Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
1 2 3 4 5 6 7 8 9

1. О ПРИТЕСНЕНИИ БЕДНЫХ (4:1-3)

Ам. 4:1. «Телицами Васанскими» пророк называет самарийских аристократок, которые купаются в роскоши и упиваются дорогими напитками. Средства на это они требуют от своих «господ» (мужей), те же добывают их, беззастенчиво притесняя бедных и нищих.

Напомним, что Васан находился в Трансиордании, восточнее Геннисаретского озера. Славился своими тучными пастбищами (Иер. 50:19; Мих. 7:14) и откормленным скотом (Иез. 39:18; Пс. 21:13). Отсюда образ, к которому прибегает Амос.

Ам. 4:2-3. Страшная участь ожидает изнеженных самарянок. Вот, придут на них дни, предрекает пророк, когда повлекут их прочь из города. Враги (ассирийцы) захватят и разрушат Самарию и потащат женщин из роскошных чертогов их сквозь многочисленные проломы в городских стенах. Следует образ рыбной ловли (как образ безжалостного истребления): самарянок «повлекут крюками», а уцелевших поначалу (остальных ваших) – удами.

Перед глазами как бы возникает рыболов, перекинувший через плечо связку рыб, нанизанных на один «крюк»: он «тащит» их на рынок. Подобно тому «потащат» из разрушенной Самарии вчера еще беспечных ее жительниц в Ассирию. Орудия войны, напоминавшие рыболовные снасти, действительно употреблялись ассирийцами.

2. О РЕЛИГИОЗНОМ ЛИЦЕМЕРИИ (4:4-5)

Ам. 4:4-5. Стих 4 звучит пародией на призыв священника к паломникам войти в святилище Божие, чтобы поклониться Господу и воздать Ему славу (сравните этот стих с Пс. 94:6; 95:9; 99:4). Амос «приглашает» весь Израиль «идти в Вефиль и в Галгал, чтобы грешить и умножать свои преступления» (т. е. вновь и вновь действовать вопреки завету с Господом).

В Вефиле, на севере Израиля, было, как помним, святилище, где сам царь поклонялся Иегове в образе тельца. В Галгале, при вступлении Израиля в землю обетованную, были установлены, в честь этого события, памятные камни (Иис. Н. 4); в 8-ом веке до Р. Х. Галгал все еще оставался центром паломничества, где совершались жертвоприношения (Ам. 5:5; Ос. 4:15; 9:15; 12:11).

Для слушателей Амоса стих 4 звучал горькой иронией, так как в нем обыгрывался существующий порядок жертвоприношений. Так десятины, предназначенные в помощь левитам и бедным (Втор. 14:28-29), отделялись каждые три года (а вы приносите их хотя каждые три дня! – восклицает Амос, подразумевая, что толку от этого все равно не будет). Впрочем, существует и альтернативное прочтение этого места, исходящее из порядка жертвоприношений, существовавшего в Вефиле (он отличался от принятого в храме). Пророк мог подразумевать: делайте, как делаете, но не ждите пользы от этого.

Приносите в жертву (всесожжения) благодарение квасное. Имеется в виду благодарственное хлебное приношение (Лев. 7:11-15). Место это не вполне ясное, так как, принося жертву в благодарность за благословения и ответы на молитвы, сжигали не кислый, а пресный хлеб. Может быть, и тут присутствует ирония: сжигайте хоть кислый хлеб! «Добровольные приношения» или «жертвы по усердию» (Лев. 7:16; 22:17-19) должны были совершаться именно «по велению сердца», но для израильтян и они сделались предметом похвальбы.

Своим лжеусердием они стремились произвести впечатление на людей и на Бога. Вкупе с тем, что урожай, с которого они давали десятины, они порой выращивали на присвоенной земле, а жертвенных животных откармливали на лугах, насильно у кого-то отнятых, приношения и жертвы их лишь оскорбляли Господа (сравните с Ис. 1:10-20; Мих. 6:6-8).

