Выбор комментария
Выбор книги комментария
Ветхий Завет
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Бытие
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Исход
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Левит
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Числа
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Второзаконие
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иисус Навин
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Книга Судей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Руфь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 3-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 4-я Царств
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-я Паралипоменон
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Ездра
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Неемия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Есфирь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иов
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Псалтирь
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Притчи
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Екклесиаст
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Песни Песней
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Исаия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иеремия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Плач Иеремии
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иезекииль
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Даниил
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Осия
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иоиль
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Амос
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Авдий
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иона
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Михей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Наум
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Аввакум
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Софония
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Аггей
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Захария
Ветхий Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Малахия
Новый Завет
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Матфея
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Марка
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Луки
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге От Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Деяния
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иакова
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Петра
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Петра
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 3-е Иоанна
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Иуды
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Римлянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Коринфянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Галатам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Ефесянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Филиппийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Колоссянам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Фессалоникийцам
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 1-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге 2-е Тимофею
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Титу
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Филимону
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге К Евреям
Новый Завет Комментарий Новая Женевская Учебная Библия к книге Откровение
1 2 3 4 5 6 7 8 9

2:1-3 Предсказание суда над моавитянами.

2:1 пережег кости царя Едомского. Принято считать, что здесь имеются в виду кости моавитянского царя Меса. Процедура сожжения служила знаком особого презрения к жертве. При этом считалось, что умерший не будет иметь покоя в потустороннем мире. Аналогичным образом Иосия сжег кости лжежрецов на жертвеннике в Вефиле (4 Цар. 23,15.16).

2:2 Кериофа. Возможно, это обобщенный термин, означающий "города" (именно в таком значении слово встречается в Септуагинте), однако более вероятно, что это название главного моавитянского города и культового центра, который, по-видимому, был столицей государства. См. Иер. 48,41.

трубы. Возможно, это был софар, военная труба или горн, который использовался на поле брани в древние времена. Он изготовлялся из скрученных бараньих рогов.

2:3 Истреблю. Букв.: "отсеку". Истребление царя и князей в древние века на Ближнем Востоке было обычным наказанием восставшего вассала. Моав фактически состоял в вассальной зависимости от Ассирии и служил ее царям начиная от Фегла-фелласара III и до Ашурбанипала.

2:4-5 Предсказание суда над Иудеей.

2:4 Иуды. Речь идет об Иудее, которой было предсказано наказание. Те же, кто проживал в Северном царстве, где пророчествовал Амос, могли отнестись к его словам с пренебрежением, уверовав в свою непогрешимость.

отвергли закон Господень. Букв.: "закон Яхве". Народы заслужили наказание, нарушая законы всепрощения и милосердия, известные по меньшей мере со времен Ноевого завета (ср. Быт. 9,1-7). Отвергнув закон Господень, а с ним и Самого Бога, они навлекли на себя кару.

постановлений Его не сохранили. Ср. Исх. 15,26; Втор. 4,40.

вслед которых ходили отцы их. "Ходить вслед" означает послушно – как вассал (или слуга) – следовать за кем-либо. Так, Иуда, должным образом исполнявший обязанности вассала Великого Царя Яхве, предпочел стать слугой лживых богов, которых как ВЗ (Втор. 32,17), так и НЗ (1 Кор. 10,20) разоблачают как бесов.

2:5 Иерусалима. Букв.: "основание" или "жилище мира". Однако в древнееврейском языке слово мир означает не только отсутствие войны, но и полноту, цельность. Поскольку Иуда не стремился достичь совершенства в Боге, город познал не мир, а разрушение. Пророчество исполнилось через сто пятьдесят лет, когда Навуходоносор II завоевал Иерусалим (ср. 4 Цар. 25,8-10).

огонь... пожрет чертоги. Поскольку иудеи последовали за богами языческих народов, страну ожидало такое же наказание, как и языческие государства, напр., Арам (1,4), Газу (1,7), Тир (1,10), Едом (1,2), Аммон (1,14) и Моав (2,2).

2:6-16 Предсказание суда над Израилем.

2:6 Израиля. Имя, данное Иакову, когда он боролся с Богом и одержал победу (Быт. 32,28).

правого. Кроме прочих, слово "правый" имело и юридический смысл: правый – тот, кто не имел долгов, а потому не мог быть продан в рабство (ср. Лев. 25,39-43).

бедного. Т.е. тех, кто жил в нужде и бесправии. Господь проявил к ним особое милосердие (ср. Исх. 23,6; Иер. 5,28).

за пару сандалий. За такой пустячный долг бедных людей продавали в рабство. Рабство по бедности в Израиле было регламентировано законом при условии сохранения милосердия и братского сочувствия к соплеменникам (ср. Исх. 21,2 и далее; Втор. 15,12-18).

