Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Откровение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

9:1-5 Павел излагает свои соображения относительно того, почему большая часть его соплеменников-иудеев отвергла Евангелие.

9:1 свидетельствует мне совесть моя. В Священном Писании нет определения совести. Ср. 2,15; 13,5. Павел понимает совесть как нравственное самосознание, просвещенное Божественным откровением. Свою искренность Павел подтверждает здесь клятвой.

9:3 желал бы сам быть отлученным. Хотя Павел является апостолом язычников, но перед лицом неверия иудеев он разделяет чувство Моисея (Исх. 32,30-32). Он страдает за свой народ (ст. 2).

9:4 которым принадлежат усыновление. Неверие Израиля тем непростительнее, что он испытал на себе много Божиих благословений. Перечислением восьми его привилегий (ст. 4,5) Павел подтверждает сказанное ранее (см. 3,1.2).

9:5 Христос... сущий над всем Бог, благословенный во веки. Такой перевод, утверждающий Божество Христа, является наиболее естественной передачей греческого оригинала. Однако возможны варианты: "Христос, сущий над всеми. Богу благословение во веки". Или: "Христос, Сущий над всем Бог, да будет благословен во веки".

9:6 слово Божие. Т.е. Его завет и намерение быть Богом семени Авраамова (Быт. 17,7.8). В ветхозаветный период происхождение (по плоти) не обеспечивало наследования обетования. Бог Сам избирал, кто будет наследником. Этот принцип очевиден на примере потомства Авраама и Исаака.

9:11 когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого. Решающее доказательство – пример Иакова и Исава: 1) потому что они были близнецами, т.е. "равны" по естеству; 2) потому что промысел Божий изменил то "естественное" различие, которое было между ними, и заставил старшего брата служить младшему; 3) потому что намерения Божий были объявлены до их рождения, т.е. не зависели от их поступков. Избрание не обосновано действиями, поступками или верой, которые предвидит Бог; оно определяется избирающей благодатью Божией.

9:13 Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. Различие судеб Божиих в избрании (ст. 11) подтверждено пророком Малахией (1,2.3), который объясняет, что любовь Бога к Израилю коренится в Его свободном избрании Иакова, в предпочтении его Исаву. Из Мал. 1,3.4 ясно, что "возненавидел" имеет значение отвержения и антипатии.

9:14 Что же скажем? Ср. 8,31. Павел признает, что сделанные им утверждения требуют дальнейшего разъяснения. Как промысел Божий соотносится с абсолютной Божией праведностью? Павел поясняет это, цитируя два библейских текста (Исх. 9,16; 33,19) в ст. 15 и 17, из которых делает заключение, что Бог праведен, проявляя милость к одним и ожесточая сердца других. Проявляя милость, Бог не ставит целью наградить человека за его собственные усилия, а являет Свое милосердное снисхождение к тем, кто по своему нравственному состоянию неспособен на какое-либо усилие (1,18 – 3,20). Проявление милости – право, принадлежащее единственно Богу и зависящее исключительно от Его соизволения. Когда Бог "ожесточил" сердце фараона, Он не творил в нем новое зло, а осудил, предав фараона во власть его необузданных злых устремлений (Исх. 14,17.18.23-28).

9:17 Писание говорит фараону. С фараоном через Моисея говорил Сам Бог (Исх. 9,16), но Павел отождествляет слово Писания с гласом и силой Бога.

9:19 за что же еще обвиняет? По какому праву Бог возлагает вину за грехи на тех, кого Сам же ожесточил против Себя? Ответ Павла построен на привычных человеку понятиях (ст. 20, 21). Никому из людей не подобает ставить под вопрос праведность путей Божиих. Горшечник волен поступать с глиной как ему вздумается (Ис. 64,8). Все принадлежат к "одной глине" (ср. ст. 10-13) – падшему в Адаме человечеству (5,12-14); все грешат делом прежде, чем Бог ожесточит их во грехе (1,18-28). Бог проявляет милость к некоторым из тех, кто произошел от Адама, и делает их Своими избранными сосудами – это дар Его милости и изобилующей благодати; другие становятся сосудами для "низкого" употребления – это Его суверенное право и само по себе является проявлением полной справедливости.

9:22-23 сосуды гнева, готовые к погибели... сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе. Слово "приготовил", отнесенное к сосудам милосердия, возможно, указывает, что милосердие является проявлением Божией милости прежде всех веков (ср. 8,29.30), в то время как гнев непосредственно связан с настоящим нечестием и беззаконием (ср. 1,18-32). Разница между избранным и отверженным не заключена в самом их существе (все заслуживают гнева), а покоится лишь в воле Божией. Из контекста можно, однако, вывести, что сосуды, готовые к погибели, подвергаются гневу, который является справедливым возмездием за грех.

9:30 Что же скажем? Ср. ст. 14. Объяснив неверие иудеев в понятиях всемогущества Божия, Павел теперь определяет неверие как следствие пагубной приверженности к ложной праведности. Державная власть Божия и преступная непокорность человека – вот, по мнению Павла, суть противоборства. Божией милостью и властью язычники, не искавшие праведности получили ее через веру во Христа, а народ израильский не сумел получить ее, поскольку искал ее "в делах закона". Христос оказался для иудеев камнем преткновения (ср. 8,14; 28,16).

9:31 закона праведности. Вероятно, Павел имеет в виду опять же закон Моисея. Ошибка иудеев не в поставленной ими цели, а в способе ее достижения ("искали не в вере, а в делах закона", ст. 32).