Таблица наказаний по Завету:

Наказание Амос Левит Второзаконие 3-Царств
Голод 4:6 26:26,29 28:17,48 8:37
Засуха 4:7-8 26:19 28:22-24,48 8:35
Болезнь растений 4:9 26:20 28:18,22,30,39-40 8:37
Нашествие саранчи 4:9 - 28:38,42 8:37
Эпидемии 4:10 26:16,25 28:21-22,27,35,59-61 8:37
Военное поражение 4:10 26:17,25,31,36-39 28:25-26,49-52 8:33
Опустошение земли 4:11 26:31-35 29:23-28 -

3. О НЕЖЕЛАНИИ КАЯТЬСЯ (4:6-13)

Ам. 4:6. В книгах Левит и Второзаконие записано, что за неповиновение Ему Господь будет карать народ Свой. В стихах 6-11 четвертой главы говорится о том, как исполнял Бог это Свое предупреждение в отношении евреев в их прошлом. И в каждом из стихов (за исключением стих 7) Амос подразумевает, что характер Божиих наказаний – лечебный, так как цель их – побудить народ к покаянию. Увы! Результата предупредительные наказания не принесли. Но вы не обратились ко Мне, говорит Господь – горестной этой фразой заканчиваются стихи 6,8-11.

Фраза голые зубы (стих 6) при точном переводе с еврейского звучит как «чистые зубы» (подразумевается, «чистые от пищи», «не знающие пищу»), т. е. речь идет о попущении голода; мысль расшифровывается во второй части стиха и в той или иной форме продолжается в следующих трех стихах.

Ам. 4:7-8. Ведь нередко голод следовал за засухой, которая описывается в стихах 7-8. Устами Амоса Бог напоминает израильтянам, что удерживал от них весенний дождь, столь необходимый для летней жатвы. Причем дисциплинарная мера эта носила выборочный характер: Господь на одни город (участок) проливал дождь, а на другой – нет.

По мысли Амоса, именно в этой «неповсеместности» дождя израильтяне должны были видеть действие десницы Божией. Но они не видели. И, страдая от голода и недостатка воды (чтобы напиться воды, они шли из одного города в другой; стих 8), упорно не понимали (или не желали понять!), в чем причина их несчастий.

Ам. 4:9. Посевы хлеба гибли на их полях, «заболевая» разными видами болезней, поражающих растения. (То, что в русском тексте передано как «ржа» и «блеклость», означает, собственно, «почернение» и «пожелтение» хлебных колосьев; это происходит под действием восточного ветра и того, который иногда дует в Палестине в ноябре.) А сады их и виноградники пожирала гусеница. Но все это не побудило израильтян к покаянию.

Ам. 4:10. Характер наказаний менялся, и они следовали друг за другом. В этом стихе речь о войнах, которым нередко сопутствуют вспышки эпидемий. И то и другое несло народу смерть. Легко представить себе, как поражали эпидемии массы людей, «скучившиеся» в стенах осажденного города или в военном лагере (смрад от станов ваших (точнее, от множества трупов в этих станах) поднимался в ноздри).

«Моровая язва, подобная Египетской»; имеется в виду какая-то страшная болезнь, поразившая египтян при исходе из их страны евреев (Исх. 9:3-5; 12:29-31). Вообще же эту страну периодически поражали эпидемии, уносившие множество жизней, и ссылки на «болезни Египетские» встречаются в Ветхом Завете неоднократно (Втор. 7:15; 28:27,60). И все-таки речь здесь в первую очередь идет о неудачных для израильтян войнах (возможно, с сирийцами). И картина «станов, заваленных трупами юношей», может быть, подразумевает именно огромные поражения, которые несли евреи по Божиему попущению.

Ам. 4:11. Тут речь, возможно, о стихийном бедствии, может быть, о землетрясении, упоминаемом в Ам. 1:1. Лишь немногие спаслись от него, подобно головням, выхваченным из огня.

Ам. 4:12. И вот, поскольку Израиль «не реагировал» на прежние кары, уготовано ему бедствие самое тяжкое, встреча («сретение») с Богом, много страшнее прежних. Да будет он готов к ней! Посему так поступлю Я с тобою, Израиль относится к уничтожению Северного царства, предсказанному Амосом в 3:11-15.

Ам. 4:13. Если до сих пор Амос говорил от имени Господа, то теперь говорит от себя, напоминая израильтянам о всемогуществе Творца (толкование на 3:13), Который приближается к столице Северного царства (Ибо вот Он); сравните с Мих. 1:3-5. Господь Бог Саваоф объявляет человеку о намерениях Своих (сравните с 3:7), объявил и теперь (через него, Амоса) о беспримерном суде, грядущем на Израиль.