Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Откровение

Цель данной главы в значительной мере совпадает с целью предыдущей главы, равно как и многие ее выражения. Поэтому она посвящена той же теме различному положению благочестивых и нечестивых евреев после возвращения из плена, чтобы это послужило прообразом отвержения евреев во дни Мессии, обращения язычников и утверждения царства Евангелия в мире. Первый стих данной главы использовал Стефан, когда говорил о разрушении храма благодаря построению христианской Церкви (Деян 7:49,50), это может послужить ключом ко всей главе. В данной главе (I) Бог высказывает пренебрежение к церемониальному служению по сравнению с нравственными обязанностями; это намек на то, что вскоре храмовому служению и жертвоприношениям придет конец и Бог отвергнет тех, кто придерживался их (ст. 1-4). (II) Говорится, что в определенное время Бог совершит спасение для Своего народа и избавит от рук угнетателей (ст. 5);

Он нагонит ужас на его преследователей (ст. 6) и утешит преследуемых; Он быстро и полностью освободит Свой народа (ст. 7-9), благополучно поселит их на родной земле (ст. 10,11), допустит к ним язычников и тем самым дарует им полное удовлетворение (ст. 12-14). (III) Бог сурово отомстит врагам Своей Церкви и Своего народа (ст. 15-18). (IV) Церковь благополучно обоснуется на крепком и надежном основании; ее члены будут постоянно приходить к Богу и одержат победу над своими врагами (ст. 19-24). И мы можем вполне предположить, что этот евангельский пророк здесь, в заключительной части своего пророчества, взирал на последние дни, на последний день и дни вечности.

Стихи 1-4. В данных стихах значение храма умаляется по сравнению с благодатными душами (ст. 1,2). Евреи во времена пророка и позднее, во времена Христа, хвалились храмом и благодаря ему надеялись на большие чудеса. И, чтобы смирить их и избавить от тщетного упования, пророки и Христос предсказывают разрушение храма: Бог оставит его, и он станет пуст. После того, как храм был разрушен халдеями, он вскоре был восстановлен и в нем были возобновлены церемониальные служения, но римляне окончательно и навсегда опустошили его, и тогда церемониальный закон был устранен. Чтобы мир подготовился к этому событию, людям часто говорили о нем, как в данном месте; говорили о том, как незначителен он для Бога.

1. Господь не нуждался в нем. Небеса это престол Его славы и руководства; там Он восседает, безгранично превознесенный славой и владычеством превыше всех благословений и хвалы. Земля подножие ног Его, на котором Он стоит, управляя всеми ее делами согласно собственной воле. Если Бог имеет такой яркий престол и такое обширное подножие, где же тогда можно построить дом для Него, который был бы местом обитания Его славы, и где место покоя Его? Какое удовлетворение может получить Вечный Разум в доме, построенном человеческими руками? Какая необходимость может быть (как это бывает у нас) в доме, чтобы там отдыхать, у Того, Кто не утомляется и не изнемогает, Кто не спит и не дремлет? Или если бы у Него была необходимость, то не сказал бы нам (Пс 49:12), ибо все это соделала Его рука', небо и все его дворы, землю и все ее границы, воинства того и другого. Все сие было; все имело свое начало благодаря силе Бога, Который был счастлив от вечности до того, как появились они, и поэтому все они не могли быть полезны для Него. Все сие есть (читают некоторые);

все продолжается, как и раньше, поддерживаемое той же силой, сотворившей их; блага наши Ему не нужны. Если бы Ему нужен был дом, чтобы жить в нем, то Он создал бы его при сотворении мира; и если был сотворен хоть один, то он просуществовал бы до сего дня, как и другие творения, согласно Его постановлению. Следовательно, Он не нуждался в храме, сотворенном руками человеческими.

2. Он не будет обращать на это столько внимания, сколько на смиренное, раскаявшееся и наполненное благодатью сердце. Для Него существуют Им Самим сотворенные небо и земля и храм, сотворенный человеческими руками, но на все это Бог будет смотреть сквозь пальцы, взирая с благоволением на тех, кто нищ духом, смиренен и благоразумен, кто уничижился и готов отречься от себя, чье сердце искренно сокрушается из-за греха, раскаивается в нем и прилагает усилия, чтобы грех был прощен, кто трепещет пред словом Божьим не так, как Феликс, испытывавший кратковременные угрызения совести, угасавшие, когда проповедь заканчивалась. Он взирает с благоволением на тех, кто привычно благоговеет перед Божьим величием и чистотой, кто по своему обыкновению боится Его судов и гнева. Такое сердце храм для Бога; Он там живет; это место Его покоя; оно подобно небесам и земле Его престолу и подножию.

II. Жертвами пренебрегают, если они приносятся нечестивыми руками. Жертва нечестивых не только неприемлема, но и мерзость пред Господом (Прит 15:8);

здесь это весьма подробно демонстрируется (ст. 3,4). Обратите внимание:

