Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
1 2 3 4

2. ИОНА ПРОГЛОЧЕН КИТОМ (2:1-11)

Ион. 2:1. С самого начала необходимо оговориться, что словом «кит» (в русском, славянском и греческом переводах) передано еврейское даг гадол, что означает «большая рыба»; морские млекопитающие (каковым является кит) в еврейском языке так никогда не назывались, и «появление кита» в переводах объясняют тем, что в древности с этим понятием ассоциировалось представление о «морском чудище» вообще.

Кстати, этой «оговоркой» снимается возражение против «противоестественности» сказанного в 2:1 дело в том, что у китов слишком узкое горло, чтобы человек мог пройти в него. Какая рыба проглотила Иону, не сказано, но можно предположить, что это была китовая акула (раздел «О достоверности и историчности Книги Пророка Ионы» во Вступлении), либо так называемая «акула-людоед», которая тоже водится в Средиземном море.

Нельзя не сказать, что «чудо пребывания Ионы во чреве кита» у многих исследователей Библии вызывало особое недоверие как выходящее будто бы за всякие рамки возможного. Из-за него всю книгу объявляли вымыслом, легендой, мифом (о чем говорилось во Вступлении). Однако всякий вымысел, заметим, имеет какое-то подобие в действительности, и из ничего не рождается (и в основе всякого мифа, добавим, лежит какое-то событие, происшедшее в реальности).

Да, возражают на это, но, передаваясь из уст в уста на протяжении столетий, легенда (или миф) обрастает множеством невероятных подробностей. В этой связи не верившие в «чудо кита» предпринимали множество разнообразных попыток «добраться до рационального зерна». Назовем лишь одну из них: все, о чем говорится в главе 2, Ионе, который действительно пытался «уклониться» от исполнения миссии в Ниневии, под воздействием связанных с этим сильных переживаний, приснилось.

При том, что подобное тому, что произошло с Ионой, все-таки могло иметь место, о чем вкратце сказано во Вступлении, это, тем более пребывание Ионы во чреве кита три дня и три ночи, – несомненно чудо, т. е. явление, с точки зрения естественных законов, необъяснимое. Но не потому ли Спаситель и назвал его знамением, подобным чуду Его пребывания «во гробе» на протяжении трех дней и воскресения после этого! Оказавшись во чреве «большой рыбы», пророк Иона был как бы погребен и – по естественному порядку вещей – должен был умереть, однако – по сверхъестественному действию воли Божией – остался в живых.

Кстати, «три дня и три ночи» не обязательно должны были соответствовать 72 часам, но – 24 часам, плюс по нескольку часов еще от двух дней (сравните Есф. 4:16 с 5:1 и толкование на Матф. 12:40, где Иисус говорит, что Его пребывание «в сердце земли» будет соответствовать по протяженности пребыванию Ионы во чреве кита).

Заметим еще, что некоей «аналогией» к этому чуду Ионы могут послужить известные случаи возвращения к жизни умерших – после некоторого пребывания их в могиле. И если такое возможно в естественных условиях, то тем более при действии сверхъестественной силы Создателя, Который не нарушает установленных Им законов природы, но пользуется ими в Своих целях.

Ион. 2:2-10. Молитва Ионы – это в сущности псалом благодарения. Каждый ее стих напоминает строки из тех или иных псалмов (сравните, к примеру, стих 3 с Пс. 17:7 и 119:1; стих 4 – с Пс. 68:3; стих 5-с Пс. 30:23; сравнения эти можно последовательно продолжить). Нет ничего странного в том, что, описывая свое сверхъестественное переживание, пророк прибег к знакомым и так много говорившим его сердцу образам псалмов. За что же благодарил Иона Бога, находясь в своей удивительной темнице? Очевидно, за спасение от верной гибели.

Обратите внимание на то, что в пересказе своей молитвы пророк прибегает к прошедшему времени и – представляется не только потому, что описывает все пережитое потом, после; если внимательно вчитаться в его молитву, то нельзя не заметить: все подробности бедствия, постигшего его, уже там, в «темнице», воспринимались Ионой как то, что было, но прошло.

Очевидно, наибольший ужас охватил его, когда, сброшенный с корабля, он стал погружаться в бездну (как бы в преисподнюю – стих 3, к «основаниям гор», чтобы навек оказаться «запертым в земле» – стих 7), когда воды словно бы прошли сквозь него и «дошли до души его», и голову обвила морская трава (стих 6). В этом-то крайнем душевном потрясении и мог Иона ощутить себя спасенным, оказавшись «во чреве кита» (может быть, не поняв даже, куда он попал).

И в эти мгновения он, осознав себя «отринутым от очей Божьих» своим неповиновением, мог проникнуться надеждой опять увидеть святой храм Его (стих 5), верой в то, что Господь «изведет душу его из ада». Картины опасностей, угрожавших ему (стихи 4,6,7), чередуются в молитве пророка с описанием его душевного состояния (стих 3, 5, 7в-8), и завершаются выражением благодарения за спасение (стихи 9-10), которое он «предощутил» еще во чреве кита.

Ион. 2:11. По слову Господа кит изверг Иону на сушу – в каком месте, не говорится, но, предположительно, где-то на палестинском берегу Средиземного моря.