2:7 Жаждут... бедных. Если одним из царских достоинств на Ближнем Востоке в древние века считалась особая забота о бедных людях, то каким же должно быть попечительство Всевышнего о народе Божием (ср. Исх. 23,6-8).

путь кротких извращают. Ср. Притч. 17,23.

отец и сын ходят к одной женщине. Это не только противоречило божественному замыслу о союзе между мужчиной и женщиной (Быт. 2,23.24; Мф. 19,4-6), но и запрещалось законом (Лев. 18,7-30). Грех этот был одним из множества беззаконий, которыми, по слову Господа в Лев. 18,24, осквернили себя соседние народы.

2:8 На одеждах, взятых в залог. Одежды, взятые в залог, необходимо было вернуть владельцу до захода солнца (Исх. 22,26), а взявший в залог что-либо не должен был ложиться спать до тех пор, пока не вернет взятое (Втор. 24,12.13).

вино, взыскиваемое с обвиненных. Вино было несправедливо отобрано у обвиняемых. Возможно также, что возлияния сопровождались удовлетворением сексуальных потребностей.

2:9 А Я истребил перед лицем их Аморрея. Так же как Господь истребил рефаимов перед лицом аммонитян и хореев – перед лицом сынов Исавовых (Втор. 2,21.22), Он уничтожил аморреев (термин, которым иногда, как в данном случае, пользовались для обозначения всех хананеев) перед Израилем: первый раз – во времена Моисея – победил Сигона и Ога восточнее Иордана (Втор. 2,24-37), а позже – во времена Иисуса Иавина – завоевал землю западнее Иордана.

как высота кедра. Это образное выражение ассоциируется с рассказом о двенадцати соглядатаях (Чис. 13,26-33) и, кроме того, свидетельствует о силе гнева Божиего, грядущего излиться на все гордое и высокомерное (Ис. 2,12-18).

плод его вверху и корни его внизу. Т.е. Он истребит их целиком и полностью.

2:10 Вас же Я вывел из земли Египетской. Господь напоминает о Своей верности завету (ср. Быт. 50,24; Исх. 3,8).

в пустыне сорок лет. Это время понадобилось для того, чтобы подготовить народ к повиновению Богу и заселению обетованной земли (Втор. 1,19-40).

чтобы вам наследовать землю Аморрейскую. Это обещание входило в завет, заключенный с Авраамом (Быт. 15,7), и было исполнено – как и говорил Господь – при его потомках (Втор. 2,31).

2:11 Из сыновей ваших Я избирал в пророки. Господь Своей верховной властью воздвигал пророков (Втор. 18,15-17), судей (Суд. 2,18), ставил священников (1 Цар. 2,35) и царей (2 Цар. 7,12). Пророков Бог использовал в качестве особых вестников, призванных предупредить народ Израиля о грядущем суде, напомнить о необходимости повиновения законам, которые Он дал ему.

назореи. Это были мужчины (или женщины), которые, дав обет назорейства, посвящали себя Господу. Согласно закону (Чис. 6,1-21), они не могли пить вина и других крепких напитков, виноградного сока и даже вкушать ягоды винограда или изюма. Они отращивали длинные волосы, что служило внешним отличительным признаком их посвящения. ВЗ называет по имени двух назореев: Самсона (Суд. 13,1-5) и Самуила (1 Цар. 1,11).

2:12 А вы. В противовес тому, что сделал Господь ("Я избирал в пророки", 2,11), народ Израиля стремился разрушить Его планы, не позволяя посланцам Бога пророчествовать и заставляя назореев пить вино. Таким образом, они проявляли свое неуважение и к Господу, и к закону.

2:13 Господь собирается раздавить Израиль, уподобив Себя колеснице, все сокрушающей на своем пути.

2:14 у проворного... крепкий. Ни скорость того, кто надеялся убежать, ни сила того, кто рассчитывал выстоять, не спасут их от гнева Божиего.

храбрый. Иначе: "герой", т.е. тот, кто по своим физическим данным и выучке соответствовал ипостаси могучего воина. Голиаф был одним из таких (1 Цар. 17,51). Этот же термин применим и к Давиду (1 Цар. 16,18), и к Мессии ("Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира", Ис. 9,6).

2:15 не спасет своей жизни. Иначе: "спасти голову".

2:16 убежит нагой. Ср. Быт. 2,25. Здесь речь идет о том, что даже самый отважный воин отбросит в панике не только доспехи и оружие, но и одежду: только бегство его не спасет.

в тот день. Указание на судный день. В данном случае оно предвещает грядущее завоевание царства Ассирией.