(1) насколько их жертвы омерзительны для Бога. Хотя после возвращения из плена плотские евреи не впадали в идолопоклонство, но они стали беспечными и необязательными в служении Богу. Они приносили в жертву слепое, хромое и больное (Мал 1:8,13), и это делало их служение омерзительным для Бога; они не проявляли уважение к своим жертвам, поэтому как же могли думать, что Бог проявит какое-либо уважение к ним? Неверующие евреи после того, как было проповедано Евангелие и они были уведомлены в том, что принесена великая Жертва, положившая конец всем церемониальным служениям, продолжали приносить жертвы, словно закон Моисея все еще оставался в силе и делал совершенными приходящих с ними. Закалающий вола себе в пищу вполне может сделать это, но тот, кто убивает его для Божьего жертвенника, то же, что убивающий человека. Это великое оскорбление для Бога, так же, как и убийство; совершающий такую жертву фактически отрекается от жертвы Христа и попирает ногами кровь завета, он фактически становится виновен против Тела и Крови Господней, утверждая то, ради упразднения чего умер Христос. Если приносящий агнца в жертву приносит порочное, не мужского рода из своего стада и не наилучшее, что имеет, надеясь отделаться от Бога чем попало, тем самым оскорбляет Его, а не угождает Ему. Он то же самое, что задушающий пса творение в глазах закона настолько низменное, что в то время как осел мог быть выкуплен, то цену пса никогда не приносили в сокровищницу (Втор 32:1 8). Приносящий семидал мясо или возлияние то же, что приносящий свиную кровь кровь твари, которую запрещалось есть и касаться; варево из нее было мерзостью (Ис 65:4), тем более ее кровь. Воскуряющий фимиам Богу демонстрирует презрение к фимиаму ходатайства Христа, словно молится идолу; это было большим оскорблением для Бога, словно они поклонялись ложному богу. Лицемерие и неверие так же раздражают Бога, как идолопоклонство.

(2) Какой была их порочность, сделавшая их жертвы отвратительными. Это произошло потому, что они избрали собственные свои пути, пути своих нечестивых сердец, и не только их руки, но и душа их находит удовольствие в мерзостях их. Их образ жизни был порочным и безнравственным, они предпочли путь греха пути Божьих заповедей, получали удовольствия, совершая то, что раздражало Бога; это и сделало их жертвы оскорбительными для Бога (Ис 1:11-15). Кто лицемерно почитал Бога, исповедуя религию, но при этом продолжал жить нечестиво, тот публично оскорблял Его, словно Бог покровительствовал греху. Особенно усугубляло их порочность то, что они упорствовали в ней, несмотря на частые, обращенные к ним призывы покаяться и измениться; они поворачивались глухим ухом ко всем предостережениям божественной справедливости и всем предложениям божественной благодати: «Я звал и не было отвечающего», как и раньше (Ис 65:12). Далее следуют те же слова, что и ранее: «Они делали злое в очах Моих». Оставаясь глухими к тому, что Он говорит, они не беспокоились о том, что Он видит, ибо избрали то, что неугодно Ему, хорошо зная об этом. Как могут надеяться угодить Богу своим поклонением те, кто не старается угодить Ему своим образом жизни, а наоборот, стремится разгневать Его?

(3) За это им выносится приговор. «Раз они избрали собственные пути, говорит Бог, то и Я употреблю их обольщение». Они сделали свой выбор (толкует это место г-н Гатакер), а Я сделаю Свой; во взаимоотношениях со Мной они выбрали то, что нравилось им, а теперь во взаимоотношениях с ними Я выберу тот способ, который нравится Мне. Я употреблю их обольщение или насмешки (читают некоторые);

как они смеялись над Богом и позорили Его своей порочностью, так и Бог предаст их врагам, чтобы те попирали и оскорбляли их. Или же они будут обмануты теми тщетными упованиями, которыми обманывали самих себя. Бог сделает их же грех их наказанием; они будут побиваемы собственным жезлом и поспешат к погибели из-за собственных заблуждений. Бог наведет на них ужасное, то есть то, что ужаснет их, или то, чего они боялись и чего надеялись избежать с помощью греховных уловок. Чтобы сделать несчастными неверующие сердца и неочищенную, неумиротворенную совесть, достаточно навести на них страх.

Стихи 5-14. В данных стихах пророк, провозгласив суды Божьи лицемерному народу, который высмеивал слово Божье и не отвечал, когда Тот обращался к ним, вновь обращается с речью к тем, кто трепещет пред словом Его, чтобы утешить и ободрить их. Их не коснутся суды, которые обрушатся на неверующий народ. Служители должны следить за тем, чтобы, вызывая ужас у нечестивцев, они не опечаливали сердце праведника. Bone Christiane, hoc nihil ad te хороший христианин, тебя это не касается. Пророк, заверив трепещущих перед словом Божьим в том, что Бог с благоволением смотрит на них (ст. 2), в этих стихах передает им милостивое послание от Него. Слово Божье хранит утешения для тех, кто своим истинным смирением из-за греха подготовил себя, чтобы принять их. Были такие, которые не слушали, когда Бог говорил (ст. 4), но некоторые всетаки слушали Его. Если сердце трепещет пред словом, то ухо открыто для него. Что же здесь говорится им?

I. Пусть знают, что Бог заступится за их справедливое, но ущемленное дело и выступит против их преследователей (ст. 5): «Ваши братья, ненавидящие вас, говорят: "Пусть явит Себя в славе", и Он явится для радости вашей» (анг.пер.). Возможно, это ссылка на некоторых евреев, вернувшихся из плена, но ничего подобного не следует из истории, и поэтому, скорее всего, эти слова относятся к первым проповедникам и верующим, исповедующим Евангелие среди евреев; их ситуация очень похожа. Обратите внимание:

(1) как преследовали верных слуг Божьих: «Их братья ненавидели их». Апостолы были иудеями по рождению, но даже в городах языческих евреи, с которыми они там встречались, были самыми жестокими и неумолимыми, возбуждая против них сердца язычников. Супруга жалуется (Песн 1:6), что сыновья матери ее разгневались на нее. Пилат обвинял нашего Господа Иисуса в том, что Его народ предал Его ему (Иоан 18:35). Их братья, которые должны были любить и ободрять их ради совершаемого ими дела, ненавидели их, выгоняли из синагог, лишали общения с ними, словно те были самым большим позором, когда на самом деле они были величайшим благословением для своей Церкви и народа. Это был плод старой вражды между семенем змея и семенем жены. Ненавидящие Христа ненавидели Его учеников, так как они поддерживали Его Царство и интересы (Иоан 15:18), и они изгоняли их за имя Его, ибо те назывались Его именем и посвятили себя распространению этого имени. Отметьте: для Церкви вполне обычное дело, когда обвинения в ее адрес неправильно используются, и тогда ее артиллерия, предназначавшаяся для ее защиты, поворачивается против ее наилучших друзей из-за предательства ее руководителей. Поступавшие так говорили: «Пусть явит Себя в славе Господь»', они притворялись, что искренне и ревностно стремятся прославить Бога и Церковь, и совершали это, соблюдая все формальности поклонения. Наш Спаситель объясняет и, похоже, ссылается на это (Иоан 16:2). Они изгонят вас из синагог, и всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. In nomine Domini incipit omne malum во имя Господа совершается всякое зло. Или мы можем понять эти слова как произнесенные в защиту Бога: «Вы говорите, что Бог будет прославлен вашим избавлением; тогда пусть явит Себя в славе Господь; пусть Он поспешит и ускорит дело Свое (Ис 5:19);

пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему». Некоторые считают, что это слова мирских иудеев, находящихся в плену, которые смеялись над своими братьями, надеявшимися на избавление, и их надеждами, которыми те часто утешали себя, надеясь, что Бог скоро прославится их освобождением. Тем самым они делали все, что в их силах, чтобы посмеяться над мыслью нищего (Пс 13:6).

(2) Какое ободрение они получали, находясь в преследованиях: «Пусть ваша вера и терпение поддержат вас еще немного; ваши враги ненавидят и притесняют вас, ваши братья ненавидят и прогоняют вас, но ваш Отец небесный любит вас и вступится за вас, когда никто больше не осмелится сделать это. Его провидение расположит все так, чтобы вы получили утешение; Он явится на веселие ваше, чтобы смутить тех, кто оскорблял и попирал вас. Они будут постыжены за свою враждебность к вам». Это исполнилось, когда после сигнала о приближающемся разрушении Иерусалима люди издыхали от страха; но ученики Христа, которых они ненавидели и преследовали, подняли головы свои, зная, что приближается их избавление (Лук 21:26,28). Хотя кажется, что Бог прячет Себя, но в должное время Он покажет Себя.

II. Пусть знают, что Бог вступится за них таким образом, что произведет великий шум в мире (ст. 6): «Он будет сопровождаться шумом из города, из храма». Одни считают, что это будет радостный и ликующий глас друзей Церкви, другие что это будет пугающий плач ее врагов, застигнутых в городе и тщетно бегущих к храму в поисках прибежища. Эти голоса будут лишь эхом голоса Господа, воздающего возмездие врагам Своим; и те, которые не слышат его и не трепещут, услышат отголоски этих голосов и их скорбный пронзительный визг. Мы можем представить, какой беспорядочный шум был слышен в городе и храме, когда, после длительной осады, Иерусалим был захвачен римлянами. Некоторые полагают, что это пророчество исполнилось в предзнаменованиях, предшествовавших разрушению Иерусалима, описанных Джозефом (Josephus) в его книге «История еврейских войн» (4.388 и 6.311), когда двери неожиданно одновременно распахнулись и священники услышали шум движения или перемещения в святое святых и глас, говорящий:

III. Пусть знают, что Бог учредит в этом мире Церковь для Себя, которая значительно умножится за короткое время (ст. 7): «Еще не мучилась родами, а родила». Эти слова в качестве прообраза говорят об избавлении евреев из вавилонского плена, которое совершилось легко и тихо, без какой-либо борьбы или страданий, так же, как евреи были выведены из Египта; то избавление было совершено рукою крепкою, и мышцею высокою (Втор 4:34), а это Духом Господа Саваофа (Зах 4:6). Дитя избавления радуется ему, в то время как мать не страдает, чтобы родить его: прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном. Это явление поразительное, необычное, не имеющее прецедента, за исключением рассказов, передаваемых египетскими повивальными бабками о еврейских женщинах (Исх 1:19), которые прежде нежели придет к ним повивальная бабка, уже рождают. Но приносила ли земля свой плод в один день (англ.пер.)? Нет, ей требовалось несколько недель весной, чтобы обновить лицо земли и покрыть ее плодами. Некоторые читают этот стих вместе со следующим: «...возникала ли страна в один день и рождался ли народ в один раз?» Значит ли это, что женщина при одних родах может родить достаточно детей, чтобы населить страну, и ее дети в одно мгновение станут зрелыми людьми? Нет; нечто подобное произошло при сотворении, но с тех пор Бог отошел от таких дел и предоставит вторичным причинам постепенно производить свое потомство. Nihil facet per saltum Он ничего не делает неожиданно. Тем не менее, в данном случае Сион едва начал родами мучиться родил сынов своих. Кир провозгласил освобождение, как только пленники сформировались в народ и смогли добраться до своей земли. Основание для этого таково (ст. 9): это дело Господа; Он его совершает. Если Он доводит до родов, подготавливая Свой народ к избавлению, то Он же и дает родить, совершая избавление. «Когда все созрело и готово для избавления, когда число месяцев исполнилось и дети доведены до родов, то не дам ли Я силу родить! Неужели Я оставлю мать и ребенка вместе погибать в такой страшной ситуации? Разве это согласуется с божественным состраданием? Разве могу Я начать дело и не закончить его? Как же это согласуется с божественной силой и совершенством? Разве Я Тот, Кто, давая силу родить, заключит утробу (можно и так прочитать следующую фразу)?» Может ли Бог дать человечеству и всем видам живых тварей силу, чтобы умножаться и населять землю, и ограничит ли Сион? Разве может Он сделать его неплодородным и не благословить потомками, чтобы умножать Церковь? Или можно понять так: «Давая силу родить, заключу ли утробу!» Может ли Бог Своим намерением и обетованием зачать избавление и не исполнить, не совершить его? Это было прообразом учреждения христианской Церкви в мире и умножения этой семьи детьми, которые будут названы именем Иисуса Христа. Когда произошло излияние Духа и Евангелие от Сиона было проповедано, тогда в короткое время толпы людей обратились, испытывая незначительные боли, по сравнению со значительностью плода. Апостолы рождали до того, как наступали боли, а дети, рожденные Христу, были так многочисленны и так быстро и легко рождались, что больше напоминали утреннюю росу, чем сына утробы материнской (Пс 109:3). Успех Евангелия поражал; его свет, подобный утреннему, непонятным образом распространялся, пока не захватил концы земли. Города и народы за один раз рождались Христу. В тот же день, когда излился Дух, 3000 душ прибавилось к Церкви. И раз эта славная работа была начата, то она чудесным образом совершалась; она превосходила все ожидания с такою силою возрастало и возмогало слово Господне. Кто довел до родов, обличив во грехе, Тот и родил, основательно обратив к Богу.

