I. ЕЗДРУ СТАВЯТ В ИЗВЕСТНОСТЬ О ГРЕХЕ СМЕШАННЫХ БРАКОВ (9:1-4)
Езд. 9:1-2. Приход Ездры весьма сильно сказался на состоянии израильской общины, ибо этот человек, во всем соблюдавший закон и, не жалея сил, наставлявший ему соплеменников, в сложившемся было укладе их жизни произвел решительное изменение. Слово Ездры было для них в высшей степени авторитетным. Это видно, в частности, из Езд. 10:9 (то, о чем говорится в этом стихе, происходило менее, чем через пять месяцев после прихода Ездры в Иерусалим; сравните с 7:9).
Начальствующие (стих 1), которые подошли к Ездре, были, по всей вероятности, из числа сыновей и внуков тех, которые возвратились в Иерусалим еще с Зоровавелем. Теперь, под влиянием размышлений о законе, данном евреям Богом, совесть и сознание их стали пробуждаться, они поняли, что народ так и не сумеет установить необходимые ему отношения с Господом, если в образе его жизни не произвести решительных изменений. Жертвоприношения – это прекрасно, возможно, рассуждали они, но это как бы внешнее проявление лояльности к Богу, необходимо, однако, и внутреннее постижение воли Божией, послушание слову Его (Ос. 6:6; Мих. 6:6-8).
Итак, вожди народа сообщили Ездре, что некоторые из израильтян оказались причастны к мерзостям (сравните стих 11, 14) своих соседей – язычников, с которыми они вступают в брачные отношения.
Одним из недвусмысленных запретов Иеговы был запрет смешанных браков: евреи не должны были заключать браки за пределами своего сообщества (Исх. 34:11-16; Втор. 7:1-4). Конечно же, запрет этот диктовался не «расистскими соображениями», тем более, что народы, в окружении которых жил Израиль, тоже принадлежали к семитской расе. Причина тут была чисто религиозной.
Заключая браки «на стороне», израильтяне не избежали бы искушения (как не избежал его царь Соломон; 3-Цар. 11:3-5) идолопоклонством. Вступление в супружество с дочерьми народов, которые не поклонялись Иегове, было началом опасной болезни, симптомом того, что постепенно народ станет пренебрегать и другими аспектами закона, который был ему дан Богом.
Многие из народов, относительно которых Иегова предупреждал евреев за века до того (Втор. 7:1), перечислены в Езд. 9:1, наряду с аммонитянами, моавитянами и египтянами. В межбрачные связи с представителями этих народов были, к несчастью, вовлечены (ко времени прихода Ездры в Иерусалим) даже мужчины из числа знатнейших и главнейших, которые и совершали и санкционировали (их рука… была в сем это беззаконие.
Езд. 9:3-4. Реакция Ездры на сообщение «начальствующих» (стих 1) была типичной (для благочестивого человека ветхозаветного времени) реакцией скорби. Он разодрал на себе одежду (сравните Чис. 14:6; Иис. Н. 7:6; Есф. 4:1; Иов. 1:20) и рвал волосы на голове… и на бороде (сравните Ис. 22:12) и сидел печальный. К Ездре собрались его единомышленники, исполненные, как и он, страха (в свете преступления, совершенного переселенцами) перед предупреждениями Бога Израилева. Ездра сознавал, что именно грехи такого рода «конечном счете» довели народ до изгнания (стих 7), и имел основание бояться…
2. МОЛИТВА ЕЗДРЫ БОГУ (9:5-15)
Эта молитва немало говорит о личности Ездры. Он отождествлял себя со своим вновь впавшим в грех народом, хотя и не был к этому греху причастен (сравните Дан. 9:5-6,8-11,15-16). Он понимал, что узами завета связан весь народ в целом, и что неуважение к закону, усугублявшееся тем, что инициаторами его явились «начальники» (возможно, «житейской» причиной смешанных браков стала нехватка женщин в «постссыльной» общине), ставит в опасное перед Богом положение всех возвращенцев.
