Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (12:4-13)

а. Повеление Даниилу «запечатать книгу» (12:4)

Дан. 12:4. Вполне понятно, что ни сам Даниил ни его непосредственные читатели не могли охватить своим разумением всех подробностей пророчеств, заключенных в этой книге (стих 8). Многому из этих пророческих откровений предстояло проясниться в ходе истории. В словах ангела и умножится ведение как раз и подразумевается, что со временем понимание многими того, что написано Даниилом, будет возрастать. Оглядываясь на прошедшую историю, мы, в частности, люди 20-го века, можем подтвердить это. Людям же последнего времени, т. е. времени великой скорби, смысл ее откроется до конца. «Запечатать книгу» пророку предложено в значении бережно сохранить все увиденное и записанное им.

б. Вопросы о времени великой скорби (12:5-13)

Дан. 12:5-6. Даниил видит появление еще двух ангелов (помимо Гавриила, рядом с которым он находился все это время). Он видит новых небесных посланцев стоящими на противоположных берегах реки Тигр, т. е. один из них стоял на том же берегу, что сам пророк и Гавриил. И вот он-то обратился к другому (мужу в льняной одежде) с вопросом: «когда будет конец этих чудных происшествий?» По всей вероятности, он говорил о событиях, описанных в 11:36-45.

Дан. 12:7. Ссылаясь в своем ответе на авторитет Бога, «Живущего вовеки», ангел ответил, что, все это совершится, к концу времени и времен и полувремени («формула», расшифровывающаяся как три с половиной года; толкование на 7:25). Хотя антихрист будет царствовать семь лет, первая половина его правления отмечена будет для Израиля относительными миром и спокойствием. Он будет пользоваться благами завета, который заключит с ним последний царь (9:27). В ту пору Израиль будет «землей неогражденной», страной «живущих беспечно, без стен (оград) и запоров» (Иез. 38:11).

Но затем антихрист порвет свой завет с ним (во второй половине 70-ой «седьмины»; 9:27). Последуют нашествие на Израиль «царя южного» и «царя северного» (11:40), сражение с ними антихриста и оккупация им страны народа святого. Иерусалим станет его политическим и религиозным центром (11:41,45), и править он станет оттуда и им как жесточайший царь и «бог» из всех, каких когда-либо знал Израиль (Откр. 13:5-7). Это и будет временем «совершенного низложения силы» Божьего народа. И вот тогда-то, к предопределенному истечению времени великой скорби, наступит всему этому конец (стих 66).

Дан. 12:8. Тут обращение пророка к Гавриилу; Даниил не понял услышанного им и попросил ответить, что же после этого будет? По всей вероятности, он хотел знать, что произойдет с Израилем после тех страшных времен (после дней великой скорби, как они названы будут Христом, прообразом которых до того явятся дни Антиоха IV Епифана).

Не много было открыто Даниилу о благословениях для его народа в далеком и таинствениом будущем (в Тысячелетнем царстве, во Второе пришествие Христа), хотя кое-что все-таки открыто было (об основании Богом вечного Царства Его, в управлении которым будут участвовать Его святые; Дан. 2:44; 7:14,22,27). Подобные откровения свыше давались народу Божиему и прежде, до Даниила, через других пророков, будут они даваться и после него (книги Аггея, Захарии, Малахии).

Дан. 12:9-10. Отвечая Даниилу, ангел повторяет мысль, выраженную им прежде (стих 4). Слова сии подлежат «сокрытию и запечатанию» – в значении сохранения их – до последнего времени (второй половины 70-ой «седьмины»), когда смысл их сможет быть полностью уяснен. В тот период времени многие евреи переплавлены будут в искушении (т. е. в испытаниях) и, обратившись к Спасителю (стих 3), очистятся и убелятся (сравните с 8:35). Но останутся и упорствующие в своем нечестии, которые по-прежнему будут поклоняться антихристу; они так и не уразумеют того, что ныне Бог открыл Даниилу (сравните с 1-Кор. 2:14). Лишь мудрым (в значении «праведных») откроется это.

Дан. 12:11. Затем ангел сказал, что 1290 дней составят страшный период времени, считая от того дня, как «прекратится ежедневная жертва», а «на крыле святилища» (9:27) поставлена будет «мерзость запустения». Мы уже знаем, что протяженность второй половины 70-ой «седьмины» определяется в словах «время, времена и полувремя» (стих 7 сравните с Откр. 12:14), которые понимаются тождественно трем с половиной годам. Этот же срок определяется как 42 месяца (Откр. 11:2) и 1 260 дней (Откр. 11:3). Как же тогда объяснить «излишек» в 30 дней (1290 по сравнению с 1260)? На этот счет делается несколько предположений. Одни, к примеру, высказывают такое соображение: 30 дней «продлят» время великой скорби в том плане, что станут днями суда как над Израилем, так и над прочими народами. Другие, напротив, полагают, что эти 30 дней завершат первую половину последней «седьмины».

Именно в пределах этих дней, говорят они, правитель мира установит «мерзость запустения» в храме (Матф. 24:15), либо за 30 дней вперед объявит о своем намерении сделать это. Так или иначе, период великой скорби «удлинится» на 30 дней. Напомним, что «мерзостью» в те «последние дни» явится образ зверя (антихриста), который, будучи установлен в храме для поклонения ему, станет символом новой религиозной системы (Откр. 13:14-15).

Дан. 12:12-13. Блаженство возвещается тем, которые доживут до истечения тысячи трехсот тридцати пяти дней. Подразумеваются таким образом дополнительные (к 1290) 45 дней. Предполагают, что на протяжении этих 45 дней по завершении великой скорби станут реальностью те благословения свыше, которых столь долго ожидал Израиль. Они могут послужить началом общих благословений, которые придут на землю с установлением на ней Тысячелетнего царства.

Но, может быть, тут имеется в виду иное: скажем, сошествие на землю Христа, Который в небе зримо появится за 45 дней до того (Матф. 24:30). Ноги Его коснутся тогда Масличной горы (Деян. 1:11). Разве для верующих во Второе пришествие Иисуса Христа не явится блаженством лицезреть осуществление своей надежды!

Даниил не дожил до исполнения большинства своих пророчеств. Он «упокоился», как возвестил ему ангел, в смерти (сравните со стих 2). Но он «восстанет» в конце дней, для получения своего венца в Тысячелетнем царстве. Верный Богу во всем, Даниил служил Ему и вел благочестивую жизнь – потому и уготована ему славная награда. Как уготована она в Царстве Христа всем доверяющим Господу до конца.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12