IV. Пусть знают, что их нынешние скорби вскоре обернутся изобильной радостью (ст. 10,11). Обратите внимание:

(1) как описаны друзья Церкви. Это те, которые любят ее и скорбят с ней или о ней. Отметьте: все, кто любит Бога, любят Иерусалим; они любят Церковь Бога и принимают ее интересы близко к сердцу. Они восхищаются красотой Церкви, наслаждаются общением с ней и искренне поддерживают ее дело. Кто имеет искреннюю любовь к Церкви, тот от всего сердца сочувствует всем трудностям и печалям, сопутствующим ее воинствующему положению. Они скорбят о ней; все ее скорби их скорби; если Иерусалим в беде, то их арфы повешены на ивах.

(2) Как они получают ободрение: «Возвеселитесь с ним...» и вновь: «Возрадуйтесь с ним». Эти слова подразумевают, что у Иерусалима будет повод радоваться; дни его сетования закончатся, и он получит утешение, соответственно времени своих страданий. Воля Бога такова, чтобы все его друзья присоединились к его радости, ибо вместе с ним они разделят его благословения, которые будут поводом для его радости. Если мы страдаем со Христом и скорбим с Его Церковью, то с Ним и царствовать будем, равно как и радоваться с Его Церковью. Эти стихи призывают нас [1] совершать свою часть прославления Церкви: «Придите, возвеселитесь с нею, возрадуйтесь с нею', возрадуйтесь сильно и знайте, почему вы радуетесь, возрадуйтесь во дни, определенные для публичного благодарения. Вы, скорбевшие с нею в ее печалях, не можете не радоваться с нею, когда она радуется». [2] Принимать свою часть в утешениях Церкви. Мы должны питаться и насыщаться от сосцов ее утешений. Слово Божье, завет благодати (особенно обетования этого завета), постановления Божьи, все возможности посещать ее и общаться с нею являются сосцами, которые Церковь называет сосцами ее утешений, где хранятся ее утешения и откуда они извлекаются верой и молитвой. Поэтому мы должны питаться от этих сосцов, применяя к себе обетования Божьи и усердно исполняя Его постановления; и утешениями, извлекаемыми оттуда, мы должны насыщаться и не быть неудовлетворенными, даже имея очень мало земных утешений. Слава Церкви в том, что она имеет Господа своим Богом, что ей принадлежит усыновление и богослужение, и преизбытком этой славы мы должны наслаждаться. Мы должны получать больше удовольствий от своего родства с Богом и общения с Ним, чем от всех удовольствий сынов и дочерей человеческих. Что бы ни было славой Церкви, должно быть нашей славой и радостью, особенно ее чистота, единство и умножение. V. Пусть знают, что призвавший их радоваться даст им повод и сердца, чтобы радоваться (ст. 12-14).

1. Он даст им повод радоваться, ибо (1) они насладятся долгим непрерываемым процветанием: «Я направлю или протяну к ней мир (т.е. все блага), как реку, которая течет постоянным потоком, расширяясь, пока ее не поглотит океан». Повсюду, где люди принимают Евангелие со всей его силой, оно несет с собой подобный мир, который течет, как река, подкрепляя души всякими благами и делая их плодоносными, что и совершает река для земель, вдоль которых она течет; оно несет с собой такую реку мира, которую не могут породить источники мирских утешений, которую дамбы мирских бед не могут ни остановить, ни заставить повернуть назад, равно как и переносимый ею песок не может изнурить ее. Эта река мира перенесет нас в океан безграничного и бесконечного блаженства.

(2) Они испытают значительное и выгодное прибавление: «Богатство народов придет к ним как разливающийся поток». Обращенные язычники добавятся к Церкви и наполнят реку ее мира и процветания, ибо принесут с собой свою славу (англ.пер.) свое богатство и честь, свою силу и прибыль; все они посвятят себя служению Богу и будут трудиться на благо Церкви: «Тогда вы насытитесь (англ.пер.) от сосцов ее утешений. Когда вы увидите такую огромную толпу, пришедшую разделить утешения, тогда вы с особой жаждой и энергией постараетесь сохранить свою собственную часть, но не из страха получить меньше, так как другие пришли стать сопричастниками Христа (такой опасности нет, ибо Он имеет достаточно для всех и каждого), а их ревность возбудит в вас святую ревность». Хорошо, когда так происходит (Рим 11:14; 2Кор 9:2).

(3) Во всем этом Бог будет прославлен, и этот факт особым образом, более всего другого, должен стать поводом для нашей радости (ст. 14): «Откроется рука Господа рабам Его защищающая и поддерживающая рука Его всемогущей силы, подкрепляющая и обогащающая рука Его неистощимой благости»; Его слуги познают эти обе руки ради Его славы, равно как и для их славы. И для того, чтобы сделать эти события более прославленными, Он в то же время на врагов Своих разгневается. Божья милость и справедливость явятся и будут вовеки возвеличены.

