III. Израиль в пророческий период истории, во «времена язычников» (главы 8-12)
А. Видение овна и козла (глава 8)
Главы 8-12 (и 1:1 – 2:4а) написаны на еврейском языке, тогда как 2:46 – 7:28 – на арамейском. Объяснение этому в разделе «Языки» во Вступлении.
1. ВИДЕНИЕ (8:1-14)
а. Вступительные слова Даниила (8:1-2)
Дан. 8:1-2. Это видение снизошло на пророка два года спустя после того, которое записано в главе 7. Исследователи книги по-разному судят о фразе я был в Сузах; одни считают, что Даниил действительно находился в то время в Сузах, столице Елама (древней страны, расположенной более чем в 250 км. на восток от Вавилона; последовательно входила в состав трех великих империй – Ассирии, Вавилона и Персии). Другие склоняются к мысли, что Даниил был в Сузах, в видении своем.
Второе более вероятно, о чем, по-видимому, говорят и слова Даниила в заключительной фразе стиха 2: я, как бы был у реки Улая (Сузы находились на этой реке; карту «Мир Иеремии и Иезекииля» во Вступлении к толкованиям на книгу Иеремии). Столетие спустя персидский царь Ксеркс (в русской Библии – Артаксеркс; об этом в разделе «Историческая обстановка» во Вступлении к толкованиям на книгу Есфирь) построил в Сузах великолепный дворец, в котором и происходили события, записанные в книге Есфирь (Есф. 1:2). В том же дворце служил Неемия как виночерпий царя Артаксеркса (Неем. 1:1).
б. Видение овна (8:3-4)
Дан. 8:3-4. Духовным очам Даниила предстал овен, стоявший у реки. Из двух рогов его один был выше другого, хотя поднялся он после того, что был короче. Эти разнящиеся между собой рога овна явно перекликаются с «разномерными» боками медведя из предыдущего видения Даниила (7:5). в стихе 4 – аллегория силы, против которой не мог устоять, никто (никакой зверь). Направления, в которых овен бодал, подразумевают нечто вполне конкретное, но об этом смотрите толкование на 8:20-21.
в. Видение козла (8:5-14)
Дан. 8:5-8. Вслед за овном, который «делал, что хотел и величался» (стих 4), в видении Даниила возникает козел, идущий с запада (толкование на стих 21) по лицу всей земли. Скорость и легкость его «продвижения» так велики, что он словно не касается земли. Однорогий (стих 5) козел шел «в глазах Даниила» на двурогого овна, у реки, и, вот, бросился на него в сильной ярости.
Устоять против козла у овна не достало силы, и козел поверг его, и растоптал. Величие овна переходит в видении Даниила к козлу, описание которого явно перекликается с описанием «третьего зверя» в 7:6 (крылатого барса с четырьмя головами; им соответствуют четыре рога, вышедшие у козла, вместо одного большого, который сломился – стих 8).
Дан. 8:9-12. Даниил видит (стих 9), как от одного из четырех рогов козла вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране (подразумевается земля Израиля). Из сравнения стиха 10 со стихом 13 следует, что под «воинством небесным» (стих 10) и просто «воинством» (стих 13) тут понимается народ Израиля. В стихе 10 – аллегория жестокого притеснения его «небольшим рогом», который в дерзости своей посягнул на авторитет Вождя воинства сего (т. е. Бога) и пожелал подменить его своим авторитетом.
Другими словами, потребовал от Израиля поклонения себе (что следует из запрещения приносить ежедневную жертву Богу и осквернения святыни (храма) Его; стих 11. Из текста стиха 12 на других языках следует, что израильтяне (воинство) будут отданы во власть той личности, которая олицетворяется в видении Даниила «небольшим рогом» за свое нечестие, т. е. за отступление свое от Бога, и право ежедневно приносить жертвы будет отнято у них.
Тот же, кто «вознесется» над ними действиями своими и указами, будет попирать Божию истину и в неправедном правлении своем преуспеет (окончание стиха 12). За прозрачной этой аллегорией в видении Даниила стояли последующие исторические события: один из правителей Греческой империи подчинит себе Израиль, осквернит его храм и прервет служение в нем, потребовав поклонения, положенного Богу, себе.
