Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Мэтью Генри к книге Откровение

В данной главе звучит предсказание о том, что многих египтян и эфиопов уведет в плен царь Ассирии. Здесь представлено (I) знамение, посредством которого сообщалось предсказание и которое заключалось в том, что пророк какое-то время ходил босым и почти нагим, как бедный пленник (ст. 1 – 2). (II) Объяснение этого знамения применительно к Египту и Эфиопии (ст. 3-5). (III) Полезный урок для Божьего народа: никогда не следует полагаться на мышцу плотскую, потому что она обманет (ст. 6).

Стихи 1-6. Здесь Господь, будучи Царем народов, наводит горькую скорбь на Египет и на Эфиопию, но, будучи Царем святых, Он обращает это на благо Своему народу. Примите во внимание:

I. Дату данного пророчества. Оно имело место в том году, когда Азот, укрепленный город филистимлян (у которых, существует мнение, его недавно отвоевал себе Езекия, когда поразил их до Газы, 4Цар 18:8), был осажден и захвачен ассирийским войском. Трудно сказать, на каком году правления Езекии это произошло, но данное событие было столь значительным, что современники могли по нему четко определить год. В то время Ассирией правил царь Саргон, который, существует мнение, был также известен под именем Сеннахирим; согласно же другому мнению, Саргон непосредственный предшественник Сеннахирима и преемник Салманассара. Военачальник Тартан, главнокомандующий данной операции, был одним из полководцев Сеннахирима, которого тот послал вместе с Рабсаком бросить вызов Езекии (4Цар 18:17).

II. Продемонстрированное Исайей знамение посредством необычного одеяния при хождении вне дома. Он и раньше сам служил своему народу знамением о наступлении скорбных времен, одеваясь на какое-то время во вретище, которым опоясывался. Существует мнение, что Исайя завел такой обычай, когда оплакивал пленение десяти колен. Согласно другому мнению, Исайя обычно носил вретище, неся служение пророка, дабы показать, что умер для мира, и научиться переносить трудности. Мягкие одежды больше подходят прислуживающим в царских дворцах (Мат 11:8), нежели исполняющим Божьи поручения. Например, Илия носил одежду из волосяной ткани (4Цар 1:8), Иоанн Креститель тоже (Мат 3:4), и притязавшие называться пророками в поддержку своих притязаний надевали власяницы (3ах 13:4). Однако здесь Исайя получил повеление снять вретище с чресл своих, причем не для того, чтобы переодеться во Что-то лучшее, но снять одежду вообще никакого верхнего платья, никакой накидки, никакого плаща, но только то, что, можно предположить, ближе к телу: рубашка и нижнее белье; кроме того, надлежало сбросить сандалии и ходить босиком. Таким образом, по сравнению с одеянием других и по сравнению с тем, что он обычно носил сам, можно сказать, что Исайя ходил нагой. Это было для пророка настоящей мукой, пятном на его репутации, подвергавшим его презрению и насмешкам; мальчишки на улицах кричали ему вслед, и искавшие повод придраться к нему говорили: воистину, глуп прорицатель, безумен выдающий себя за вдохновенного (Ос 9:7). Кроме того, это могло повредить его здоровью, Исайя рисковал простудиться, а простуда могла вызвать лихорадку и стоить ему жизни; но Бог повелел поступить так, чтобы пророк доказал свое послушание Господу, покорившись неприятнейшему приказу, и таким образом пристыдил бы непослушание своего народа в исполнении самых простых и разумных заповедей. Когда мы исполняем свой долг, нам нужно доверить Господу и свою репутацию, и свою безопасность. Сердце того народа было невероятно бесчувственным: людям недостаточно услышанного, но, чтобы вразумить их, нужно еще показать знамения, поэтому Исайя должен сделать это им в назидание. Несмотря на постыдность одеяния, замысел был славным, и пророку Господа не было нужды стыдиться его.