2. Бог не только даст им повод возрадоваться, но и утешит их и возрадует их сердца; только Он может утешить сердце. Посмотрите, что Он сделает для утешения всех сыновей Сиона.

(1) Их страна станет их нежной кормилицей: «На руках будут носить вас». Они будут покоиться в ее объятиях, как младенцы, их будут на коленах ласкать, как любимцев, особенно когда они устанут и будут не в духе и их нужно будет положить спать. Так нежно нужно будет обращаться с теми, кто присоединится к Церкви. Великий Пастырь агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей', так же должны поступать пастыри, подчиняющиеся Ему, чтобы им не пришлось огорчаться. Прозелиты должны быть любимцами.

(2) Сам Бог будет их могучим утешителем: «Как утешает кого-либо мать его, когда он болен или страдает, или когда скорбит, так утешу Я вас, говорит Бог, не только убедительными аргументами, которые использует благоразумный отец, но и нежной любовью и состраданием любящей матери, оплакивающей свое страждущее дитя, когда оно упало и ушиблось, чтобы ребенок успокоился и утих, или когда она старается успокоить его, после того как поссорилась и отругала его (Иер 31:20): «Как только заговорю против него... так внутренность Моя возмущается». Он мое дорогое и любимое дитя». Так утешает мать. Так и вы будете утешены в Иерусалиме благоволением, оказанным Церкви, сопричастником которого вы станете, а также благодарением, возносимым Церковью, частью которой вы будете.

(3) Они ощутят блаженные результаты этого утешения в своей душе (ст. 13): «Когда вы увидите это какое блаженное состояние вновь обрела Церковь, то не только ваши языки и лица, но и сердце ваше возрадуется». Это исполнилось чудесным образом, когда ученики Христа имели поразительный успех в своем служении. Взирая на это, Христос говорит им: «Радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоан 16:22). Тогда кости ваши, которые были иссушены и высохли (их костный мозг был почти израсходован), восстановят свою юношескую силу и энергию и расцветут, как зелень молодая. Божественные утешения коснутся внутреннего человека; они – питание для костей (Прит 3:8). Кости составляют силу тела, и они будут процветать этими утешениями. Радость пред Господом – подкрепление для вас (Неем 8:10).

Стихи 15-24. Эти стихи, подобно столпу облачному и огненному, имеют темную сторону, обращенную к врагам Царства Божьего и всем, противящимся Его венцу, и яркую сторону, обращенную к Его верным подданным. Возможно, это ссылка на евреев, находящихся в плену в Вавилоне, о которых некто сказал, что они были посланы туда, чтобы бедствовать, и Бог угрожает этими бедствиями тем, кто продолжит противиться Ему. Одни отказывались изменяться, и поэтому бедствие должно уничтожить их (Иер 24:9);

другим беды были посланы для их же блага, чтобы освятить их: в должное время они должны были благополучно пережить их и после этого увидеть много хороших дней. Многие использованные здесь выражения приспособлены к данной славной диспенсации, но, несомненно, пророчество взирает дальше, на суды, ради которых Христос однажды уже пришел и вновь придет в этот мир, чтобы провести различие, которое проводит Его слово между драгоценным и ничтожным.

I. Христос придет, чтобы смутить и навести ужас на всех, кто противостал Ему. Иногда Он будет явлен во временных судах. Евреи, упорствовавшие в своем неверии, будут истреблены огнем и мечом. Истребление будет очень сильным; тогда Господь произведет суд над всякой плотью, и именно Его мечом они будут истреблены. Они названы пораженные Господом, то есть те, которые стали жертвой Его справедливости, и их будет много. В великий день гнев Божий будет Его огнем и мечом, которым Он истребит и поглотит всех нераскаявшихся грешников; касаясь совести грешников, Его слово будет гореть как огонь, и этот меч будет острее любого меча обоюдоострого. Особенно в день гнева поражение коснется язычников (ст. 17). Возможно, некоторые вернувшиеся из вавилонского плена сохранили определенные виды идолопоклонства и суеверий, которые здесь упомянуты: имели идолов у себя в рощах (не осмеливаясь поставить их открыто на высоком месте) и там освящали себя (как это делали поклоняющиеся истинному Богу), совершая обряды идолопоклонников, один за другим, или, как написано в английском переводе, перед одним деревом, стоящим среди них, Ахадом или Ехадом неким идолом, которому они поклонялись под этим именем и которого почитали тем, что ели свиное мясо (четкое запрещенное законом Божьим) и другие мерзости, такие, как мышь или какое-то похожее животное. Но пророчество также может подразумевать все остальные суды, которые гнев Божий, согласно слову Божьему, принесет на дерзких грешников, презирающих Бога и поклоняющихся миру и плоти: «Они все погибнут». Небесного блаженства четко лишаются идолослужители, преданные мерзости (Отк 21:27;22:15). В день гнева тайные пороки будут выведены на свет и призваны к отчету, ибо (ст. 18) «Я знаю деяния их и мысли их», говорит Господь. Бог знает, что люди делают и что ими движет, с какой целью они делают это; и Он годен, чтобы судить мир, ибо может судить тайные дела человеков (Рим 2:16).