Дан. 8:13-14. Святой в стихе 13 – это Ангел. Он объясняет кому-то вопрошавшему, что видение, явленное Даниилу, в той его части, которая касается жертвы, нечестия и попрания воинства (израильтян), охватывает определенный период времени, а именно две тысячи триста вечеров и утр (объяснение к этому в толковании на 8:23-25). После чего святилище будет очищено и (подразумевается) вновь займет надлежащее ему место в жизни народа.
Сравнение глав 2, 7 и 8 в Книге Пророка Даниила:
Даниила 2
Даниила 7
Даниила 8
Символизирует:
Золото
Крылатый лев
-
Вавилон
Серебро
Медведь
Овен
Мидо-Персия
Медь
Крылатый барс
Козел
Греция
Железо(и железо смешанное с глиной)
Зверь, непохожий на других
-
Рим
2. ТОЛКОВАНИЕ (8:15-27)
а. Появление Гавриила и его объяснение (8:15-26)
Дан. 8:15-19. Открыть Даниилу смысл его видения посылается небесный вестник Гавриил (в облике как бы мужа). Явление его повергает в ужас пророка, который при виде Гавриила простирается ниц. (Обращение здесь к Даниилу как к «сыну человеческому» (в этой связи толкование на Иез. 2:1) не следует путать с понятием «Сын человеческий», относящимся к Иисусу Христу.) Гавриил говорит пророку, что видение его относится к концу времени (сравните стих 17 и 19). Тут подразумевается далекое для Даниила будущее, время, когда Израиль подпадет под власть Греческой империи. По-русски (в стихе 19) передано фразой это относится к концу определенного времени. Того, заметим, которое, в свою очередь, явилось частью «времени язычников». Оно, напомним, соответствует временному периоду от начала царствования Навуходоносора до Второго пришествия Христа; на протяжении всего этого времени Израилю должно претерпевать на себе меры дисциплинарного воздействия свыше – по причине его упорного неповиновения Богу. Почему и называет Гавриил «конец определенного времени» последними днями гнева (стих 19).
Дан. 8:20-21. Небесный посланник дает пророку последовательное объяснение всего, что дано было «увидеть» ему. Двурогий овен, говорит он, представляет правителей Мидии и Персии (в сущности их объединившуюся державу). Та же Мидо-Персидская империя представлена была медведем с «разновеликими» боками (7:5). (Все это, напомним, символика преобладания Персии, «поднявшейся позже», над Мидией.) Согласно историческим свидетельствам, персидский царь, предводительствуя своим войском, украшал голову свою, головой барана, так что образ овна, по-видимому, соответствовал персидской символике.
Вспомним, что баран («овен»), «увиденный» Даниилом, «бодал к западу, и к северу и к югу» (стих 4). Именно в этих направлениях «распространилась» Персидская империя: армия ее, насчитывавшая более 2-х миллионов воинов, захватив малоазийские города, земли Сирии и Вавилона (на западе), терриотрии народов, обитавших в Черноморском регионе (на севере), и, наконец, Египет (на юге).
Следует объяснение относительно «козла косматого» и его большого рога. Это, говорит Гавриил, царь (точнее, царство) Греции; большой рог его – образ ее первого цвря (сравните с крылатым барсом в 7:6). Речь тут об Александре Македонском (сравните с 11:3). Хотя ему предшествовал на троне отец его Филлип II Македонский, который объединил все греческие города-государства (за исключением Спарты), именно знаменитый «завоеватель мира» Александр считается первым царем Греческой империи. Итак, Александр Македонский, или Великий («видный рог между глазами» козла; 8:5) пришел с запада (Греция по отношению к Персии находится на западе; 8:5) с относительно небольшой, но весьма мобильной армией.
Начиная с 334 года до Р. Х., он в течение нескольких лет покорил Малую Азию, Сирию, Египет и Месопотамию. Персы сопротивляться ему были не в состоянии (стих 7). (предлагаемую здесь карту «Маршрут завоевательных походов Александра» великого.) Смерть сразила греческого полководца и политика на вершине его могущества и славы (стих 8). Он умер в Вавилоне в 332 г. до Р. Х., всего 32 лет от роду, заболев малярией, осложненной чрезмерным пристрастием Александра к вину.
