Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
1 2 3 4 5

IV. Плач четвертый: совершил Господь гнев Свой (глава 4)

Описание Божьего «суда» в этой главе весьма созвучно описанию его в главе 2. Иеремия вновь возвращается к картине бедствия, постигшего Иерусалим. Иудейская столица, какой была она до осады, и какой стала – в процессе ее и после своего падения – вот тема первой части главы (4:1-11). Объяснение причин происшедшего – в 4:12-20. Страшным будет воздаяние врагам Сиона и благим – ему самому (стихи 21-22).

А. Противопоставление Иерусалима, каким он был до осады, тому, каким он стал после своего падения (4:1-11)

Совершившееся в иудейской столице – это суд Божий. Иеремия фокусирует внимание читателя на этой мысли, сопоставляя состояние Иерусалима до осады с нынешним его состоянием. По мнению некоторых богословов, стихи 1-6 и 7-11 построены по принципу смыслового параллелизма (прилагаемую таблицу), т. е. сказанное в первой части раздела повторяется во второй его части (но в новых словах и образах) – с целью высветить и усилить смысл сказанного.

Плач. 4:1-2. Золото и драгоценные камни – атрибуты как самого храма, так и священнических одежд, – здесь метафора «сынов Сиона», т. е. жителей Иерусалима (и всего иудейского народа), удостоившихся высших Божиих откровений. В нынешнем унижении своем они уподобились простой глиняной посуде или черепкам ее, «раскиданным по всем перекресткам».

Плач. 4:3-5. В стихе 3 надо читать не чудовища, а «шакалы». Стаями передвигались эти животные по всему средиземноморскому региону. В Библии образ их ассоциируется с местами бедствий, опустошения, разорения (Ис. 35:7; Иер. 9:11; 10:22; 49:33; 51:37; Мал. 1:3). Но и шакалы, говорит пророк, кормят своих детенышей, а иудеянки сделались жестокими матерями, подобно живущим в пустыне самкам страуса.

Последним, напомним (Иов. 39:14-18 и комментарии на эти стихи), свойственно откладывать яйца в песке, где придется, не заботясь об их дальнейшей судьбе. Багряница (стих 5), или пурпурная ткань; в нее одевались знатные и богатые. Теперь, лишившись всего, они жмутся к навозным кучам, возможно, в надежде согреться.

Плач. 4:6. «Мгновенная» казнь Содома рукою Божией представляется пророку не столь мучительной, как продолжительная (долгие месяцы осады, завершившиеся тотальным разрушением храма и города) казнь Иерусалима – «от рук человеческих».

Плач. 4:7-9. Правильнее, вероятно, всю первую часть главы, описующую бедствие осады иудейской столицы, последующего разрушения ее и пленения выживших иерусалимлян, читать в прошедшем времени. Отсюда начинается вторая часть (стихи 7-11). выше о смысловом параллелизме, связывающем ее с первой частью главы. И князей иерусалимских постигла та же судьба, что всех остальных. На языке горестных, но красочных метафор говорит о ней пророк.

Плач. 4:10-11. Детей, обреченных на голодную смерть, поедают их некогда мягкосердечные матери. Это звучит как завершающий аккорд в описании народного бедствия. Но, подводя ему итог, Иеремия восклицает: Совершил Господь гнев Свой! Пророк уподобляет его всепожирающему огню.

Б. О причинах Божиего гнева (4:12-20)

Плач. 4:12. Иерусалим был в глазах современников могучей крепостью. Да, в прежние времена враги несколько раз овладевали им (3-Цар. 14:25-28; 4-Цар. 14:13-14; 2-Пар. 21:16-17). Но город воскресал вновь и вновь. Его крепостные сооружения отстраивались и укреплялись еще более (2-Пар. 32:2-5; 33:14). Благодаря каналу, прорытому в дни царя Езекии, городу не угрожало остаться без воды и в случае длительной осады. Так что ко времени Иеремии цари земли да и все обитатели тогдашней «вселенной» считали иудейскую столицу неприступной.

Плач. 4:13-16. Однако Бог позволил халдеям не только взять Иерусалим, но и сравнять его с землей. Вновь и вновь возвращается Иеремия к причине трагедии – она в отступничестве иудеев от Бога. Здесь он конкретизирует проявления его. В происшедшем повинны лжепророки: поставленные Богом как посредники между Ним и народом, они сделались лжецами из корысти; глухие к голосу совести, они усыпляли иудеев обманными посулами как бы от имени Иеговы.

Повинны и растлившиеся священники народа, проливавшие кровь праведников, т. е. тех, кто хранили Иегове верность (Иер. 6:13-15; 26:7-15; Иез. 22:26-28). Они опьянялись кровью (первая фраза стиха 14) и настолько осквернялись ею, что становились ритуально нечистыми. Посему о приближении их следовало оповещать, как о приближении прокаженных, чтобы прохожие невзначай не прикоснулись к ним (стих 15). Последнюю фразу в стихе 15 надо читать в том смысле, что и среди языческих народов говорили, что Господь долго их (тяжко виновных священников и пророков) терпеть не станет.

Известные трудности представляет перевод стиха 16. Но мысль, выраженная в нем, по-видимому, в следующем: гневным взором Своим Господь рассеет их и не пощадит – тех священников и старейшин, которые потеряли честь и милосердие.

Плач. 4:17-19. Повинно в трагедии народа и упование его не на Бога, а на людей – на чужеземных своих союзников. В стихе 17 подразумевается ожидание помощи от египтян. О тщетности этого ожидания предупреждали соплеменников и Иеремия и Иезекииль (Иер. 37:6-10; Иез. 29:6-7). в стихах 18-19 речь о ситуации во время осады: в осажденный город вавилоняне посылали стрелы, поражавшие людей на улицах (стих 18). На иерусалимлян, пытавшихся прорваться в горы, они ставили засады, вылавливали их. Так пойман был и сам царь Седекия со своими приближенными (Иер. 52:7-9).

Плач. 4:20. О Седекии же речь в этом стихе. Он, помазанник Господень, и в этом качестве как бы считался залогом сохранения самого Иудейского царства. «Под тенью его будем жить среди народов», – говорили о нем иудеи, называя «дыханием своей жизни». После пленения царя и гибели его сыновей (Иер. 52:10-11) жизнь царства оборвалась.

В. О воздаянии Едому и о помиловании Израиля (4:21-22)

В заключительных строках главы Иеремия утешает народ свой, противопоставляя его будущую судьбу судьбе враждебных ему языческих народов, символизируемых здесь Едомом. Родственное по крови, но извечно враждебное евреям племя едомлян (происходившее от Исава), откровенно радовалось уничтожению Иудеи халдеями (Пс. 136:7). (Относительно земли Уц в толковании на Иов. 1:1.)

Иеремия не сомневался, что Господь не оставит безнаказанными злорадствовавших над судьбой Его народа (Иез. 25:12-14; 35), ибо Он обещал это (Втор. 30:7). Не минует и тебя горькая чаша «дочь Едома!» восклицает пророк. Наказание же Сиона не будет вечным: оно окончится (правильнее весь стих 22 читать в будущем времени).