II. Он явится для утешения и радости всех, кто верен Ему, и учреждает Свое царство в этом мире царство благодати, залог и первенец царства славы. Настанет время, когда Он придет, чтобы собрать все народы и языки, чтобы они могли прийти и увидеть славу Его: как она сияет в лице Иисуса Христа (ст. 18). Это исполнилось, когда все народы получили наставление и для наставления им был дан дар языков. До того момента Церковь была ограничена одним народом и Богу поклонялись только на одном языке, но во дни Мессии разделяющая стена будет свергнута и те, которые были пришельцами для Бога, познакомятся с Ним и увидят Его славу в Евангелии, как евреи видели ее во святилище. Что касается этого, то здесь обещано:

1. Что некоторые иудеи благодатью Бога будут отличены от остальных и отмечены для спасения. «Я не только положу на них знамение, которое будут искать язычники (как обещано, Ис 11:12), но среди них будут и такие, на которых Я положу различающие знамения» (дословно). Хотя они представляют собой порочный, деградирующий народ, тем не менее Бог отделит от них остаток, который будет поклоняться и служить Ему; и на нем будет стоять знак, что Бог определенно признал их (Иез 9:4). На челах рабов Бога будут поставлены печати (Отк 7:3). Господь знает Своих. Овцы Христа отмечены.

2. Что тем, кого благодать Божья отличила подобным образом, будет дано поручение приглашать других, чтобы они пришли и получили привилегии этой благодати. Те, кому удалось избежать власти предрассудков (из-за чего большая часть народа удержана в неверии), будут посланы к народам, чтобы нести им Евангелие и проповедовать его всякой твари. Отметьте: кто сам смог избежать грядущего гнева, тот должен делать все возможное, чтобы других выхватить, как головню из огня. Бог выбирает и посылает по Своим поручениям тех, кто может передать свое послание с чувством, основываясь на собственном опыте, кто может предупредить людей об опасности, которой они подвергаются из-за греха, ибо им самим с трудом удалось избежать ее.

(1) Они будут посланы к народам, некоторые из которых здесь перечислены: это Фарсис, Пул, Луд и т.д. Неясно и переводчики не приходят к единому мнению относительно того, какие страны здесь подразумеваются. Фарсис в общем означает море, но многие считают, что речь идет о Тарсе на Сицилии. Пул иногда упоминается как имя одного из Ассирийских царей; возможно, некая часть этой страны носила это имя. Луд это, скорее всего, Лидия, воинствующий народ, известный своими лучниками; Писание упоминает лидян как держащих луки и натягивающих их (Иер 46:9). Некоторые полагают, что Тубал это Италия или Испания; Яван больше всего подходит к изолированной Греции, а острова языческие (в англ.пер.), населенные потомками Иафета (Быт 10:5), возможно, означают острова дальние, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей. Только в Иудее был известен Бог, и только там в течение многих веков Его имя прославлялось. Остальные страны пребывали во тьме, не слыша радостных звуков и не видя радостного света. Похоже, что именно об их отчаянном положении здесь говорится с состраданием, ибо жаль, что некоторые сыны человеческие далеки от своего Творца, не слышат Его имени и не видят Его славы. Размышляя обо всем этом, можно сделать вывод:

(2) посланные к народам должны идти по поручению Бога, чтобы возвещать народам Его славу. Евреи, рассеянные среди других народов, будут возвещать славу Божьего провидения, коснувшегося их народа, благодаря чему многие будут приглашены присоединиться к ним, равно как и благодаря явлению славы Божьей среди них в Его постановлениях. Люди из всех разноязычных народов возьмутся за полу Иудея, умоляя Его обратить на них внимание, допустить в Свое общество и какое-то время остаться с ними, пока они не будут готовы: «Мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» (3ах 8:23). Так слава Божья частично была возвещена язычникам, но более полно она была возвещена апостолами и первыми проповедниками Евангелия, которые были посланы в мир, до самых дальних островов, чтобы возвестить славное Евангелие благословенного Бога. Они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии (Мар 16:20).

3. Что тем самым они многих обратят к Богу (ст. 20).

(1) Они представят всех братьев своих (ибо новообращенных нужно считать и принимать, как своих братьев) в дар Господу. Слава Божья не напрасно будет возвещена им, они будут приглашены и направлены присоединиться к Господу. Посланные к ним добьются такого успеха в переговорах с ними, что благодаря этому будет наблюдаться великое стечение в Иерусалим, как раньше во времена священных праздников, когда все мужчины со всех частей страны приходили туда, и не с пустыми руками. Обратите внимание: [1] на средства передвижения, которыми они были обеспечены для своего прихода. Одни приедут на конях, ибо прибудут издалека и путешествие пешком, как обычно это делали иудеи, заняло бы слишком много времени. Люди знатные прибудут на колесницах, пожилые, больные и малые дети на носилках или крытых повозках, а юноши на мулах и быстрых верблюдах. Это подразумевает их ревность и стремление прийти. Их не остановят ни трудности, ни расходы, чтобы добраться до Иерусалима. Кто не сможет приехать верхом на лошади, тот доберется на носилках; они будут так торопиться и не потерпят отсрочки, что те, кто сможет, будут ехать верхом на мулах и на быстрых верблюдах. Эти выражения фигуральны, и приведенные здесь различные средства передвижения означают (как говорит образованный г-н Гатакер) изобилие необходимых средств, требуемых, чтобы привести избранных Божьих домой, ко Христу. Все будут желанны, и никто не будет нуждаться в помощи или ободрении. [2] В качестве чего они будут приведены. Они прибудут не так, как раньше приходили в Иерусалим, чтобы принести жертву, а сами будут даром Господу, что следует понимать духовно они будут представлены Богу как жертвы живые (Рим 12:1). Апостол поясняет это и, возможно, ссылается на это (Рим 15:16), где говорит о том, что благовествует у язычников, чтобы приношение язычников, или их жертва, было благоприятно Богу. Они принесут себя, а те, которые были инструментами их обращения, принесут их как добычу, добытую для Христа, посвященную Его служению и славе. Они будут представлены, как сыны Израилевы приносят дар в чистом сосуде, с величайшей заботой, чтобы они были святы, очищены от греха и освящены для Бога. Об обращенных язычниках сказано (Деян 15:9), что сердца их очищены верой. Все, принесенное Богу, приносилось в чистом сосуде, подходящем для религиозного использования. Богу нужно служить и почитать Его так, как Он определил это в Своих постановлениях, которые являются соответствующим средством для духовных жертв. Когда душа приносится Богу, тогда тело должно быть ее чистым сосудом, соблюдаемым в святости и чести, а не в страсти похотения (1Фес 4:4,5). Обратившиеся ко Христу не только верой очистили сердца от порочной совести, но и омыли тело водою чистой (Евр 10:22).