Дан. 8:22. Поскольку наследников молодой греческий царь не оставил, то спустя несколько лет империю его разделили между собой четыре его генерала, представленные в видении Даниила четырьмя рогами (сравните со стихом 8 и с 11:4). Силы прежнего царства четыре новых никогда, конечно, не обрели (не с его силою, восстанут они).
Вот эти царства и возглавившие их военачальники Александра Македонского. Птолемею был отдан Египет и прилегающие части Малой Азии. Кассандру – территории Македонии и Греции. Лисимаху – западная Вифиния, Фригия, Миссия и Лидия в Малой Азии. Селевк получил всю остальную часть империи Александра, включая Сирию, Израиль и Месопотамию.
Дан. 8:23-25. Тот, о ком говорит Гавриил здесь, – царь наглый и искусный в коварстве (стих 23) – известен в истории как Антиох 1V Епифан. Ангел дает понять, что сила этого нечестивца будет укреплена кем-то иным (стих 24), но и сокрушен он будет – не человеческою рукою (стих 25): Антиох, потерявший рассудок, умер в Персии в 163 г. до Р. Х. Особым предметом его посягательств станет, открывается Даниилу, его народ, евреи (народ святых; стих 24). Враждебность Антиоха против Израиля выльется в «восстание» его против его Бога – Владыки владык.
Многих, погубит он, преуспевая по попущению Божию, прежде чем будет «сокрушен». Вот как это осуществлялось в истории. Антиох Епифан (известный как царь Сирии) пришел к власти в 175 году до Р. Х., умертвив своего брата, который унаследовал трон Селевкидов. В 170 году Птолемей VI Египетский попытался возвратить себе территорию, которая находилась в то время под управлением Антиоха. И тогда Антиох вторгся в Египет, нанес поражение Птолемею и объявил себя царем Египта.
Это и стало его «разростанием» к югу (стих 9). Возвращаясь с победой, Антиох Епифан узнал о смуте, вспыхнувшей в Иерусалиме, и решил, воспользовавшись этим, подчинить себе и Иудею («прекрасную страну»; стих 9 сравните со стихом 41). Тогда-то и был осквернен иерусалимский храм, а сокровища его разграблены. После чего Антиох Епифан вернулся – в 168 году – в Египет, однако, на этот раз уйти оттуда его принудили римляне. По пути к своим «исконным» владениям Антиох принимает решение превратить Израиль в своего рода «буферную зону» между ними и Египтом.
Солдаты его вновь врываются в Иерусалим и, перебив множество народа, сжигают город (8:10). Оставшимся в живых иудеям запрещено было соблюдать (следуя Моисееву закону) субботу, справлять свои ежегодные празднества, совершать жертвоприношения и обрезывать своих младенцев (стих 11). В Иерусалиме были поставлены жертвенники языческим богам; 16 декабря 167 г. до Р. Х. всем иудеям приказано было совершить нечистые для них жертвоприношения, после чего приступить к запретной для них нечистой трапезе – есть мясо свиньи. Не подчинившихся приказу Антиоха Епифана ждала смерть. Не удивительно, что несколько переиначивая звучание слова «Епифан» (означающего «прославленный»), иудеи звали этого царя Антиох Безумный. Подробнее о нем в толкованиях на 11:21-35.
В 8:14 читаем, что осквернение Иудеи и ее храма должно было продлиться 2 300 вечеров и утр. Некоторые понимают это как 2 300 дней, что составляет более 6 лет. При таком толковании шесть лет исчисляют от первого вторжения Антиоха Епифана в Иерусалим (170 г. до Р. Х.) до восстановления и очищения храма Иудой Маккавеем в 164 году. Более предпочтительным, однако, представляется другое толкование. Оно исходит из того, что под 2300 понимаются ежедневные утренние и вечерние жертвоприношения, прерванные по злой воле Антиоха.
Тогда число две тысячи триста указывает на 1150 дней, т. е. на три с небольшим года. И это может соответствовать периоду времени от повторного опустошительного вторжения сирийского царя в Иерусалим в декабре 167 года (выше) до упомянутого очищения и восстановления храма Иудой Маккавеем в конце 164 – начале 163 года, когда жертвоприношения были возобновлены, и иудеи вновь обрели религиозную независимость. Какую бы из трактовок ни принять, число «2300», услышанное Даниилом, действительно соответствовало «периоду времени», исполненному конкретного исторического и духовного содержания.
