Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Г. Воссстановление храма (главы 3-6)

I. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЖЕРТВЕННИКА И ЗАКЛАДКА ФУНДАМЕНТА ХРАМА (ГЛ. 3)

Езд. 3:1-2. Первым и главным делом возвратившихся было восстановление жертвенника всесожжения (он был установлен прямо на восток от того места, где предстояло заложить фундамент храма). Это было необходимо для возобновления системы жертвоприношений, которая обусловливала особое положение евреев как народа, отделенного для Бога, и которой Бог пользовался как средством очищения Своего народа от его грехов.

Седьмый месяц года (Тишри) соответствовал сентябрю-октябрю (таблицу «Календарь в Израиле» в комментариях на 12-ую главу книги Исход). С древних времен этот месяц имел для израильтян большое религиозное значение, будучи месяцем трех религиозных праздников: Праздника труб в первый день его (Лев. 23:23-25), Дня очищения на 10-й его день (Лев. 23:26-32), и Праздника кущей с 15-го по 21-ый его дни (Лев. 23:33-36,39-43; Чис. 29:12-39; сравните Езд. 3:4).

Слова тогда собрался народ как одни человек означают, что все возвратившиеся согласились с необходимостью приступить к сооружению жертвенника Богу Израилеву. Совершалось оно под руководством Иисуса (религиозного вождя и потомка Ааронова) и Зоровавеля («начальника гражданского», потомка Давидова) и при участии собратьев того и другого, т. е. потомков как Аарона, так и Давида. Они строили жертвенник, чтобы возносить на нем всесожжения, как написано в законе Моисея. В этом возвращении к завету, который Бог заключил с Моисеем, у вчерашних изгнанников была настоятельная необходимость – ведь именно потому, что «отцы» их перестали держаться этого завета, уведен был народ в рабство. Теперь, возвратившись в родную землю, потомки отступников полны были желания исправить ошибку «отцов» и более не повторять ее.

Езд. 3:3-6. Страх перед чуждыми им племенами, окружавшими их (т. е. перед иноплеменниками, которые за столетия до того были поселены в Палестине ассирийцами, на месте уведенных ими в изгнание израильтян) побуждал строителей работать как можно интенсивнее.

И поставили они жертвенник… и стали возносить на нем всесожжения Господу (Лев. 1; 6:8-13), начиная с первого… дня седьмого месяца (Езд. 3:6). Это происходило в 536 г. до Р. Х. – полвека спустя после разрушения храма; за прошедшие 50 лет это были первые жертвоприношения Иегове. После них жертвы приносились, согласно предписаниям, во все праздники, в частности, в праздник Кущей, и всесожжение постоянное, т. е. изо дня в день (Лев. 8:12-13).

Езд. 3:7-9. Лишь на второй год по своем возвращении заложили иудеи основание храма. Во вторый год… во вторый месяц, т. е. в мае-июне 536 года (ровно через 70 лет после первой депортации иудеев в Вавилон в 605 году до Р. Х.). Между сооружением жертвенника и закладкой фундамента храма прошло 7 месяцев. Почему? Очевидно, потому, что необходимо было провести значительные подготовительные работы.

Строительный материал (кедровый лес) поступал из Ливана (его доставляли по прибрежным водам до Яфы, а оттуда – по суше в Иерусалим (сравните 3-Цар. 5:9; карту «Персидская империя» – там, где толкование на 1:1). Ливан славился как своими кедровыми лесами, так и искусными обработчиками дерева. За 430 лет до описываемых событий, при строительстве первого храма, царь Соломон тоже получал из Ливана строительный лес, включая деревья кедровые и кипарисовые, и оттуда же приезжали к нему мастера по дереву (3-Цар. 5:1-10,18; 2-Пар. 2:1-16). Интересно, что и Соломон приступил к строительству во втором месяце (т. е. в мае-июне; 3-Цар. 6:1); тогда же, в месяце Зиф, началась закладка храма при Зоровавеле.

Тир и Сидон были, как известно, финикийскими городами, но Финикия располагалась между Средиземным морем и возвышенностями Ливана. Теперь вся эта территория входила в состав Персидской империи, а потому и на доставку леса в Иерусалим требовалось разрешение Кира (сравните Езд. 6:3-4). Как и во времена Соломона, рабочим выдавали не только деньги (серебро), но и пищу, и питье и масло.

Ответственными за строительство Зоровавель назначил левитов. Напомним, что за столетия до этого левиты же заняты были на возведении скинии; они были ответственны и за перенос ее и за все так или иначе с ней связанное (Исх. 38:21; Чис. 1:50-51; 3:21-37). Ездра говорит о трех группах «начальников» на строительстве храма; это были три левитские семьи (Езд. 3:9): семья Иисуса, семья Кадмиила, названная потомками Иегуды, или Иуды (сравните Езд. 2:40), и семья Хенадада.

Езд. 3:10-11. Здесь ничего не говорится о том, как закладывался фундамент будущего храма, ни о размерах его, ни о времени, затраченном на закладку. Внимание автора было полностью сосредоточено на значении факта закладки для вновь возникшей иудейской общины, члены которой беззаветно трудились, бросая вызов своим нелегким обстоятельствам. Да, они исполняли повеление царя Кира, но, что более важно, они следовали повелению своего Бога, с Которым их связывали узы завета.

И все, что делали они после того, как основание храму Господню было положено, строго соответствовало традициям, соблюдавшимся теми отцами их, которые хранили верность Моисееву завету. Так священники и левиты, совершая служение посвящения (стихи 10-11), во всем действовали по уставу Давида. Порядок служения был таким же, как и при внесении (Давидом) ковчега в Иерусалим. Тогда священники трубили в трубы, а Асаф играл на кимвалах (1-Пар. 16:5-6). И теперь священники трубили в трубы, а сыновья (потомки) Асафа играли на кимвалах.

Тот же порядок соблюдался и при внесении ковчега в храм, построенный Соломоном (2-Пар. 5:12-13); в те дни Асаф и другие играли на кимвалах, псалтирях и цитрах, а священники трубили в трубы. Торжественный гимн, который исполняли по случаю закладки фундамента священники и левиты, – «славьте Господа», «ибо благ, ибо вовек милость Его к Израилю» – почти идентичен гимну хвалы, записанному в 2-Пар. 5:13 (сравните Пс. 135:1-2).

Слова этой песни восхваления Господа имели для иудеев особое значение, так как в них содержались признание и подтверждение (религиозными вождями народа) того факта, что Иегова вновь простирает над народом покров Своей любви. Словом милость здесь передано евр. хесед, которым обозначали Божий любовь и милость, навсегда обещанные Израилю по завету.

Езд. 3:12-13. Народ в массе своей радовался, впрочем, восклицания радости смешивались в тот день с воплями плача народного, потому что многие представители старшего поколения – из священников и левитов и глав семей и кланов, которые видели прежний храм, не могли сдержать плача, сознавая, что новому храму не достичь великолепия того, который воздвиг в свое время Соломон. И шестнадцать лет спустя (в 520 г. до Р. Х.) те же эмоции охватят строителей храма (Агг. 2:1-9). Итак, звуки радостных восклицаний и горестного плача сливались в одно, и далеко были слышны они.