказание, торжественно и публично изреченное Ананией в доме Господнем во имя Господа пред высоким собранием, пред глазами священников и всего народа, которые, возможно, ожидали некого послания с небес. Пророчествуя, он увидел Иеремию и обратился к нему (ст. 1), желая возразить ему и устроить очную ставку, равно как и заявить: «Иеремия, ты лжешь». Его пророчество утверждало, что власть царя Вавилонского, по крайней мере его власть над Иудеей и Иерусалимом, скоро будет сокрушена и через два года сосуды храма будут возвращены, а Иеремия и все пленники, уведенные с ним, возвратятся; в то время как Иеремия предсказывал, что ярмо царя Вавилонского станет еще тяжелее, а сосуды и пленники не будут возвращены, пока не истечет 70 лет (ст. 2-4). Читая это ложное пророчество и сравнивая его с посланиями Бога, переданными через истинных пророков, мы можем обратить внимание на огромную разницу между ними. В нем отсутствует величие стиля и возвышенные выражения, ободрение и воодушевление, которые присущи обращениям Божьих пророков, отсутствует божественный огонь и пыл. Особенно в данном пророчестве не хватает духа благочестия; лжепророк говорит с большой уверенностью о возвращении к ним процветания, но ни одного слова, призывающего покаяться, измениться, вернуться к Богу, молиться, искать Его лица, чтобы они были приготовлены принять милости, которые Бог хранит для них. Во имя Бога он обещает им временные милости, но не упоминает о духовных милостях, обещанных Богом, которые сопутствуют им (как в Иер 24:7: «Я дам им сердце, чтобы знать Меня»). Из всего этого следует, что он имел лишь дух мира сего, но не Дух Бога (1Кор 2:12), кем бы он ни притворялся, что он стремился угодить, а не быть полезным.

II. Ответ Иеремии на это ложное пророчество.

1. Он искренно желает, чтобы его слова оказались правдой. Он так сильно любит свою страну и желает ей благополучия, что готов обрести репутацию лжепророка ради того, чтобы предотвратить ее гибель. Он говорит: «Да будет так; да сотворит сие Господь» (ст. 5,6). Не впервые Иеремия молился о своем народе, хотя и пророчествовал против него; тем самым он ослаблял суды, которые (он знал) несомненно грядут. Подобным образом молился Христос: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия», хотя хорошо знал, что она не минует Его. Как верный пророк, он предвидел и предсказывал разрушение Иерусалима, но как верный израильтянин искренне молился о его сохранности, повинуясь повелению: «Просите мира Иерусалиму». Хотя Бог желает, чтобы исполнилось Его пророчество, а мы были терпимыми, но Его заповедь гласит, чтобы мы молились и совершали дела. Бог не желает смерти грешников, хотя Сам так постановил, а желает, чтобы все люди спаслись. Иеремия часто ходатайствовал о своем народе (Иер 18:20), а лжепророки хотели снискать расположения людей, обещая им мир; и теперь пророк показывает, что так же желает им благополучия, как и их пророки, которых они любили; и хотя у него не было предписания от Бога обещать им мир, но он ревностно желал его и молился о нем. Поразительно, как одурманены были люди, восхищавшиеся лгавшими пророками, которые причиняли им максимально вообразимое зло и преследовали того, кто оказывал наибольшую вообразимую услугу, ходатайствуя о них! (См. Иер 27:18).

2. Он ссылается на ход событий, чтобы доказать ложность этого пророчества (ст. 7-9). Лжепророки хулили Иеремию, как Ахав Михея, за то, что он никогда не пророчествует доброго, а постоянно пророчествует худое. И здесь Иеремия ссылается на то, что таков же был смысл пророчеств, изреченных другими пророками, и поэтому его слова не следует воспринимать как необычные, делающие его миссию сомнительной. Пророки, которые издавна были, пророчествовали многим землям и великим царствам; они были смелыми, передавая обращения, с которыми Бог посылал их, не боялись людей и не старались угодить им, как Анания. Как и Иеремия, они не боялись угрожать им войной, голодом и мором, и их слова воспринимались как обращение Бога. Почему же тогда об Иеремии пренебрежительно отзывались как о язве общества, возбудителе мятежа, когда он проповедовал лишь то, о чем Божьи пророки всегда говорили до него? И другие пророки предсказывали, что истребление не коснется их, что тем не менее не доказало ложность их божественной миссии, как в случае с Ионой, ибо Бог милостив и готов отвратить Свой гнев от тех, кто оставляет свои грехи. Но пророк, предсказывавший мир и процветание (как это делал Анания), полное и безоговорочное, не добавляя условий, необходимых для их обретения, не утверждавший, что люди своим добровольным грехом ставят препятствие у собственной двери и останавливают поток Божьих благоволений, окажется истинным только тогда, когда исполнится его предсказание. Если оно свершится, тогда станет известно, что его истинно послал Господь, если нет, то он окажется лжецом и самозванцем.