Ни у кого из комментаторов Книги Пророка Даниила не вызывает сомнения, что исторической фигурой, подразумевавшейся в его пророчестве, был Антиох IV Епифан. Все предсказанное исполнилось «посредством него» буквально. Однако пророчество Даниила явно простиралось «сквозь» Антиоха – к некоей личности будущего, а именно к антихристу; что же до сирийского царя, жившего во 2-ом веке до Р. Х., то он был лишь одним из предтечей антихриста. Это о нем (в гораздо большей степени чем об Антиохе) сказано, что он восстанет, против Владыки владык (стих 25). То-есть против Господа Иисуса Христа.
Деятельность грядущего осквернителя явится параллельной (в целом ряде фактов и обстоятельств) деятельности древнего сирийского царя Антиоха IV Епифана. 1) Он достигнет великой силы и будет губить других сильных и народ святых (стих 24). 2) Он достигнет власти путем обманных обещаний безопасности (это читается в стихе 25 – в англ. переводах книги яснее чем в русском). 3) Он будет умен и коварен (стих 23). 4) Некто будет контролировать его (стих 24); подразумевается сатана. 5) Он будет врагом Израилю и подчинит его своей власти (стихи 24-25). 6) Он бросит вызов Владыке владык, т. е.
Иисусу Христу (стих 25). Конец правлению его будет положен Божиим судом (последнюю фразу в стихе 25). Нельзя таким образом не придти к выводу, что это поразительное пророчество Даниила имело двойную направленность. В нем «прозревалась» история Израиля в период правления Селевкидов, и особенно при Антиохе IV Епифане (время «козла», греческого господства), но также и то, что Израилю предстоит пережить в эпоху антихриста, предтечей коего являлся Антиох.
Дан. 8:26. Сокрыть это видение Даниилу сказано было в значении сохранить его (а не держать в тайне) – сохранить для будущего, к которому оно относится. Это Даниил и сделал, записав его по вдохновению от Святого Духа.
б. Реакция Даниила (8:27)
Дан. 8:27. «Увиденное» и «услышанное» пророком настолько потрясло его, что он болел несколько дней прежде чем встал, чтобы заниматься царскими делами.
III. Израиль в пророческий период истории, во «времена язычников» (главы 8-12)
А. Видение овна и козла (глава 8)
Главы 8-12 (и 1:1 – 2:4а) написаны на еврейском языке, тогда как 2:46 – 7:28 – на арамейском. Объяснение этому в разделе «Языки» во Вступлении.
1. ВИДЕНИЕ (8:1-14)
а. Вступительные слова Даниила (8:1-2)
Дан. 8:1-2. Это видение снизошло на пророка два года спустя после того, которое записано в главе 7. Исследователи книги по-разному судят о фразе я был в Сузах; одни считают, что Даниил действительно находился в то время в Сузах, столице Елама (древней страны, расположенной более чем в 250 км. на восток от Вавилона; последовательно входила в состав трех великих империй – Ассирии, Вавилона и Персии). Другие склоняются к мысли, что Даниил был в Сузах, в видении своем.
Второе более вероятно, о чем, по-видимому, говорят и слова Даниила в заключительной фразе стиха 2: я, как бы был у реки Улая (Сузы находились на этой реке; карту «Мир Иеремии и Иезекииля» во Вступлении к толкованиям на книгу Иеремии). Столетие спустя персидский царь Ксеркс (в русской Библии – Артаксеркс; об этом в разделе «Историческая обстановка» во Вступлении к толкованиям на книгу Есфирь) построил в Сузах великолепный дворец, в котором и происходили события, записанные в книге Есфирь (Есф. 1:2). В том же дворце служил Неемия как виночерпий царя Артаксеркса (Неем. 1:1).
б. Видение овна (8:3-4)
Дан. 8:3-4. Духовным очам Даниила предстал овен, стоявший у реки. Из двух рогов его один был выше другого, хотя поднялся он после того, что был короче. Эти разнящиеся между собой рога овна явно перекликаются с «разномерными» боками медведя из предыдущего видения Даниила (7:5). в стихе 4 – аллегория силы, против которой не мог устоять, никто (никакой зверь). Направления, в которых овен бодал, подразумевают нечто вполне конкретное, но об этом смотрите толкование на 8:20-21.