(2) Это может касаться [1] евреев, благоговейных людей, и прозелитов из любого народа под небом, собравшихся вместе в Иерусалиме и ожидающих явления царства Мессии (Деян 2:5,6,10). Они пришли со всех частей страны на святую гору, в Иерусалим, как дар Господу; многие из них пришли к вере во Христа благодаря дару языков, излившемуся на апостолов. Некоторые считают, что есть некая связь между этой историей и данным пророчеством. Некоторое время спустя евнух приехал на своей колеснице поклониться в Иерусалим и уехал оттуда, везя на свою родину знания о Христе и Его святой религии. [2] Язычников, представителей всех народов, которые должны обратиться ко Христу и таким образом прибавиться к Церкви; хотя речь идет о духовном допуске, но в пророчествах он часто представлен местным побуждением. Апостол говорит, что все истинные христиане придут на гору Сион, в небесный Иерусалим (Евр 12:22);

это объясняет данный отрывок и показывает, что истинное значение данного шествия заключается в том, что они будут приведены в Церковь благодатью Бога, с использованием средств этой благодати, с такой же осторожностью и безопасностью, словно их перевозят в колесницах и на носилках. Так распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых (Быт 9:27).

4. Что в Церкви учредится евангельское служение и она умножится благодаря добавлению большого количества ее членов (ст. 21): «Из них Я буду брать (из прозелитов обращенных язычников) также в священники и левиты, чтобы они служили святыням и председательствовали на их религиозных собраниях, которые необходимы для доктрины, поклонения и дисциплины. Ранее все священники и левиты брались из иудеев, принадлежащих одному колену, но во времена Евангелия Бог будет брать обращенных язычников, чтобы они служили Ему святынями, учили народ и благословляли его во имя Господа; чтобы они были управляющими таинств Божьих, какими были священники и левиты во времена закона; чтобы они были пасторами или учителями (или епископами), пребывающими в молитве и служении слова, и диаконами, которые накрывают столы и, подобно левитам, заботятся о внешних делах дома Божия (Фил 1:1; Деян 6:2-4). Апостолы были иудеями, как и семьдесят учеников; великий апостол язычников по происхождению был евреем из евреев, но, когда открылись языческие церкви, они поставили служителей из их же народа, пресвитеров в каждую церковь (Деян 14:23; Тит 1:5). Благодаря этому служение совершалось с большей легкостью и было ближе народу: если не более освященное, то более доступное; и можно было надеяться, что евангельская благодать исцелит народ от тех пороков, которые не позволяли пророку иметь честь в своем отечестве. Бог говорит: «Из них Я буду брать, но не всех, хотя все они в духовном смысле цари и священники нашего Бога, а некоторых из них». Первоначально Бог выбирал священников, делая их способными и склоняя к служению, равно как и делал служителей, давая им поручение. «Я буду брать, то есть Я признаю их, хотя они язычники, и приму их и их служение». Великая честь и преимущество языческой, равно как и иудейской Церкви, заключается в том, что Бог сыновей ваших избирал в пророки и из юношей ваших – в назореи (Ам 2:11).

5. Что учрежденные Церковь и служение будут существовать и поддерживаться преемственностью поколений (ст. 22). Перемена, произошедшая благодаря учреждению царства Мессии, здесь описана (1) как великая и всеобщая перемена; это будет новый мир, новое небо и новая земля, обещанные ранее (Ис 65:17). Древнее прошло, теперь все новое (2Кор 5:17): старый завет избранности отложен, а новый завет, завет благодати, утвержден (Евр 8:13). Теперь мы служим в обновлении духа, а не по ветхой букве (Рим 7:6). Даны новые заповеди, касающиеся небес и земли, и новые обетования, касающиеся обоих, и все месте это составляет Новый Завет; поэтому Бог сотворит новое небо и новую землю, а все это подготовка для нового неба и новой земли, предназначенные для последнего времени (2Пет 3:1 3).

(2) Как перемена, совершенная Богом; Он сотворит новое небо и новую землю. Это изменение произведено Тем, Кто имеет власть дать новые постановления и силу сотворить новые миры.

(3) Как постоянная, прочная перемена, которая никогда не изменится; новый мир всегда будет новым и никогда не состарится как то, что способно исчезать: «Они всегда будут пред лицем Моим неизменными», ибо евангельская диспенсация будет длиться до конца времен и никакая другая не будет ее наследовать. Царство Христа царство непоколебимое', его законы и привилегии не поколеблются вовек, а пребудут непоколебимыми вовек (Евр 12:27,28). Они пребудут, так как будут предстоять пред Богом: под Его оком, заботой и особой защитой.

(4) Оно сохранится в потомках, которые будут служить Христу: «Так будет и семя ваше и имя ваше семя служителей, семя христиан; одно поколение уйдет, но другое придет». Подобным образом имя Христа будет существовать в тех христианах, которые пребудут на земле, пока пребудет земля, а Его престол как дни небесные. Хотя врата ада сражаются против Церкви, но они никогда не одолеют ее и не будут угнетать святых Всевышнего.

