Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

8. ВИДЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ КОЛЕСНИЦ (6:1-8)

Изложением Захарией восьмого видения, полученного им в ту же ночь, что и все предыдущие, завершаются его пророческие вести относительно будущей истории еврейского народа. Нельзя не заметить, насколько перекликается последнее видение с первым, где тоже в присутствие Господа выходили кони, чтобы по повелению Его обойти всю землю. В восьмом видении кони предстают перед Господом, запряженные в колесницы.

Другая «деталь», присущая лишь этому видению, – та, что кони выходят из ущелья между двумя медными горами. Прослеживается внутренняя, смысловая, связь между первым видением и восьмым. Суд над языческими народами, предрешенный Богом в первом, совершается силами небесными (олицетворяемыми военными колесницами; обращает на себя внимание, что о правящих колесницами не упоминается) в восьмом.

а. Описание видения (6:1-3)

Зах. 6:1-3. О горах, между которыми проезжают четыре колесницы, сказано, что они были медные. Здесь символика, понимаемая по-разному и, в частности, так: крепость всякого Божиего решения, неодолимость и вместе праведность свершений Его. Наличие определенного артикля перед «двумя горами» в евр. тексте привело некоторых к предположению, что тут подразумеваются две определенные горы, всем хорошо известные: Сион (Иоил. 3:16) и гора Елеонская (Зах. 14:4). Хотя с Елеонской горой ассоциируется второе пришествие Иисуса Христа, и это, казалось бы, говорит в пользу упомянутого предположения, оно представляется сомнительным потому, что горы, увиденные Захарией, были медными.

Образ четырех колесниц, влекомых конями разной масти, скорее всего говорит об универсальном характере Божиего суда, который совершится над всей землей, во всех, так сказать, «четырех направлениях». Если перечисленные здесь масти коней тоже имели некое скрытое значение, то можно предположить, что рыжие («красные») кони символизировали войны и кровопролития, вороные – голод и смерть, белые – победу, торжество, а пегие (то же, по-видимому, что конь «бледный» в книге Откровение) – гибель от смертоносных эпидемий (толкование на Откр. 6:1-8).

б. Объяснение видения (6:4-8)

Зах. 6:4-7а. На вопрос Захарии: что это, господин мой? – Ангел, «говоривший с ним», объясняет пророку значение явленных ему в видении коней и колесниц. Это… четыре духа (или «ветра») небесных. Определение это могло относиться к ангелам – совершителям суда Божиего; духи («ветры»), возможно, олицетворяли силу Бога, совершающего суд Свой (сравните с Пс. 147:8; Иер. 49:36; Дан. 7:2; Откр. 7:1). В стихе 5 Бог назван Господом (евр. адон) всей земли. Это наименование, по-видимому, подразумевает Мессию, Который явится, чтобы править всей землей на протяжении тысячи лет (сравните с Мих. 4:13 и толкование на этот стих).

Страной северной названа Вавилония, чьи полчища вторгались в Израиль с севера. «Страна полуденная» (или южная) это, конечно, Египет. Две эти державы всегда были враждебны Иегове и Его народу.

Зах. 6:7б-8. Он в стихах 7-8 – это Господь, говорящий в этих стихах. Что значит фраза вышедшие в землю северную успокоили дух Мой? По-видимому, следующее. После совершения справедливого суда над нечестием, обретшим «дом» свой в Вавилоне (Зах. 5:5-11; сравните с Откр. 18:2,10,21; 19:1-3), успокоится (для Захарии, в видении его, это уже совершилось), или будет утолена, ярость Божия (гнев Его); сравните с Иез. 5:13; 16:42; 24:13. В первом своем видении Захария слышит о «великом негодовании, которым негодует Бог на народы, живущие в покое» (1:15), а в последнем его видении Господь делает пророка свидетелем «успокоения духа Своего» – по совершении справедливого возмездия нечестивцам (Откр. 19:2,15-18).

В. Символический акт, завершающий видения (6:9-15)

В завершение восьми его ночных видении Захария слышит повеление от Господа. Ему предстоит совершить символический акт коронации первосвященника Иисуса, который таким образом сделается представителем ОТРАСЛИ, Мессии, ибо это Он возведет Храм будущего, и в Его лице объединятся Священник и Царь.

1. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВОЗЛОЖЕНИЕ ВЕНЦА (6:9-11)

Зах. 6:9-11. И было слово Господне ко мне, – этой формулой, говорящей о божественном характере откровения, полученного пророком, здесь «подводится черта» под его ночными видениями. Теперь Захарии предстоит действовать – возложить венец, сделанный из серебра и золота, на голову Иисуса… иерея великого.

