Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Толкование Далласской семинарии к книге Откровение

2. ОТВЕРЖЕНИЕ ИИСУСА ИРОДОМ ЧЕРЕЗ УБИЙСТВО ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ (ГЛ. 14)

а. Казнь Иоанна Крестителя (14:1-12) (Мар. 6:14-29; Лук. 3:19-20; 9:7-9)

Матф. 14:1-12. Молва об Иисусе и чудных делах Его, распространяясь все шире, достигла царя Ирода. Речь тут идет об Ироде Антипе, поставленном римлянами над четвертою частью Палестины (отсюда его титул – четвертовластник); в земли, которыми он управлял, входила и Галилея. Правление Ирода Антипы было долгим: с 4 г. до Р. Х. по 39 г. от Р. Х. Это его отец – Ирод Великий приказал «избить» младенцев в Вифлееме. К Ироду Антипе был позднее приведен на суд Сам Иисус (Лук. 23:7-12). (Таблицу династии Иродов в комментариях на Евангелие от Луки.)

Ирод пришел к выводу, что Иисус – это воскресший Иоанн Креститель (сравните (Лук. 9:7). Матфей в последний раз упоминал о Крестителе в связи с тем, что тот послал своих учеников к Иисусу с вопросом о Нем (Матф. 11:2-14). И только теперь завершает Матфей рассказ о том, что случилось с Иоанном. Ирод, взяв его… посадил в темницу за Иродиаду. Сделал он это потому, что Иоанн принародно обличал его за сожительство с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. Ирод хотел, однако боялся, расправиться с Иоанном, потому что в народе его почитали за пророка.

И властитель ограничился тем, что «изолировал» Иоанна от народа, посадив его в темницу. Но вот во время… празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады (Саломея) плясала пред собранием. Она настолько угодила Ироду, что тот неразумно пообещал ей исполнить любое ее желание. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И хотя царь сильно опечалился (14:9), выбраться из ловушки, в которую попал, дав клятву, он не сумел. И пришлось ему приказать, чтоб Иоанна обезглавили.

Ученики Крестителя взяли тело его и погребли, а затем сообщили о происшедшем Иисусу. Поступок Ирода тоже обернулся отвержением Самого Господа, и это видно из того, в какую тесную взаимосвязь между собой ставит Матфей служение Христа и служение Его Предтечи: первое не могло не сказаться на втором. Так что Ирод, «отвергши» Предтечу Мессии, тем отверг и Самого Мессию, следовавшего за ним.

б. Иисус уходит в «пустынное место» (14:13-36)

Когда Иисус узнал о смерти Иоанна Крестителя, то удалился со Своими учениками в пустынное место. С этого времени Он главное внимание стал уделять им. По-видимому, цель Его состояла теперь в том, чтобы подготовить учеников к Его предстоявшему уходу. Народ же Он более почти не пытался убеждать в том, что Он – Мессия.

Матф. 14:13-21 (Мар. 6:30-44; Лук. 9:10-17; Иоан. 6:1-14). Догадываясь, куда направился Иисус, толпа народа пошла за Ним северным берегом моря – туда, куда Он поплыл на лодке. Иисус увидел множество людей и сжалился (сравните Матф. 9:36) над ними и исцелил больных их. Когда же настал вечер… ученики хотели сказать народу, чтоб отправлялся в окрестные селения за пищей, потому что в этом «пустынном месте» съестного негде было взять. Но Иисус сказал: Не нужно им идти, вы дайте им есть. У учеников же было только пять хлебов и две рыбы.

Однако и этого немногого оказалось достаточно, чтобы совершилось чудо. В руках Иисуса хлеб и рыба умножались и умножались, так что ели все и насытились. Но и после того пищи осталось столько, что набрали… кусков двенадцать коробов полных. Это притом, что собралось на берегу около пяти тысяч мужчин, да еще женщины и дети (может быть, от 15000 до 20000 человек).

Чудо это произошло неподалеку от Вифсаиды (толкование на Лук. 9:10), незадолго до пасхи (Иоан. 6:4). Заметим, что только о нем записано во всех четырех Евангелиях. Возможно, потому, что для учеников, и в первую очередь, для. них, оно имело особое значение. Ибо посредством этого чуда Иисус показал им характер их будущего служения: после того, как Он оставит их, они должны будут давать людям пищу, но – пищу духовную. Источником ее будет Он Сам – Господь. И когда их духовные «запасы» (силы) будут иссякать, им, как в случае с малым количеством хлеба и рыбы, надо будет вновь и вновь «приходить» к Иисусу, и Он постоянно будет возобновлять их духовный потенциал – с тем, чтобы они не переставали питать других.

Между тем, народ, насытившись, пришел к выводу, что Иисус – «Тот Пророк, Которому должно придти в мир» (Иоан. 6:14-15; Втор. 18:15), и захотел сделать Его Царем. В самом деле, полагали они, Тот, Кто в состоянии исцелять больных и кормить такое множество голодных, должен стать Царем. Но… время для этого еще не настало – ведь вожди народа вступили в заговор против Иисуса (Матф. 12:24), и официальное отвержение Его близилось.

Матф. 14:22-36 (Мар. 6:45-56; Иоан. 6:15-21). Иисус отправил Своих учеников лодкою, а Сам, отпустив народ, взошел на гору помолиться наедине (сравните Иоан. 6:15). Отсылая учеников в лодке, Он мог преследовать две цели: отделить их от толпы и дать им возможность осмыслить то чудо, которое только что произошло на их глазах. Но вскоре на море началась сильная буря. Где-то между 3 и 6 часами после полуночи (четвертая стража ночи) пошел к ним Иисус, идя по морю (лодка находилась тогда примерно в пяти километрах от берега – Иоан. 6:19).

Власть Иисуса над стихиями была очевидной, но в том, что произошло далее, содержался урок веры, который Ему важно было преподать ученикам. Вспыхнувший было в них страх при мысли о том, что видят призрака (14:26) прошел, когда они убедились, что это Иисус. Однако Петр пожелал до конца удостовериться в том, что перед ним – Господь. И потому он сказал: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.

Иисус кратко ответил: Иди. В первой реакции Петра отразилась его вера, потому что он вышел из лодки и пошел по воде… к Иисусу (заметим, что этот эпизод описан только Матфеем). Но в следующий момент вера Петра поколебалась, когда он обратил внимание на сильный ветер и на высоту вздымаемых им волн. Усомнившись же, он начал тонуть и закричал: Господи! спаси меня. Господь тут же поддержал его, но обратился к нему с укором: Маловерный! (сравните 6:30; 8:26; 16:8) зачем ты усомнился?

Как только Иисус и Петр вошли в лодку, буря утихла, и изумленные ученики поклонились Ему. Теперь их представление об Иисусе углубилось и окрепло, и уже открыто признали они, что Он – Сын Божий. В своем взгляде на Учителя они, конечно, заметно отличались от прочих, в частности, от жителей земли Геннисаретской (14:34), куда теперь направлялись. Те, узнав о прибытии Иисуса, принесли к Нему всех больных.

И просили… только прикоснуться к краю одежды Его. Видимо, они хорошо помнили, как исцелилась страдавшая кровотечением женщина, едва коснувшись одежды Иисуса (9:20). Эти люди не сомневались, что Он – великий Исцелитель, но до конца не понимали, Кем был Иисус на самом деле. Ученики же Его все более возрастали в понимании истинной Его сущности.