Стихи 10-17. В данных стихах приводится пример:

I. Оскорбительного высокомерия лжепророка. Чтобы довести до конца публичное оскорбление Иеремии (к чему стремился Анания), он взял ярмо с выи Иеремии, которое тот носил как напоминание о своем пророчестве, предрекавшем порабощение народов Навуходоносором, и сокрушил его, чтобы дать знамение об исполнении своего пророчества, как это сделал Иеремия, подтверждая свое пророчество. Лжепророк хотел, чтобы казалось, что он победил его и отменил его пророчество. Посмотрите, как лживый дух в устах этого лжепророка подражает Духу истины: «Так говорит Господь: так сокрушу ярмо Навуходоносора, царя Вавилонского, не только с шеи своего народа, но и через два года сняв его с выи всех народов». Неясно, то ли поддавшись силе разгоряченного воображения, Анания убедил себя верить этому, то ли он знал, что это ложь, и только убеждал других верить своим словам; ясно одно: он говорил с большой уверенностью. Это был не первый случай, когда ложь приписывалась Богу истины.

II. Терпимости истинного пророка. Иеремия тихо пошел своею дорогою. Будучи злословим, Он не злословил взаимно и не спорил с человеком, находившимся на пике своей ярости, окруженный священниками и народом, воинственно настроенными против него. Он пошел своею дорогою не потому, что ему нечего было ответить, а так как хотел подождать, пока Богу будет угодно вооружить его прямым и четким ответом, которого до того момента он не получал. Он ожидал, что Бог пошлет особое послание Анании, а он сам не будет говорить ничего, пока тот не получит его. А я, как глухой, не слышу, Ты, Господи, ответь за меня. Иногда мудро поступает тот, кто удаляется, а не вступает в противоборство. Currenti cede furori дай место гневу.

III. Справедливости Бога, рассудившего между Иеремией и его противником. Иеремия продолжил свой путь как человек, в чьих устах не было порицания, но Бог вскоре вложил слово в его уста, ибо Он вступается за тех, кто молчаливо вверяет Ему свое дело.

1. Слово Бога из уст Иеремии утверждено и подтверждено. И пусть сам Иеремия не разуверяется в истинности того, что он говорил во имя Бога, из-за того, что ему пришлось столкнуться с такой дерзкой оппозицией и противоречием. Если мы говорим истину Божью, то не должны отрекаться от своих слов из-за того, что люди противоречат им, ибо велика истина и она победит. Она устоит, поэтому давайте держаться ее и не бояться, что человеческое неверие или богохульство сделает ее неэффективной. Анания сокрушил ярмо деревянное, но Иеремии предстояло сделать вместо него ярмо железное, которое невозможно разбить (ст. 13), ибо (говорит Бог) «Я железное ярмо возложу на выю всех этих народов, которое окажется тяжелее и склонит их больше (ст. 14), чтобы они работали царю Вавилонскому и не могли избавиться от него никакими усилиями, ибо им придется служить ему, хотят они этого или нет»; а кто он такой, чтобы соперничать с Божьим советом? Повторяется то, что было сказано ранее: «И даже зверей полевых Я отдал ему», словно это было значительным событием. Люди своим нечестием сделали себя подобными твари, которая умирает, и поэтому они заслуживали, чтобы ими деспотически управляли; и такой силой, царствующей над ними, был Навуходоносор, ибо кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых.

2. Анания приговорен к смерти за то, что противоречил истине, и Иеремия, получив поручение от Бога, смело говорит ему это в лицо, хотя до того пошел, не сказав ни слова.

(1) Анания обвинялся в том, что он обманывал людей и оскорблял Бога: «Ты обнадеживаешь народ сей ложно, ободряешь их надеяться, что у них будет мир; от этого их истребление станет более ужасным, когда придет его время»; тем не менее не это было самым худшим: «Ты учишь людей противиться Господу (англ.пер.);

ты учишь их презирать добрые советы, данные им во имя Бога истинными пророками, и считать их недейственными». Кто говорит грешникам, что у них будет мир, даже если они будут продолжать грешить, тот ожесточает их сердца и порождает в них презрение к обличениям и увещеваниям слова, а также к средствам и методам, которые использует Бог, чтобы привести их к покаянию; и таковым за многое придется ответить.

(2) Вынесенный ему приговор гласит: «Я сброшу тебя с лица земли, как недостойного жить на ней; ты будешь погребен в ней. В этом же году ты умрешь, и умрешь как мятежник против Господа, для которого смерть будет жалом и проклятием». Этот приговор был приведен в исполнение (ст. 17). Анания умер в том же году, в течение двух месяцев, ибо его пророчество датируется пятым месяцем (ст. 1), а умер он в седьмом месяце. Возможно, благочестивые люди могут быть внезапно забраны смертью в расцвете жизни из милости к ним, как, например, Иосия; но о смерти Анании было предсказано как о наказании за грех, и совершилось, как предсказано. Это событие вполне можно истолковать как свидетельство с Небес, направленное против лжепророка и в подтверждение миссии Иеремии. И если бы человеческие сердца не были отчаянно ожесточены обманчивостью греха, то это предотвратило бы их дальнейшее ожесточение из-за лживости их пророков.