III. Объяснение данного знамения (ст. 3,4). Его предназначением было символически показать, что ассирийский царь уведет в плен египтян и эфиопов, таким же образом раздетых или одетых в лохмотья в совершенно поношенном одеянии, которое носил теперь Исайя. Господь называет его раб Мой Исайя, потому что в этом деле пророк поособому показал себя усердным, верным и послушным слугой; и Исайя прославил Господа именно тем, за что, возможно, над ним насмехались другие. Послушание лучше, чем жертва; оно более угодно Господу и прославляет Его, и Он похвалит за послушание. Об Исайи сказано, что он ходил нагой и босой три года, когда бы ни представал на протяжении этого времени в качестве пророка. Однако существует мнение, что три года имеют отношение не к знамению, а к самому символизируемому событию, и следует читать: ходил нагой и босой; в первоисточнике здесь поставлен знак препинания; допустим, Исайя поступил так один раз, и этого было достаточно, чтобы дать всем окружающим повод задаться вопросом о значении поступка пророка; или же, согласно другому мнению, он ходил нагой и босой три дня, по дню за каждый год; что же касается трех лет в указание и предзнаменование, то знамение относилось к событию, которому надлежало свершиться три года спустя или которому надлежало длиться три года. Ассирийское войско совершит три похода, один за другим, ограбив египтян и эфиопов и уведя их в плен самым варварским образом, потому что заберут не только воинов с поля битвы, но и мирное население как молодых, так и стариков; и поскольку зрелище будет весьма плачевным, способным вызвать сострадание у всех, кто сохранил хоть каплю жалости (ибо тяжко видеть людей, которые всю жизнь хорошо одевались, раздетыми и едва прикрывающими свою наготу лохмотьями), то произведет большое впечатление на людей, которым данное пророчество сообщалось, причем данному обстоятельству в предсказании было уделено особое внимание. В частности, о нем сказано, что оно будет в посрамление Египту (ст. 4), потому что египтяне были гордым народом и такое бесчестье стало для них тяжким испытанием; чем выше они превознеслись, тем ниже пали как в собственных, так и в чужих глазах.

IV. Прикладное значение (ст. 5,6).

1. Все, кто каким-то образом полагался на Египет и Эфиопию или поддерживал с ними отношения, теперь будут их стыдиться и побоятся иметь с ними дело. Страны, испытывавшие угрозу со стороны Ассирии, надеялись, что Тиргак, царь Эфиопский, со своим многочисленным войском остановит продвижение победоносной армии и станет преградой на ее пути к соседям; с еще большей уверенностью они уповали, что Египет, так славившийся своей политикой и доблестью, совершит свое дело и заставит ассирийцев снять осаду Азота и поспешно удалиться. Но вместо этого, пытаясь противостоять ассирийскому царю, они лишь подвергли себя опасности и сделали свою страну легкой добычей для ассирийцев. Вслед за этим все окружающие стали стыдиться, что надеялись получить какую-то выгоду от двух таких слабых и трусливых народов, и теперь еще сильнее, чем когда-либо прежде, боялись растущего величия ассирийского царя, перед которым Египет и Эфиопия оказались тернами и волчцами, брошенными в пламя огня в надежде погасить его, но лишь заставившими гореть сильнее. Следует заметить: кто уповает на какую-либо тварь и хвалится ею, ставя ее таким образом на место Господа, тот рано или поздно начнет стыдиться своих упований, а разочарование только усилит страх (см. Иез 29:6,7).

2. В частности, иудеи убедятся в собственном неблагоразумии, ибо полагались на такие надломленные трости и отчаялись дождаться от них какой-либо помощи: и скажут в тот день жители этого острова (англ. пер., ст.6), то есть земли Иуды, расположенной у моря, хотя и не окруженной морем, скажут жители этой страны (написано на полях);

у всех откроются глаза, и каждый скажет: «Вот каковы те, на которых мы надеялись, как тщетно и как неразумно! Вот каков будет исход. Мы побежали за помощью к египтянам и эфиопам и рассчитывали, что те избавят нас от ассирийского царя; но теперь, когда они сокрушены, как избежать поражения нам, не способным вывести на поле боя такие же огромные армии, как были у них?» Следует заметить:

(1) кто доверился тварям, тот будет разочарован и ему придется стыдиться своего доверия; ибо защита человеческая суетна, и напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор.

(2) Разочарование в уповании на тварь, вместо того чтобы приводить нас, как здесь, в отчаяние (как спаслись бы мы?), должно привести нас к Богу; ибо если мы бежим за помощью к Нему, то не обманемся в своих ожиданиях.