10:1 Братия! Обращение к собратьям-христианам, пафос которого подчеркнут недавним упоминанием братьев по плоти (9,3).
10:2 имеют ревность по Боге. См. ком. к 9,31 (Флп. 3,4-6).
10:3 не разумея праведности Божией. Павел противопоставляет Богом учрежденную праведность человеческим усилиям достичь самоправедности.
поставить. В сочетании со словом "завет" имеет значение "установить" (Быт. 6,18; 17,7). Даже в контексте завета, который Бог заключил с ними, иудеи неверно восприняли Его милость, сочтя, что она зависит от соблюдения ими закона.
10:4 конец закона – Христос. Это выражение может иметь разные значения: 1) Христос "завершил" закон; 2) Христос – это цель закона (Гал. 3,24). В первом случае Павел имеет в виду, что для верующих во Христа Он – конец их попыткам утвердить собственную праведность. Если следовать толкованию ст. 5-8, изложенному далее, верно второе значение.
10:5 Павел цитирует Лев. 18,5 и связывает эти слова с понятием искупительной милости Божией, требующей от человека ответного послушания (Лев. 18,2; ср. Исх. 20,1-17), что отнюдь не является утверждением собственной праведности.
10:6-8 Второзаконие показывает, что спасения от Бога невозможно достичь напряженным усилием человека, его приближает только милость Божия. Павел считает, что оно исполнилось с новым заветом во Христе (Иер. 31,31-34; ср. 2 Кор. 3,7.18). Таким образом, Христос был "завершением" закона Моисея. Стремление к собственной праведности теперь равнозначно попыткам сделать то, что мог совершить – и совершил – один только Бог, в воплощении и воскресении.
10:9-10 исповедывать... веровать... веруют... исповедуют. В ст. 10 Павел использует глаголы ст. 9 в обратном порядке и тем самым показывает, что и сердечная вера, и исповедание устами относятся к области "праведности" и "спасения".
10:12 нет различия. Это подтверждается тем фактом, что всех объемлет единая любовь Божия (ст. 12). Ср. Иоил. 2,32; Деян. 2,21.
10:14-15 Рассматривается, что происходит, когда кто-либо призывает имя Господа ради спасения.
10:14 в Того, о Ком не слыхали. Букв.: "Того, Кого не слышали" – указание на то, что, по мнению Павла, Сам Христос – единственный истинный проповедник Евангелия (ср. Еф. 2,17; Ин. 10,16).
10:18 по всей земле прошел голос их. Эта цитата из Пс. 18,5 указывает, что речь идет об общем откровении Божием (Пс. 18,2-5). Павел пользуется ею, чтобы, опираясь на Священное Писание, доказать, что Израиль слышал весть от Бога; это подтверждает, что все сказанное об общем и частном откровении истинно.
10:19-21 Отпадение иудеев не может быть оправдано ни тем, что услышанная ими проповедь неполна, ни тем, что они неспособны понять ее. Моисей и Исаия противопоставляют Божий народ тем, кому недостает понимания (Втор. 32,21) и кто не искал Бога, однако был приведен к Его познанию (Ис. 65,1).
10:1 Братия! Обращение к собратьям-христианам, пафос которого подчеркнут недавним упоминанием братьев по плоти (9,3).
10:2 имеют ревность по Боге. См. ком. к 9,31 (Флп. 3,4-6).
10:3 не разумея праведности Божией. Павел противопоставляет Богом учрежденную праведность человеческим усилиям достичь самоправедности.
поставить. В сочетании со словом "завет" имеет значение "установить" (Быт. 6,18; 17,7). Даже в контексте завета, который Бог заключил с ними, иудеи неверно восприняли Его милость, сочтя, что она зависит от соблюдения ими закона.
10:4 конец закона – Христос. Это выражение может иметь разные значения: 1) Христос "завершил" закон; 2) Христос – это цель закона (Гал. 3,24). В первом случае Павел имеет в виду, что для верующих во Христа Он – конец их попыткам утвердить собственную праведность. Если следовать толкованию ст. 5-8, изложенному далее, верно второе значение.
10:5 Павел цитирует Лев. 18,5 и связывает эти слова с понятием искупительной милости Божией, требующей от человека ответного послушания (Лев. 18,2; ср. Исх. 20,1-17), что отнюдь не является утверждением собственной праведности.
10:6-8 Второзаконие показывает, что спасения от Бога невозможно достичь напряженным усилием человека, его приближает только милость Божия. Павел считает, что оно исполнилось с новым заветом во Христе (Иер. 31,31-34; ср. 2 Кор. 3,7.18). Таким образом, Христос был "завершением" закона Моисея. Стремление к собственной праведности теперь равнозначно попыткам сделать то, что мог совершить – и совершил – один только Бог, в воплощении и воскресении.
10:9-10 исповедывать... веровать... веруют... исповедуют. В ст. 10 Павел использует глаголы ст. 9 в обратном порядке и тем самым показывает, что и сердечная вера, и исповедание устами относятся к области "праведности" и "спасения".
10:12 нет различия. Это подтверждается тем фактом, что всех объемлет единая любовь Божия (ст. 12). Ср. Иоил. 2,32; Деян. 2,21.
10:14-15 Рассматривается, что происходит, когда кто-либо призывает имя Господа ради спасения.
10:14 в Того, о Ком не слыхали. Букв.: "Того, Кого не слышали" – указание на то, что, по мнению Павла, Сам Христос – единственный истинный проповедник Евангелия (ср. Еф. 2,17; Ин. 10,16).
10:18 по всей земле прошел голос их. Эта цитата из Пс. 18,5 указывает, что речь идет об общем откровении Божием (Пс. 18,2-5). Павел пользуется ею, чтобы, опираясь на Священное Писание, доказать, что Израиль слышал весть от Бога; это подтверждает, что все сказанное об общем и частном откровении истинно.
10:19-21 Отпадение иудеев не может быть оправдано ни тем, что услышанная ими проповедь неполна, ни тем, что они неспособны понять ее. Моисей и Исаия противопоставляют Божий народ тем, кому недостает понимания (Втор. 32,21) и кто не искал Бога, однако был приведен к Его познанию (Ис. 65,1).