Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Откровение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

2:1-16 В этих стихах Павел обращается к воображаемому представителю реальной и легко узнаваемой группы людей. Хотя собственно иудеи упоминаются лишь в ст. 17, Павел, вероятно, с самого начала имел в виду именно их. Они согласны со словами Павла о гневе Божием, но считают, что к ним это не относится (отсюда – суровое предупреждение, ст. 5). Допуская, что сказанное адресовано прежде всего иудеям, следует признать, что на самом деле оно не ограничивается только ими. Павел излагает принципы суда Божия, перед которым предстанут все. Суд основывается на истине (ст. 2) и характеризуется праведностью (ст. 5). Он воздает по делам (ст. 6), нелицеприятен (ст. 11) и осуществляется через Христа (ст. 16). Такой суд принесет мучительную гибель всем грешникам (ст. 8,9).

2:1 неизвинителен ты. Павел обличает тех, кто согласен с его изображением гнева Божия против греха (1,18-32), но считает, что их этот гнев не коснется.

делаешь то же. Осуждение других людей фактически является самоосуждением (ст. 3).

2:2 поистине. Ср. 1,18. Реакция человека на призыв Божий является единственным основанием для Божиего суда.

2:4 пренебрегаешь. Такие люди отказываются признать, что благость Божия имеет целью привести их к раскаянию в грехе и отвращению от него. Они пренебрегают божественной любовью и тем самым выражают презрение к Самому Богу.

2:5 собираешь гнев. Самонадеянность в вопросах религии есть "упорство", поскольку постоянное противление Богу, стремящемуся проявить милость, равнозначно отвержению воли Божией, а отказ признать вину лишь ее увеличивает. "Собирание" гнева влечет за собой соразмерное наказание.

2:6-10 Божий суд основывается на том, что составляет характер отношения человека к Богу. Лишь те, кто получают благодать, действительно "ищут славы, чести и бессмертия" (ст. 7). Остальные "упорствуют", не покоряясь Богу (ст. 8). Павел учит, что спасение даруется по милости, а суд производится по делам (2 Кор. 5,10). Если бы не милость, и иудеев, и язычников могло бы ожидать лишь одно – осуждение (ст. 10; 1,16).

2:11 нет лицеприятия у Бога. Правостояние перед Богом не может базироваться ни на этнических, ни на каких-либо врожденных или личных отличительных признаках (9,6-13; Гал. 6,15).

2:12-16 Иудеи всегда были готовы апеллировать к закону Моисея, которым, в отличие от язычников, они обладали. Этим как бы подразумевалось, что Бог "лицеприятен" (ст. 11). Тема роли закона занимает важное место в Послании к Римлянам (3,27-31; 4,13-15; 5,13-15; 6,14.15; 7,1-25; 13,8-10). Здесь же она обсуждается впервые; Павел показывает, что Богу можно угодить не знанием закона, а послушанием открываемой им воле Божией. Итак, "нет лицеприятия у Бога" (ст. 11).

2:12 Речь идет о законе Моисея, оформившемся в виде Десяти Заповедей (Исх. 20,1-17; Втор. 5,1-22). Закон Моисея уже открыл, что Бог осуждает грех, но причина греха лежит в сердце, а не в законе (7,13); в сердце же – знание "дела закона" (ст. 14,15), так как человек был создан по образу Божию (Быт. 1,26.27). Поскольку Бог судит людей по известным им критериям, оправдываться незнанием закона неуместно и неправомерно.

Те, которые... согрешили. В эту категорию входят все люди. См. 3,19.20.23.

2:14 по природе законное делают. Никто не может быть оправдан на основании личной праведности; однако общие для всех нравственные критерии (несмотря на различную степень их ясности) и сознание обязательности соответствия этим критериям указывают, что существует общее для всех нравственное уложение и чувство ответственности перед Богом. Об этом "свидетельствует совесть" (ст. 15) и порождаемое ею чувство самоосуждения.

2:16 по благовествованию моему. Т.е. по благовестию, которое несет Павел. В его проповеди грозная весть о суде предваряет благовестие милости.

через Иисуса Христа. Суд отдан Христу (Ин. 5,22; Мф. 7,21-23; 25,31-33; 2 Кор. 5,10) и, будучи безупречным, Он явит "тайные дела человеков", от Судии не скроется ничто (Евр. 4,12.13).

2:17-29 Павел обращается непосредственно к притязаниям иудеев на особые преимущества, подробно рассматривая принадлежащий им закон (ст. 17-24) и обрезание (ст. 25-29). Он утверждает (ст. 1), что иудеи сами повинны в том, за что осуждают других. Говоря об обрезании, он доказывает, что внешний признак без реального наполнения не имеет смысла.

2:17-20 Здесь Павел перечисляет преимущества, которыми хвалились иудеи, считавшие, что эти преимущества и возвышают их над прочими людьми.

2:21-23 Обязательства, неотъемлемые от преимуществ, не были выполнены. Павел особо выделяет запрет прелюбодеяния, святотатства и воровства (Исх. 20,4.5.14.15).

2:25 Обрезание полезно. Павел подводит свои рассуждения во второй главе к главному: осуждение – результат того, что откровение (любого рода) не было воспринято с послушанием. В частности, иудеи преступили закон Моисея, лишив обряд обрезания его подлинного содержания. Павел признает, что есть преимущества принадлежности к Израилю (9,4.5), в частности, – быть обрезанным (3,1.2; 4,11). Но плотское обрезание символизирует освящение и обновление жизни (ст. 25; Втор. 30,6). Важна реальность, а не внешний признак, а ею можно обладать независимо от принадлежности к иудейству (ст. 26,27).

2:29 тот Иудей. Членом народа завета Божия становятся через действие Духа, Который приводит к жизни, устремленной к Богу, а не посредством "обрезания, которое наружно" (ст. 28) и "по букве".