в. Видение козла (8:5-14)
Дан. 8:5-8. Вслед за овном, который «делал, что хотел и величался» (стих 4), в видении Даниила возникает козел, идущий с запада (толкование на стих 21) по лицу всей земли. Скорость и легкость его «продвижения» так велики, что он словно не касается земли. Однорогий (стих 5) козел шел «в глазах Даниила» на двурогого овна, у реки, и, вот, бросился на него в сильной ярости.
Устоять против козла у овна не достало силы, и козел поверг его, и растоптал. Величие овна переходит в видении Даниила к козлу, описание которого явно перекликается с описанием «третьего зверя» в 7:6 (крылатого барса с четырьмя головами; им соответствуют четыре рога, вышедшие у козла, вместо одного большого, который сломился – стих 8).
Дан. 8:9-12. Даниил видит (стих 9), как от одного из четырех рогов козла вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране (подразумевается земля Израиля). Из сравнения стиха 10 со стихом 13 следует, что под «воинством небесным» (стих 10) и просто «воинством» (стих 13) тут понимается народ Израиля. В стихе 10 – аллегория жестокого притеснения его «небольшим рогом», который в дерзости своей посягнул на авторитет Вождя воинства сего (т. е. Бога) и пожелал подменить его своим авторитетом.
Другими словами, потребовал от Израиля поклонения себе (что следует из запрещения приносить ежедневную жертву Богу и осквернения святыни (храма) Его; стих 11. Из текста стиха 12 на других языках следует, что израильтяне (воинство) будут отданы во власть той личности, которая олицетворяется в видении Даниила «небольшим рогом» за свое нечестие, т. е. за отступление свое от Бога, и право ежедневно приносить жертвы будет отнято у них.
Тот же, кто «вознесется» над ними действиями своими и указами, будет попирать Божию истину и в неправедном правлении своем преуспеет (окончание стиха 12). За прозрачной этой аллегорией в видении Даниила стояли последующие исторические события: один из правителей Греческой империи подчинит себе Израиль, осквернит его храм и прервет служение в нем, потребовав поклонения, положенного Богу, себе.
Дан. 8:13-14. Святой в стихе 13 – это Ангел. Он объясняет кому-то вопрошавшему, что видение, явленное Даниилу, в той его части, которая касается жертвы, нечестия и попрания воинства (израильтян), охватывает определенный период времени, а именно две тысячи триста вечеров и утр (объяснение к этому в толковании на 8:23-25). После чего святилище будет очищено и (подразумевается) вновь займет надлежащее ему место в жизни народа.
Сравнение глав 2, 7 и 8 в Книге Пророка Даниила:
2. ТОЛКОВАНИЕ (8:15-27)
а. Появление Гавриила и его объяснение (8:15-26)
Дан. 8:15-19. Открыть Даниилу смысл его видения посылается небесный вестник Гавриил (в облике как бы мужа). Явление его повергает в ужас пророка, который при виде Гавриила простирается ниц. (Обращение здесь к Даниилу как к «сыну человеческому» (в этой связи толкование на Иез. 2:1) не следует путать с понятием «Сын человеческий», относящимся к Иисусу Христу.) Гавриил говорит пророку, что видение его относится к концу времени (сравните стих 17 и 19). Тут подразумевается далекое для Даниила будущее, время, когда Израиль подпадет под власть Греческой империи. По-русски (в стихе 19) передано фразой это относится к концу определенного времени. Того, заметим, которое, в свою очередь, явилось частью «времени язычников». Оно, напомним, соответствует временному периоду от начала царствования Навуходоносора до Второго пришествия Христа; на протяжении всего этого времени Израилю должно претерпевать на себе меры дисциплинарного воздействия свыше – по причине его упорного неповиновения Богу. Почему и называет Гавриил «конец определенного времени» последними днями гнева (стих 19).
