Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
1 2 3 4

П. Иона повинуется Богу (главы 3-4)

А. Господь возобновляет Свое поручение пророку (3:1-2)

Ион. 3:1-2. В повторном обращении Господа к Ионе звучит лишь подтверждение миссии, порученной ему прежде: о причине этого поручения вторично не говорится. Во Вступлении раскрыто было понятие город великий применительно к Ниневии (приведены, в частности, предположительные размеры внутренней ее стены и величина города по окружности). Скажем, в дополнение, что внешняя стена «обнимала», вероятно, поля и селения, зависевшие от Ниневии.

Б. Пророк повинуется (3:3-4)

Ион. 3:3. Стих этот уже объяснен довольно подробно во Вступлении (раздел «О достоверности и историчности Книги Пророка Ионы»). Заметим, что дополнение у Бога при словах город великий было, вероятно, сделано автором с намерением подчеркнуть, что в глазах Божиих Ниневия не была «городом маловажным»; что касается читателей-израильтян, то в их глазах это должно было оправдать последующее развитие событий (помилование Богом покаявшихся ниневитян).

Ион. 3:4. Первая фраза, по-видимому свидетельствует о ревностном исполнении Божьего поручения раскаявшимся в своем непослушании пророком: проповедуя по всему городу, т. е. останавливаясь с этой целью на улицах, площадях и базарах, он, тем не менее, «проделывал» за день не меньше километров, чем путник, идущий по «открытому пространству». Важно отметить, что проповедь Ионы, конечно же, не сводилась к предсказанию гибели Ниневии через сорок дней – в этом случае она ничего, кроме ужаса и отчаяния, у жителей ее не вызвала бы. Очевидно, пророк обличал злодеяния ниневитян (1:2) и говорил им о возможности спасения через покаяние.

В. Покаяние ниневитян (3:5-9)

Ион. 3:5. Тем, кто не считают Книгу Пророка Ионы исторически достоверной, все, рассказанное в стихах 5-9 представляется невероятным. Все, включая раскаяние целого города от проповеди не известного ниневитянам чужеземного пророка, массовый их пост и облачение во вретища, как и участие во всем этом царя их и вельмож и даже издание в этой связи особого царского указа.

Между тем, в истории известно немало случаев подобного «массового воздействия» одного лица на множество народа (тем более в благоприятных для этого условиях; выше (во Вступлении) говорилось о вероятном психологическом предрасположении ниневитян к принятию угрожающей пророческой вести). Не является невероятной и реакция на проповедь Ионы самого царя, который ведь был в Ассирии и верховным жрецом, и, следовательно, «руководил» религиозной жизнью своих подданных.

Правдоподобной деталью (сколь ни странно это может показаться) является даже «привлечение к посту» домашних животных (стихи 7-8). Подобные случаи в древнем мире, в котором люди много ближе стояли к животному миру (и природе в целом), чем теперь, были известны и описаны (например, греческим историком Геродотом).

Возникает вопрос, насколько искренним было покаяние ниневитян? Приняв его как искреннее, нелегко будет объяснить тот факт, что нравственная природа ассирийцев, склонных к жестокости и насилию, не изменилась, и что в скором времени они разрушили Северное (Израильское) царство, откуда приходил к ним пророк Иона. На это можно заметить следующее: поскольку Иона призывал ассирийцев покаяться во зле, чтобы избежать конкретного, угрожавшего им в ближайшее время «суда», то они, восприняв его слова всерьез, последовали им в тот момент, не пережив при этом сколько-нибудь глубокого «изменения сердца».

Другими словами, они поверили в факт угрозы, исходившей от Бога, но как к единственному истинному Богу к Нему, Иегове, не обратились. Один из западных исследователей Книги Пророка Ионы – С. Ф. Кейль допускает, что, по крайней мере, часть ниневитян могла быть охвачена искренним и глубоким покаянием, но в массе своей они, скорее всего, подчинились повелению своего царя, так что раскаяние их, не быв продолжительным, не имело и серьезных последствий. Ниневитян, услышавших проповедь Ионы, более других чувств объяло чувство страха (стихи 8-9). И все-таки: воздействие на них еврейского пророка было несомненным.

Ион. 3:6. Может быть, царем ниневитян был в те дни Асур-данил III (правивший Ассирией в 772-754 годах до Р. Х.). Хотя Ниневия столицей ассирийской империи стала лишь при царе Сеннахерибе (705-681 г. до Р. Х.), некоторые цари ее и прежде имели там свою резиденцию.

Ион. 3:7-9. В дополнение к объяснениям по поводу сказанного здесь, предложенным выше, заметим, что сознанию древних присуща была надежда на возможность отвращения гнева (угрозы) со стороны высших сил – Бога (или богов). Отсюда это Кто знает, может быть в стихе 9 (сравните с 2-Цар. 12:22; Иоил. 2:14). Чего царь Ниневии не знать не мог, так это то, что излияние «пылающего гнева» Божьего на его страну «несправедливостью» бы не было.

Об отвратительных злодеяниях ассирийцев и по прошествии более столетия с болью и ужасом будет говорить пророк Наум (Наум. 3:1,3-4). С другой стороны, читатели Книги Пророка Ионы с удивлением, вероятно, восприняли выражение ассирийцами страха перед «судом Божиим» – ведь эти свирепые люди не боялись никого и ничего (4-Цар. 18:33-35).

Г. Ответное действие Бога (3:10)

Ион. 3:10. Фраза дела их подразумевает пост и покаяние ниневитян. Что касается слов они обратились от злого пути своего, то, по всей вероятности, пророческая весть Ионы включала в себя ряд условий, на которых гнев Божий мог быть от Ниневии отвращен, и имело удовлетворение этих условий подразумевается тут. Знаком милости Божией к ниневитянам (тоже Его народу) было поручение Ионе отправиться к ним с обличениями и призывом к покаянию. Сколь бы относительной и, вероятно, неглубокой (со стороны большинства ниневитян) ни была реакция на эти обличения и призыв, она все-таки была.

И Бог в ответ смягчился, и тогда пощадил Ниневию. Это лишний раз напоминает нам, что заслужить (тем более в полной мере!) Божию милость люди не в состоянии. Но и малейшая «заслуга» (та же готовность выразить покаяние) не остается без ответа с Его стороны. В случае того исторического сюжета, который отражен в Книге Пророка Ионы, этим «ответом» явилась отсрочка Божьего суда над Ниневией. Ибо город этот просуществовал еще примерно 150 лет. Жители его продолжали предаваться всем мыслимым грехам, и в 612 году до Р. Х. Ниневия была разрушена (книгу Наума).

Когда Бог грозит людям наказанием, то словно бы опускает перед ними черный занавес, на котором особенно четко выделяется Его милостивая готовность к прощению – в случае готовности к покаянию тех, кто это наказание заслужил. Рассказ Ионы о миссии его в Ниневию должен был послужить уроком его соплеменникам: суд Божий, грядущий на них самих, постигнет их не от нежелания Иеговы прощать, а от их упорной нераскаянности. Урок этот (или опыт) со временем, после гибели Ниневии, должен был сделаться еще более наглядным.