Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

I. ЕЗДРУ СТАВЯТ В ИЗВЕСТНОСТЬ О ГРЕХЕ СМЕШАННЫХ БРАКОВ (9:1-4)

Езд. 9:1-2. Приход Ездры весьма сильно сказался на состоянии израильской общины, ибо этот человек, во всем соблюдавший закон и, не жалея сил, наставлявший ему соплеменников, в сложившемся было укладе их жизни произвел решительное изменение. Слово Ездры было для них в высшей степени авторитетным. Это видно, в частности, из Езд. 10:9 (то, о чем говорится в этом стихе, происходило менее, чем через пять месяцев после прихода Ездры в Иерусалим; сравните с 7:9).

Начальствующие (стих 1), которые подошли к Ездре, были, по всей вероятности, из числа сыновей и внуков тех, которые возвратились в Иерусалим еще с Зоровавелем. Теперь, под влиянием размышлений о законе, данном евреям Богом, совесть и сознание их стали пробуждаться, они поняли, что народ так и не сумеет установить необходимые ему отношения с Господом, если в образе его жизни не произвести решительных изменений. Жертвоприношения – это прекрасно, возможно, рассуждали они, но это как бы внешнее проявление лояльности к Богу, необходимо, однако, и внутреннее постижение воли Божией, послушание слову Его (Ос. 6:6; Мих. 6:6-8).

Итак, вожди народа сообщили Ездре, что некоторые из израильтян оказались причастны к мерзостям (сравните стих 11, 14) своих соседей – язычников, с которыми они вступают в брачные отношения.

Одним из недвусмысленных запретов Иеговы был запрет смешанных браков: евреи не должны были заключать браки за пределами своего сообщества (Исх. 34:11-16; Втор. 7:1-4). Конечно же, запрет этот диктовался не «расистскими соображениями», тем более, что народы, в окружении которых жил Израиль, тоже принадлежали к семитской расе. Причина тут была чисто религиозной.

Заключая браки «на стороне», израильтяне не избежали бы искушения (как не избежал его царь Соломон; 3-Цар. 11:3-5) идолопоклонством. Вступление в супружество с дочерьми народов, которые не поклонялись Иегове, было началом опасной болезни, симптомом того, что постепенно народ станет пренебрегать и другими аспектами закона, который был ему дан Богом.

Многие из народов, относительно которых Иегова предупреждал евреев за века до того (Втор. 7:1), перечислены в Езд. 9:1, наряду с аммонитянами, моавитянами и египтянами. В межбрачные связи с представителями этих народов были, к несчастью, вовлечены (ко времени прихода Ездры в Иерусалим) даже мужчины из числа знатнейших и главнейших, которые и совершали и санкционировали (их рука… была в сем это беззаконие.

Езд. 9:3-4. Реакция Ездры на сообщение «начальствующих» (стих 1) была типичной (для благочестивого человека ветхозаветного времени) реакцией скорби. Он разодрал на себе одежду (сравните Чис. 14:6; Иис. Н. 7:6; Есф. 4:1; Иов. 1:20) и рвал волосы на голове… и на бороде (сравните Ис. 22:12) и сидел печальный. К Ездре собрались его единомышленники, исполненные, как и он, страха (в свете преступления, совершенного переселенцами) перед предупреждениями Бога Израилева. Ездра сознавал, что именно грехи такого рода «конечном счете» довели народ до изгнания (стих 7), и имел основание бояться…

2. МОЛИТВА ЕЗДРЫ БОГУ (9:5-15)

Эта молитва немало говорит о личности Ездры. Он отождествлял себя со своим вновь впавшим в грех народом, хотя и не был к этому греху причастен (сравните Дан. 9:5-6,8-11,15-16). Он понимал, что узами завета связан весь народ в целом, и что неуважение к закону, усугублявшееся тем, что инициаторами его явились «начальники» (возможно, «житейской» причиной смешанных браков стала нехватка женщин в «постссыльной» общине), ставит в опасное перед Богом положение всех возвращенцев.

Езд. 9:5. Во время вечерней жертвы, т. е. примерно в 3 часа пополудни. На коленях, с простертыми к Господу руками, Ездра, сознававший всю меру вины народа, плача, молился на переднем дворе храма (10:1). Он в смирении отдавал народ и себя самого на милость Божию.

Езд. 9:6-7. Искренне и проникновенно звучали слова его молитвы. При мысли о том, как живучи корни греха в Израиле, и как бесконечно долго испытывает он терпение Господа, множа и умножая свою вину перед Ним, Ездра испытывал чувство стыда и страшился поднять лице свое к Богу. Все бедствия, которые приходили на народ, царей его и священников, с горечью говорил Ездра, были следствием беззаконий их.

Езд. 9:8-9. С благодарностью признает Ездра милость Иеговы к народу, который Он все-таки сохранил и расположил к нему сердца царей Персидских, чтобы могли евреи вернуться в свою землю, к месту святыни (т. е. храма), и вновь отстроить дом Божий, лежавший в развалинах. Господь опять вывел их из рабства, но они вновь, по воле своей, впали в него, став рабами греха.

Езд. 9:10-12. В последней части своей молитвы, которая звучит и как исповедь, Ездра в отчаянии говорит о грехе смешанных браков, в который снова впали евреи. Своим вопросом: что сказать нам ныне… после этого, нам, отступившим от заповедей Твоих? – он признает неизвинительность этой вины (сравните стих 6).

Езд. 9:13-14. Со страхом вопрошает Ездра Господа, не прогневается ли Он на этот раз так, что истребит израильтян всех до одного.

Езд. 9:15. В сущности, он ни о чем конкретном уже не просит. Он просто отдает себя и Израиль на милость Господа, праведность и правоту Которого перед ними, недостойными и стоять пред лицем Его, сознает всем своим существом.