Дан. 8:20-21. Небесный посланник дает пророку последовательное объяснение всего, что дано было «увидеть» ему. Двурогий овен, говорит он, представляет правителей Мидии и Персии (в сущности их объединившуюся державу). Та же Мидо-Персидская империя представлена была медведем с «разновеликими» боками (7:5). (Все это, напомним, символика преобладания Персии, «поднявшейся позже», над Мидией.) Согласно историческим свидетельствам, персидский царь, предводительствуя своим войском, украшал голову свою, головой барана, так что образ овна, по-видимому, соответствовал персидской символике.
Вспомним, что баран («овен»), «увиденный» Даниилом, «бодал к западу, и к северу и к югу» (стих 4). Именно в этих направлениях «распространилась» Персидская империя: армия ее, насчитывавшая более 2-х миллионов воинов, захватив малоазийские города, земли Сирии и Вавилона (на западе), терриотрии народов, обитавших в Черноморском регионе (на севере), и, наконец, Египет (на юге).
Следует объяснение относительно «козла косматого» и его большого рога. Это, говорит Гавриил, царь (точнее, царство) Греции; большой рог его – образ ее первого цвря (сравните с крылатым барсом в 7:6). Речь тут об Александре Македонском (сравните с 11:3). Хотя ему предшествовал на троне отец его Филлип II Македонский, который объединил все греческие города-государства (за исключением Спарты), именно знаменитый «завоеватель мира» Александр считается первым царем Греческой империи. Итак, Александр Македонский, или Великий («видный рог между глазами» козла; 8:5) пришел с запада (Греция по отношению к Персии находится на западе; 8:5) с относительно небольшой, но весьма мобильной армией.
Начиная с 334 года до Р. Х., он в течение нескольких лет покорил Малую Азию, Сирию, Египет и Месопотамию. Персы сопротивляться ему были не в состоянии (стих 7). (предлагаемую здесь карту «Маршрут завоевательных походов Александра» великого.) Смерть сразила греческого полководца и политика на вершине его могущества и славы (стих 8). Он умер в Вавилоне в 332 г. до Р. Х., всего 32 лет от роду, заболев малярией, осложненной чрезмерным пристрастием Александра к вину.
Дан. 8:22. Поскольку наследников молодой греческий царь не оставил, то спустя несколько лет империю его разделили между собой четыре его генерала, представленные в видении Даниила четырьмя рогами (сравните со стихом 8 и с 11:4). Силы прежнего царства четыре новых никогда, конечно, не обрели (не с его силою, восстанут они).
Вот эти царства и возглавившие их военачальники Александра Македонского. Птолемею был отдан Египет и прилегающие части Малой Азии. Кассандру – территории Македонии и Греции. Лисимаху – западная Вифиния, Фригия, Миссия и Лидия в Малой Азии. Селевк получил всю остальную часть империи Александра, включая Сирию, Израиль и Месопотамию.
Дан. 8:23-25. Тот, о ком говорит Гавриил здесь, – царь наглый и искусный в коварстве (стих 23) – известен в истории как Антиох 1V Епифан. Ангел дает понять, что сила этого нечестивца будет укреплена кем-то иным (стих 24), но и сокрушен он будет – не человеческою рукою (стих 25): Антиох, потерявший рассудок, умер в Персии в 163 г. до Р. Х. Особым предметом его посягательств станет, открывается Даниилу, его народ, евреи (народ святых; стих 24). Враждебность Антиоха против Израиля выльется в «восстание» его против его Бога – Владыки владык.
Многих, погубит он, преуспевая по попущению Божию, прежде чем будет «сокрушен». Вот как это осуществлялось в истории. Антиох Епифан (известный как царь Сирии) пришел к власти в 175 году до Р. Х., умертвив своего брата, который унаследовал трон Селевкидов. В 170 году Птолемей VI Египетский попытался возвратить себе территорию, которая находилась в то время под управлением Антиоха. И тогда Антиох вторгся в Египет, нанес поражение Птолемею и объявил себя царем Египта.
Это и стало его «разростанием» к югу (стих 9). Возвращаясь с победой, Антиох Епифан узнал о смуте, вспыхнувшей в Иерусалиме, и решил, воспользовавшись этим, подчинить себе и Иудею («прекрасную страну»; стих 9 сравните со стихом 41). Тогда-то и был осквернен иерусалимский храм, а сокровища его разграблены. После чего Антиох Епифан вернулся – в 168 году – в Египет, однако, на этот раз уйти оттуда его принудили римляне. По пути к своим «исконным» владениям Антиох принимает решение превратить Израиль в своего рода «буферную зону» между ними и Египтом.