Езд. 9:5. Во время вечерней жертвы, т. е. примерно в 3 часа пополудни. На коленях, с простертыми к Господу руками, Ездра, сознававший всю меру вины народа, плача, молился на переднем дворе храма (10:1). Он в смирении отдавал народ и себя самого на милость Божию.
Езд. 9:6-7. Искренне и проникновенно звучали слова его молитвы. При мысли о том, как живучи корни греха в Израиле, и как бесконечно долго испытывает он терпение Господа, множа и умножая свою вину перед Ним, Ездра испытывал чувство стыда и страшился поднять лице свое к Богу. Все бедствия, которые приходили на народ, царей его и священников, с горечью говорил Ездра, были следствием беззаконий их.
Езд. 9:8-9. С благодарностью признает Ездра милость Иеговы к народу, который Он все-таки сохранил и расположил к нему сердца царей Персидских, чтобы могли евреи вернуться в свою землю, к месту святыни (т. е. храма), и вновь отстроить дом Божий, лежавший в развалинах. Господь опять вывел их из рабства, но они вновь, по воле своей, впали в него, став рабами греха.
Езд. 9:10-12. В последней части своей молитвы, которая звучит и как исповедь, Ездра в отчаянии говорит о грехе смешанных браков, в который снова впали евреи. Своим вопросом: что сказать нам ныне… после этого, нам, отступившим от заповедей Твоих? – он признает неизвинительность этой вины (сравните стих 6).
Езд. 9:13-14. Со страхом вопрошает Ездра Господа, не прогневается ли Он на этот раз так, что истребит израильтян всех до одного.
Езд. 9:15. В сущности, он ни о чем конкретном уже не просит. Он просто отдает себя и Израиль на милость Господа, праведность и правоту Которого перед ними, недостойными и стоять пред лицем Его, сознает всем своим существом.
I. ЕЗДРУ СТАВЯТ В ИЗВЕСТНОСТЬ О ГРЕХЕ СМЕШАННЫХ БРАКОВ (9:1-4)
Езд. 9:1-2. Приход Ездры весьма сильно сказался на состоянии израильской общины, ибо этот человек, во всем соблюдавший закон и, не жалея сил, наставлявший ему соплеменников, в сложившемся было укладе их жизни произвел решительное изменение. Слово Ездры было для них в высшей степени авторитетным. Это видно, в частности, из Езд. 10:9 (то, о чем говорится в этом стихе, происходило менее, чем через пять месяцев после прихода Ездры в Иерусалим; сравните с 7:9).
Начальствующие (стих 1), которые подошли к Ездре, были, по всей вероятности, из числа сыновей и внуков тех, которые возвратились в Иерусалим еще с Зоровавелем. Теперь, под влиянием размышлений о законе, данном евреям Богом, совесть и сознание их стали пробуждаться, они поняли, что народ так и не сумеет установить необходимые ему отношения с Господом, если в образе его жизни не произвести решительных изменений. Жертвоприношения – это прекрасно, возможно, рассуждали они, но это как бы внешнее проявление лояльности к Богу, необходимо, однако, и внутреннее постижение воли Божией, послушание слову Его (Ос. 6:6; Мих. 6:6-8).
Итак, вожди народа сообщили Ездре, что некоторые из израильтян оказались причастны к мерзостям (сравните стих 11, 14) своих соседей – язычников, с которыми они вступают в брачные отношения.
Одним из недвусмысленных запретов Иеговы был запрет смешанных браков: евреи не должны были заключать браки за пределами своего сообщества (Исх. 34:11-16; Втор. 7:1-4). Конечно же, запрет этот диктовался не «расистскими соображениями», тем более, что народы, в окружении которых жил Израиль, тоже принадлежали к семитской расе. Причина тут была чисто религиозной.
