Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Откровение

24:1 И Моисею сказал Он. Стихи 1,2 выражают идею всей главы и продолжают повествование, прервавшееся на 20,21. Упоминание об Аароне и двух его сыновьях свидетельствует о достоверности этих событий; позднее сыновья Аарона были убиты за преступление против Бога (Лев. 10,1.2). Семьдесят старейшин в 18,12 (или, возможно, здесь имеются в виду "способные люди", как в 18,21), очевидно, представляют семьдесят потомков Иакова.

24:3 слова. Т.е. Десять Заповедей.

законы. По всей видимости, это – "Свод законов завета" (20,22 – 23,19).

отвечал. Израиль отвечал той же словесной формулой, что и в 19,8. Эта фраза в ст. 3 и 7 отмечает начало и конец церемонии.

24:4 написал. Речь идет о Десяти Заповедях и "Своде законов завета". Жертвенник символизирует Бога, а двенадцать камней, являющихся свидетелями этого договора (Быт. 31,51-54), – двенадцать колен Израилевых.

24:6 половину крови. Кровь умилостивления, которой окропляется жертвенник, принимается Богом в качестве жертвы завета и таким образом свидетельствует о принятии завета и Израилем.

24:7 книгу завета. Обычно это выражение относится к социальным законам, изложенным в 20,2 – 23,19, здесь же имеются в виду еще и Десять Заповедей.

24:8 окропил народ. Народ был окроплен "кровью завета", т.е. кровью, которая утвердила этот завет, как объясняет апостол Павел (Евр. 9,18). Отметим также, что в Евр. 9,19 говорится о том, что книга завета также была окроплена кровью. Кровь символизирует очищение от греха, которое позволяет народу вступить во взаимоотношения завета. Она означает также, что взаимоотношения завета, устанавливаются только посредством умилостивления (Евр. 9,21.22). Израиль посвящен на служение Богу; помазание Аарона в священники тоже сопровождалось кроплением кровью (Лев. 8,23.30). Иисус также подтверждает связь завета с кровью, когда подает чашу на Вечере Господней: "Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф. 26,28).

24:9 Моисей и Аарон... семьдесят из старейшин. Этот стих повторяет изложенное в ст. 1,2.

24:10 видели... Бога Израилева. Поскольку никто и никогда не видел Бога (Ин. 1,18), далее в тексте объясняется, что значит "видеть" Бога.

под ногами Его нечто подобное. Вероятно, присутствующие не поднимали глаз, боясь увидеть Бога, но, однако, видели яркое голубое сияние.

сапфира. Имеется в виду ляпис-лазурь (или лазурит).

24:11 не простер руки. Не покарал. Принятие пищи, совершаемое в ознаменование заключения завета, отмечено в 18,12; Быт. 31,46; Мф. 26,28.

24:12-18 Моисей восходит на гору Синай для получения скрижалей завета.

24:12 взойди ко Мне. См. ст. 2. Моисей должен был получить дальнейшие указания о построении скинии. Бог дал Моисею каменные скрижали, на которых Сам Господь записал Свои повеления.

24:14 оставайтесь здесь. Эти слова предваряют события, описанные в гл. 32.

24:16 слава. Это слово используется, когда речь идет о Божественном присутствии. "Обитание" Бога среди Его народа – одна из основных тем книги Исход.

24:18 Моисей вступил в средину облака. Моисей входит в огненное облако Божиего присутствия (32,15), оставив позади старейшин и даже Иисуса Навина.