Солдаты его вновь врываются в Иерусалим и, перебив множество народа, сжигают город (8:10). Оставшимся в живых иудеям запрещено было соблюдать (следуя Моисееву закону) субботу, справлять свои ежегодные празднества, совершать жертвоприношения и обрезывать своих младенцев (стих 11). В Иерусалиме были поставлены жертвенники языческим богам; 16 декабря 167 г. до Р. Х. всем иудеям приказано было совершить нечистые для них жертвоприношения, после чего приступить к запретной для них нечистой трапезе – есть мясо свиньи. Не подчинившихся приказу Антиоха Епифана ждала смерть. Не удивительно, что несколько переиначивая звучание слова «Епифан» (означающего «прославленный»), иудеи звали этого царя Антиох Безумный. Подробнее о нем в толкованиях на 11:21-35.
В 8:14 читаем, что осквернение Иудеи и ее храма должно было продлиться 2 300 вечеров и утр. Некоторые понимают это как 2 300 дней, что составляет более 6 лет. При таком толковании шесть лет исчисляют от первого вторжения Антиоха Епифана в Иерусалим (170 г. до Р. Х.) до восстановления и очищения храма Иудой Маккавеем в 164 году. Более предпочтительным, однако, представляется другое толкование. Оно исходит из того, что под 2300 понимаются ежедневные утренние и вечерние жертвоприношения, прерванные по злой воле Антиоха.
Тогда число две тысячи триста указывает на 1150 дней, т. е. на три с небольшим года. И это может соответствовать периоду времени от повторного опустошительного вторжения сирийского царя в Иерусалим в декабре 167 года (выше) до упомянутого очищения и восстановления храма Иудой Маккавеем в конце 164 – начале 163 года, когда жертвоприношения были возобновлены, и иудеи вновь обрели религиозную независимость. Какую бы из трактовок ни принять, число «2300», услышанное Даниилом, действительно соответствовало «периоду времени», исполненному конкретного исторического и духовного содержания.
Ни у кого из комментаторов Книги Пророка Даниила не вызывает сомнения, что исторической фигурой, подразумевавшейся в его пророчестве, был Антиох IV Епифан. Все предсказанное исполнилось «посредством него» буквально. Однако пророчество Даниила явно простиралось «сквозь» Антиоха – к некоей личности будущего, а именно к антихристу; что же до сирийского царя, жившего во 2-ом веке до Р. Х., то он был лишь одним из предтечей антихриста. Это о нем (в гораздо большей степени чем об Антиохе) сказано, что он восстанет, против Владыки владык (стих 25). То-есть против Господа Иисуса Христа.
Деятельность грядущего осквернителя явится параллельной (в целом ряде фактов и обстоятельств) деятельности древнего сирийского царя Антиоха IV Епифана. 1) Он достигнет великой силы и будет губить других сильных и народ святых (стих 24). 2) Он достигнет власти путем обманных обещаний безопасности (это читается в стихе 25 – в англ. переводах книги яснее чем в русском). 3) Он будет умен и коварен (стих 23). 4) Некто будет контролировать его (стих 24); подразумевается сатана. 5) Он будет врагом Израилю и подчинит его своей власти (стихи 24-25). 6) Он бросит вызов Владыке владык, т. е.
Иисусу Христу (стих 25). Конец правлению его будет положен Божиим судом (последнюю фразу в стихе 25). Нельзя таким образом не придти к выводу, что это поразительное пророчество Даниила имело двойную направленность. В нем «прозревалась» история Израиля в период правления Селевкидов, и особенно при Антиохе IV Епифане (время «козла», греческого господства), но также и то, что Израилю предстоит пережить в эпоху антихриста, предтечей коего являлся Антиох.
Дан. 8:26. Сокрыть это видение Даниилу сказано было в значении сохранить его (а не держать в тайне) – сохранить для будущего, к которому оно относится. Это Даниил и сделал, записав его по вдохновению от Святого Духа.
б. Реакция Даниила (8:27)
Дан. 8:27. «Увиденное» и «услышанное» пророком настолько потрясло его, что он болел несколько дней прежде чем встал, чтобы заниматься царскими делами.