Заключая браки «на стороне», израильтяне не избежали бы искушения (как не избежал его царь Соломон; 3-Цар. 11:3-5) идолопоклонством. Вступление в супружество с дочерьми народов, которые не поклонялись Иегове, было началом опасной болезни, симптомом того, что постепенно народ станет пренебрегать и другими аспектами закона, который был ему дан Богом.
Многие из народов, относительно которых Иегова предупреждал евреев за века до того (Втор. 7:1), перечислены в Езд. 9:1, наряду с аммонитянами, моавитянами и египтянами. В межбрачные связи с представителями этих народов были, к несчастью, вовлечены (ко времени прихода Ездры в Иерусалим) даже мужчины из числа знатнейших и главнейших, которые и совершали и санкционировали (их рука… была в сем это беззаконие.
Езд. 9:3-4. Реакция Ездры на сообщение «начальствующих» (стих 1) была типичной (для благочестивого человека ветхозаветного времени) реакцией скорби. Он разодрал на себе одежду (сравните Чис. 14:6; Иис. Н. 7:6; Есф. 4:1; Иов. 1:20) и рвал волосы на голове… и на бороде (сравните Ис. 22:12) и сидел печальный. К Ездре собрались его единомышленники, исполненные, как и он, страха (в свете преступления, совершенного переселенцами) перед предупреждениями Бога Израилева. Ездра сознавал, что именно грехи такого рода «конечном счете» довели народ до изгнания (стих 7), и имел основание бояться…
2. МОЛИТВА ЕЗДРЫ БОГУ (9:5-15)
Эта молитва немало говорит о личности Ездры. Он отождествлял себя со своим вновь впавшим в грех народом, хотя и не был к этому греху причастен (сравните Дан. 9:5-6,8-11,15-16). Он понимал, что узами завета связан весь народ в целом, и что неуважение к закону, усугублявшееся тем, что инициаторами его явились «начальники» (возможно, «житейской» причиной смешанных браков стала нехватка женщин в «постссыльной» общине), ставит в опасное перед Богом положение всех возвращенцев.
Езд. 9:5. Во время вечерней жертвы, т. е. примерно в 3 часа пополудни. На коленях, с простертыми к Господу руками, Ездра, сознававший всю меру вины народа, плача, молился на переднем дворе храма (10:1). Он в смирении отдавал народ и себя самого на милость Божию.
Езд. 9:6-7. Искренне и проникновенно звучали слова его молитвы. При мысли о том, как живучи корни греха в Израиле, и как бесконечно долго испытывает он терпение Господа, множа и умножая свою вину перед Ним, Ездра испытывал чувство стыда и страшился поднять лице свое к Богу. Все бедствия, которые приходили на народ, царей его и священников, с горечью говорил Ездра, были следствием беззаконий их.
Езд. 9:8-9. С благодарностью признает Ездра милость Иеговы к народу, который Он все-таки сохранил и расположил к нему сердца царей Персидских, чтобы могли евреи вернуться в свою землю, к месту святыни (т. е. храма), и вновь отстроить дом Божий, лежавший в развалинах. Господь опять вывел их из рабства, но они вновь, по воле своей, впали в него, став рабами греха.
Езд. 9:10-12. В последней части своей молитвы, которая звучит и как исповедь, Ездра в отчаянии говорит о грехе смешанных браков, в который снова впали евреи. Своим вопросом: что сказать нам ныне… после этого, нам, отступившим от заповедей Твоих? – он признает неизвинительность этой вины (сравните стих 6).
Езд. 9:13-14. Со страхом вопрошает Ездра Господа, не прогневается ли Он на этот раз так, что истребит израильтян всех до одного.
Езд. 9:15. В сущности, он ни о чем конкретном уже не просит. Он просто отдает себя и Израиль на милость Господа, праведность и правоту Которого перед ними, недостойными и стоять пред лицем Его, сознает всем своим существом.