6. Что публичное поклонение Богу на религиозных собраниях будет усердно и постоянно посещаться теми, кто подобным образом представлен даром Господу (ст. 23). Это описано выражениями, соответствующими ветхозаветной диспенсации, чтобы показать, что, хотя церемониальный закон упразднен, а храмовому служению пришел конец, тем не менее, как и раньше, Богу будут регулярно и постоянно поклоняться, как Он постановил. До этого только евреи приходили, чтобы предстать перед Богом: они были обязаны посещать Его только три раза в году, и только мужчины, но теперь всякая плоть, язычники и иудеи, женщины и мужчины будут приходить на поклонение пред Богом, в Его присутствие, хотя и не в Иерусалимский храм, а в религиозные собрания, рассеянные по всему миру, которые будут для них тем же, чем была скиния для иудеев. В них Бог запишет Свое имя, и даже если только двое или трое соберутся вместе, то Он будет среди них, встретится с ними и благословит их. А они будут получать выгоду от этих частых святых собраний на каждую новую луну и по субботам, а не так, как раньше только три раза в год. Не будет необходимости иметь одно определенное место, каким во дни древние был храм. Наш храм Христос, в Котором верой встречаются все верующие; и теперь, когда Церковь распространилась так далеко, невозможно, чтобы все встречались в одном месте, а вполне уместно, чтобы было выделено четкое и определенное время для частого служения. Тем самым было бы дано знамение о духовном общении, в котором участвуют все христианские общины верой, надеждой и святой любовью. Новомесячия и субботы здесь упомянуты на том основании, что, согласно закону, хотя ежегодные праздники нужно было праздновать в Иерусалиме, но новомесячия и субботы религиозно соблюдались по всей стране: вначале в школах пророков, а потом в синагогах (4Цар 4:23; Ам 8:5; Деян 15:21), согласно модели, по которой были организованы христианские общины. Где день Господень еженедельно освящается и Вечеря Господня ежемесячно отмечается, и где они должным образом посещаются, там исполняется данное обетование и там соблюдаются христианские новомесячия и субботы. Обратите внимание, (1) что Богу будут поклоняться на торжественных собраниях и обязанность всех, по мере возможности, уповать на Бога в этих собраниях: «Тогда... будет приходить всякая плоть»; хотя плоть слаба, порочна и греховна, но пусть приходят, чтобы ее умертвить.

(2) Поклоняясь Богу, мы предстаем пред Ним и особым образом являемся в Его присутствие.

(3) Чтобы это делать, нужно выделить определенное время; и мы должны понимать, что, постоянно и сознательно соблюдая это установленное время, мы способствуем своей выгоде, равно как и исполняем свой долг.

7. Что их благодарность за Божье благоволение, отличившее их от других, значительно усилится благодаря размышлению о пугающей участи и гибели тех, кто упорствует в своем нечестии и неверии (ст. 24). Чтобы воздействовать на себя и умножить собственное блаженство, поклоняющиеся Господу Саваофу и радующиеся пред Ним в благолепии дома Божьего должны обратить внимание на бедственное положение нечестивцев. Обратите внимание:

(1) кто они, чье бедственное положение здесь описывается. Это люди, согрешившие против Бога (англ.пер.), нарушившие не только Его законы, но и Его завет, считающие себя равноценными, чтобы соперничать с Ним. Здесь могут подразумеваться (особенно) неверующие евреи, отвергшие Евангелие Христа.

(2) Насколько бедственна их ситуация. Она здесь представлена пугающим видом поля битвы, покрытого трупами убиенных, которые лежат и гниют на земле; по ним ползают черви, питаясь ими. И если вы пойдете, чтобы сжечь их, то собрать их настолько утомительно и они разбросаны на такой большой площади, что эта работа будет бесконечной и огонь их не угаснет; поэтому они мерзость для всякой плоти, никто не захочет приближаться к ним. Это иногда исполняется во время скоротечных судов, но, возможно, особенно близко по букве к этой ситуации было уничтожение еврейского народа и разрушение римлянами Иерусалима, при котором (как было вычислено) вначале и впоследствии погибло более двух миллионов людей от меча, помимо тех, которые умерли от голода и эпидемий. Это также может касаться духовных судов, обрушившихся на неверующих евреев, которые видел и показал нам св. Павел (Рим 11:8 и далее). Они стали мертвыми во грехах, дважды умершими. Иудейская Церковь стала трупом Церкви; все ее члены гниющими трупами; червь их не умрет, их собственная совесть будет постоянно беспокоить их, и огонь их ярости против Евангелия никогда не угаснет, что было их наказанием, равно как и их грехом; они стали, более любого другого народа под солнцем, мерзостью для всякой плоти. Но наш Спаситель применяет эти слова в адрес будущего состояния нераскаявшихся грешников, когда червь их не умрет и огонь их не угаснет (Мар 9:44), ибо души, чья совесть постоянно мучит их, бессмертны, и Бог, Чей гнев постоянно навевает ужас, вечен.

(3) Какой вывод можно сделать из этого. Поклоняющиеся Богу будут выходить и увидят трупы людей, и когда они увидят бедственное положение, из которого были выкуплены, то это воспламенит их сердца любовью к Искупителю. Когда проклятые увидят других людей в царстве небесном, а себя изгоняемыми вон (Лук 13:28), то это только усугубит их бедственное положение, равно как и вознесет радость и славу благословенных, когда они увидят, что стало с теми, кто умер в своих преступлениях; они вознесут свою хвалу, осознавая, что сами были выхвачены, как головня из огня. И пусть искупленные Господа со всем смирением и святым трепетом воспоют ликующие песни славе свободной благодати, которая так отличила их. ' Подробные объяснения автора вызваны тем, что в английском переводе Библии, в отличие от русского, в значении «земля» употреблены разные слова: the earth (Ис 24:1) u the land (Ис 24:3). 2В английском переводе последнего стиха 8-й главы отсутствует предложение: «Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел», близкая по смыслу фраза открывает 9-ю главу.