Драгоценные металлы Захарии велено взять у небольшой группы людей – у Хеддая, у Товии и у Иедая (чьи имена дотоле никому не были известны), пришедших в ту пору из вавилонского плена. (Вероятно, в стихе 14 Хелдай назван Хелемом.) Можно лишь предполагать, что эти иудеи принесли серебро и золото для украшения нового храма. И что они, видимо, остановились в доме некоего Иосии, сына Софониева.

Заметим, что хотя в евр. тексте стоит в стихе 11 венцы (множ. число), из контекста следует, что речь тут идет об одном венце. Множ. число тут, скорее всего, отражает сложное устройство его; он мог, к примеру, состоять из двух «ярусов» – серебряного и золотого. Коронацией первосвященника Иисуса, а не правителя (губернатора) Зоровавеля, подчеркивалось символическое значение акта. Ведь первосвященник не имел права на венец. А вот если бы им увенчан был

Зоровавель, то некоторые ошибочно могли бы принять его за коронованного Мессию, сына Давидова, – поскольку Зоровавель, как и обещанный евреям Мессия, был и потомком Давида и политическим деятелем в одно и то же время.

2. ПРОРОЧЕСКОЕ СЛОВО (6:12-15)

Зах. 6:12-13. Тут Бог повелевает Захарии сказать Иисусу, сыну Иоседекову, что он удостаивается чести быть прообразом ОТРАСЛИ – Того, Кто создаст Храм будущего. Именно преобразовательное значение имела коронация Иисуса, «порученная» Захарии, так как ею указывалось, что Мессия придет как Царь и Священник (подобие Мелхиседеку за столетия до того; Быт. 14:18-20; Пс. 109:4; сравните с Евр. 7:11-21). Само наименование «ОТРАСЛЬ» является мессианским, как уже говорилось (Зах. 3:8 и толкование на этот стих).

Поскольку обещание относительно второго храма, которому предстояло быть возведенным в дни Захарии, дано было Зоровавелю (4:9), роль в этом строительстве Иисуса была невелика. Логично поэтому обетование, записанное в стихе 12, о том, что ОТРАСЛЬ создаст храм Господень, отнести к Мессии, к основанию Им храма тысячелетнего Царства (которого лишь прообразом явится храм Зоровавеля); Ис. 2:2-4; 56:6-7; Иез. 40:6; Мих. 4:1-2.

Муж, имя Которого ОТРАСЛЬ, слышит Захария, произрастет из Своего корня, т. е. произойдет из Своего народа. Приняв славу «единородного от Отца» (Иоан. 1:14), Он… воссядет на троне, чтобы владычествовать (Ис. 9:7; Иер. 23:5; Мих. 4:3,7; Соф. 3:15; Зах. 14:9). Но не только Царем, а и священником будет Он на престоле Своем (Евр. 4:15; 5:6; 7:11-12). Священник из рода Левия никогда не мог бы стать царем, «восседающим на престоле». Но Иисус Христос объединит в Себе обоих, словно бы свяжет между собой узами ненарушимой гармонии две личности (по-русски выражено фразой: и совет мира будет между тем и другим).

Зах. 6:14. Захарии сказано отдать символический венец тем, пришедшим из Вавилонии, людям, у которых взяты будут серебро и золото для изготовления его. Имелось, по всей вероятности, в виду, что после возведения храма именно они (и Иосия, сын Софонии, названный в стихе 14 «Хелем», что означало «милостивый») должны будут поместить венец как некую памятную реликвию на сохранение в храм. Кстати, согласно древнему иудейскому преданию венец, сделанный Захарией, действительно хранился в храме.

Зах. 6:15. Неприметным образом наставление свыше пророку относительно символической коронации Иисуса, сына Иоседекова, переходит в пророчество, произносимое Ангелом Господним, или Отраслью (поскольку это одно и то же Божественное Лицо), Которого послал к иудеям Господь Всемогущий (Саваоф). Он говорит, что факт пожертвований на храм, совершенных теперь небольшой группой людей, не останется единичным. Многие и впредь будут приходить издалека, чтобы участвовать в построении храма Господня.

Те несколько иудеев, что пришли из Вавилонии в дни Захарии, по-видимому, являются здесь прообразом многих – иудеев и не-иудеев, которые понесут «достояние» свое созидающим Храм (Ис. 60:5,9,11; 61:66); мысль о построении второго храма, очевидно, перетекает тут в откровение о Храме будущего… И это будет. Храм будет созидаться и будет создан. И с ним осуществятся и другие обетования Господни. Если только люди будут слушаться гласа Господа Бога своего.

Тут уместно повторить мысль (высказанную в комментарии на Агг. 2:9а) о храме Иеговы как о некоем мистическом явлении, которое пребывает в веках и символизирует непрерывность истории спасения. В этом именно смысле в видении Захарии, как и в откровении Аггею, второй храм как бы продолжает первый, но и сам будет иметь продолжение, пока не получит завершения своего в Тысячелетнем храме мессианского века.