Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. ИСПОВЕДАНИЕ НАРОДОМ СВОЕГО ГРЕХА (ГЛ. 10)

Как уже было сказано, некоторые из вождей народа были обеспокоены возникшей проблемой (9:1-2). Теперь они разделили печаль Ездры.

а. Грех признан грехом (10:1-4)

Езд. 10:1-4. Из текста следует, что к греху смешанных браков в «пост ссыльной» общине с давних пор относились «терпимо». У многих, предавшихся ему, были дети от жен-иноплеменниц (стих 3, 44). И вот теперь не только «начальствующие», но и простые люди осознали: так этого оставить нельзя и народ много плакал; стих 1). Возможно, кто-то из этих мужчин и женщин, собравшихся теперь к Ездре, и прежде не хотели мириться с этим преступлением против закона, но их не слушали.

Один из них, Шехания (не тот, что назван в 8:3,5, как и отец его, Иехиел – не тот, что упомянут в 10:26) стал говорить от имени рядовых членов общины (в отличие от Шехании из 8:3,5, этот не был из числа «начальствующих»). Он признал, что взявшие за себя жен-язычниц сделали преступление пред Богом нашим, но его чувство говорило ему, что, несмотря на это (так в англ. тексте, что соответствует более точному переводу с еврейского, чем в этом деле) для Израиля… есть еще надежда.

Шехания предложил, чтобы народ дал Иегове клятву («заключил с Ним завет»), что все жены-иноплеменницы, вместе с детьми, рожденными ими, будут отпущены их мужьями, как это следует сделать но закону. (Полагают, что фраза по совету господина моего (т. е. Ездры) и благоговеющих пред заповедями… может быть прочитана иначе, а именно: в соответствии с молитвой (Ездры) и мнением благоговеющих, т. е. благочестивых людей из народа.) Шехаиия обещал Ездре поддержку многих его единомышленников.

Хотя разводы не есть дело, угодное Богу, в этой ситуации они были предпочтительны, ибо смешанные браки, пустив глубокие корни в израильской общине, увели бы народ от истинного исповедания Иеговы, что обрекло бы его на гибель.

б. Народ дает клятву (10:5-8)

Езд. 10:5-8. Из англ. текста Библии следует, что клятву дали не только «начальствующие», но, наряду с ними, и «весь Израиль», собравшийся на ту пору к Ездре. К произнесению клятвы на древнем Востоке относились весьма серьезно. Дававший ее сознавал, что кара настигнет его в случае неисполнения клятвы (обета). Так что, по всей вероятности, давшие клятву вместе с Ездрой, были искренни как в скорби своей, так и в намерениях.

Ездра же, «плакавший о преступлении переселенцев», уединился в жилище Иоханана, чтобы поститься. (Очевидно, имя Иоханана носила одна из пристроек храма. Это тот самый Иоханан, который упоминается в Неем. 12:23; он был не сыном, а внуком Елиашива первосвященника; Неем. 12:10-11; 13:28.)

Между тем, по Иудее было объявлено, чтобы все возвратившиеся из плена собрались… чрез три дня… в Иерусалим. Тем, кто не явятся к назначенному сроку, грозила потеря всего имущества (заклятие его) и отлучение от общины, т. е. лишение всех гражданских прав. Повеление было дано от имени Ездры; полномочия, которыми облек его царь Артаксеркс (7:26), давали ему на это право.

в. Народ собирается к храму (10:9-15)

Езд. 10:9-11. На площади (простиравшейся па восток от храма) собрались тысячи людей. (Заметим, что храм и «место его» все время остаются как бы в центре повествования Ездры.) В назначенный день (в ноябре-декабре 457 г. до Р. Х. – через четыре месяца после прибытия Ездры), когда народ стекался в Иерусалим, шел дождь; это был сезон дождей (10:13). Люди дрожали от сырости и холода, но еще больше, надо полагать, от страха перед Божиим наказанием и от огорчения, что многим из них придется разлучиться с женами и детьми (10:9).

Выступление Ездры было решительным и бескомпромиссным; он назвал преступление преступлением, потребовал от виновных в нем и от всего народа покаяния и повелел тем, кто взял себе жен иноплеменных, отпустить их и тем «отлучить себя» от языческого окружения земли.

Езд. 10:12-15. Собравшиеся ответили согласием, но при этом всем было ясно, что столь сложного и деликатного дела в несколько дней не решить (решение его заняло три месяца; стихи 16-17). Кто-то предложил, чтобы главы семейных кланов (поколений) вначале разобрали каждое из таких дел на местах (в этом смысле следует понимать сказанное в стихе 14), а затем, в назначенное время, вместе с судьями и старейшинами каждого города привели бы своих «виновных» в Иерусалим для окончательного рассмотрения каждого случая.

В русской Библии не ясно звучит стих 15. На основании еврейского текста исследователи приходят к выводу, что Ионафан и поддержавшие его Мешуллам и Шавфай левит выступили против предложенного решения проблемы; причины этого Ездра не объясняет.

г. Расследование смешанных браков (10:16-17)

Езд. 10:16-17. Через одиннадцать дней (сравните стих 9 и 16) это расследование началось; как уже говорилось, на него ушло три месяца (от декабря-января (457-456 гг. до Р. Х.) до марта-апреля 456 года). В комиссию входили Ездра и главы каждого из семейных кланов; имена всех членов комиссии были оглашены.

Существует предположение, что при рассмотрении каждого дела индивидуально могли быть выявлены случаи, когда жена-чужеземка оказывалась прозелиткой, т. е. обратившейся от своих идолов к Иегове, и что таким женщинам разрешали остаться с их мужьями.

Ездра ничего не говорит относительно дальнейшей судьбы жен иноплеменных и их детей; по всей видимости, они возвратились в свои города и селения.

д. Список виновных (10:18-44)

Езд. 10:18-44. Повествование Ездры заканчивается перечислением всех, кто нарушил закон, вступив в смешанные браки. Среди таковых оказались 17 священников (стихи 18-22), 10 левитов, включая одного певца и трех привратников (стихи 23-24) и еще 84 человека (стихи 25-43). Обличенные в грехе священники обязались принести в жертву по одному овну за свою вину, как требовал того закон (Лев. 5:14-15).

К несчастью, и после решительного религиозного очищения народа, произведенного Ездрой, иудеи, по прошествии жизни одного поколения, вновь впали в тот же грех (Неем. 13:23-28).

Сообщением о том, что многим, совершившим отступление от закона, их чужеземные жены родили… детей, Ездра как бы обрывает повествование. Он сказал все, что хотел сказать: для возобновления таких отношений с Господом, какие были угодны Ему, народ должен был поклоняться Иегове в храме (главы 1-6) и жить жизнью, согласной со словом Его (главы 7-10).